Центральный банк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:34, реферат

Описание работы

Центральный банк – центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, он сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики.
Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……..…3
1. Банковская система Российской Федерации…………………….……….….4
1.1 Формирование двухуровневой банковской системы………………….…..4
1.2 Современная банковская система Российской Федерации……………….6
2. Центральный банк Российской Федерации…………………………………7
2.1 Статус и цели Центрального банка России………………………………..7
2.2 Структура Центрального банка России…………………………………….8
2.3 Функции Центрального банка России…………………………………….12
2.4 Инструменты и методы денежно-кредитной политики …………………14
3. Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации……………………………………………………………………….16
3.1 Основные задачи, цели и формы денежно-кредитного регулирования…16
3.2 Методы денежно-кредитной политики…………………………………….17
3.3 Инструменты денежно-кредитной политики……………………………..20
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год…………………………………………………………...34
4.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу………………………………………………………..………..…..34
4.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2008 году………37
Заключение ………………………………………………………………………41
Список используемой литературы……………………………………………43

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 68.04 Кб (Скачать файл)

Прямое и косвенное регулирование  денежно-кредитной сферы

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и  косвенного регулирования денежно-кредитной  сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме  различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения  и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  сферы воздействуют на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов  с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования  косвенных методов регулирования  тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и  косвенные инструменты с постепенным  вытеснением первых вторыми.

Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования

Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные  различают также общие и селективные  методы осуществления денежно-кредитной  политики Центрального банка.

Общие методы являются преимущественно  косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение  выдачи ссуд некоторыми банками или  ограничение выдачи отдельных видов  ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и  т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой  функции централизованного перераспределения  кредитных ресурсов. Подобные функции  несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных  методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для  экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций  воспроизводства.

Вместе  с тем прямые методы денежно-кредитной  политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают  основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению  кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово  устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов  денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом  их применения в условиях рынка, поскольку  деформируют рыночный механизм.

Поэтому Центральные банки стран с  развитой рыночной экономикой практически  отказались от прямых методов денежно-кредитной  политики и прибегают к ним  в исключительных случаях, когда  необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического  кризиса.

Практика  формирования рыночной экономики и  ее развития доказали низкую эффективность  прямых методов денежно-кредитной  политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов  денежно-кредитной политики косвенными.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной  конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной  политики утверждаются законодательным  органом. При этом необходимо учитывать  временной лаг между проведением  того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением  эффекта от его реализации. Эффективность  применения различных типов денежно-кредитной  политики определяется тем, в какой  мере дестабилизация денежного оборота  вызвана «чисто» денежными, а  не общеэкономическими и политическими  факторами.

 

    • Инструменты денежно-кредитной политики

 

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном  законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

1. Операции  на открытом рынке.

2. Нормативы  обязательных резервов депонируемых  в ЦБ (резервные требования).

3. Процентные  ставки по операциям Центрального  Банка.

4. Рефинансирование  кредитных организаций.

5. Валютные  интервенции.

6. Установление  ориентиров роста денежной массы.

7. Прямые  количественные ограничения.

8. Эмиссия  облигаций от своего имени4.

Рассмотрим  более подробно инструменты денежно-кредитной  политики Российской Федерации.

Операции  на открытом рынке

К экономическим  мерам по регулированию денежно-кредитной  политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке  с ценными бумагами. Политикой  открытого рынка называют куплю-продажу  Центральным банком государственных  ценных бумаг с целью оказать  влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка  состоит в том, чтобы, регулируя  спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую  реакцию у коммерческих банков.

Политика  открытого рынка представляет собой  орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем  ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить  управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного  предложения. Особенно эффективно это  используется в период кризиса. В  период высокой конъюнктуры Центральный  банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить  их кредитные возможности по отношению  к экономике и к населению.

Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи  уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи  ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают  ценные бумаги у Центрального банка  только при малом спросе на кредиты  со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный  банк предлагает бумаги открытого рынка  на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную  активность, Центральный банк выступает  покупателем на открытом рынке. В  этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный  банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой — так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта  скидка может быть фиксированной  или плавающей, установленной между  двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются  более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более  гибким методом регулирования.

Рефинансирование  банков

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия  на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений  рефинансирование все активнее стало  использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней  инстанции и выполняет функцию  «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас  ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.

Кредитные рефинансирования различаются по:

— форме  обеспечения — учетные и ломбардные кредиты;

— срокам использования — краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);

— методам  предоставления — прямые кредиты  и кредиты, реализуемые Центральным  банком через аукционы;

— целевому характеру — корректирующие и  сезонные кредиты.

Процентная  политика или регулирование официальной  процентной ставки

Традиционной  функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой  процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный  банк может воздействовать на резервы  банков, расширяя или сокращая их возможности  в предоставлении кредита населению  или предприятиям. В зависимости  от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или  удешевление кредита вообще и  тем самым создаются условия  ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.

Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:

— через  фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, которые служат определенным ориентиром для рыночных ставок;

— через  контроль над ставками кредитных  учреждений.

В первом случае Центральный банк, устанавливая официальную учетную ставку, определяет стоимость привлечения ресурсов банками: чем выше учетная ставка, тем выше стоимость рефинансирования банковских операций. Во втором случае регулированию подлежит лишь стоимость  отдельных видов кредита или  операции только некоторых банков.

Процентная  политика Центрального банка в посткризисный  период заключается в регулировании  процентных ставок по всем операциям  банка на денежном рынке с целью  поддержания необходимого уровня ликвидности  банковской системы.

Центральный банк непосредственно не влияет на процентные ставки по операциям коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и  зависят от количества денег в  обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и  финансовых рынков.

На протяжении 1991-2008 г.г. Центральный банк неоднократно изменял ставку рефинансирования в  зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке. В 2008 г. Центральный  банк повысил ставку рефинансирования с 10 до 12 %  на 12.11.2008 г., а с 01 декабря 2008 года ставка вводится в размере 13 %.

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов  денежно-кредитной политики центральных  банков Западной Европы. Центральные  Банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются  по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный  Банк покупает долговое обязательство  по более низкой цене, чем коммерческий банк.

Схема переучета  векселей Центрального банка проста: коммерческий банк, получающий статус учетного от одного из подразделений  Центрального банка, финансирует организацию-экспортера под получение простого векселя, выданного на имя учетного банка. Учетный банк, в свою очередь, переучитывает (т. е. продает до наступления срока  платежа) этот вексель в Центральный  банк под заранее установленный  процент.

Учетные (дисконтные кредиты) — это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим  в разных странах законам Центральный  банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и  казначейские векселя исходя из установленной  учетной ставки. Важный инструмент воздействия на состояние кредитно-денежного  обращения — использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством  установления лимитов общей суммы  переучитываемых заимствований. Лимит  распространяется на все переучитываемые  Центральным банком векселя и  может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем  кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной  сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень  лимита, Центральный банк стремится  выровнять финансовые потери, возникающие  в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные  ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому  повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным  банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской ликвидности.

Информация о работе Центральный банк России