Центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений центральных банков и финансово-кредитных институтов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность, функции и операции центральных банков
1.1. Сущность центральных банков, их структура………………………………...4
1.2. Функции центральных банков. Взгляды экономистов на функции центральных банков…………………………………………………………………5
2.Денежно-кредитная политика центральных банков…………………………...10
3. Операции центральных банков…………………………………………………16
3.1. Центральный банк как орган регулирования экономики по кредитно-денежным методам…………………………………………………………………19
4. Центральный банк Российской Федерации……………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовая Де КБ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Ставка, по которой центральный  банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой центрального банка.

Банковские инвестиции – это  покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население.

Важной, а нередко главной целью  покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

Государственный долг России почти  целиком образовался в результате прямого кредитования государства центральным банком. Однако Законом о центральном банке РФ (Банке России) предусмотрено, что последний может предоставлять кредит министерству финансов лишь путем покупки у него ценных бумаг.

3.1. Центральный банк как орган регулирования экономики по кредитно-денежным методам.

 

Центральные банки подчинены представительным законодательным органам власти (в России – Государственной Думе). Их взаимодействие определено законодательными актами, в соответствии с которыми центральные банки являются автономными, независимыми учреждениями. И решение только нескольких наиболее важных вопросов может осуществляться на основе постановлений законодательных органов, которые в дальнейшем являются руководством к действию для банков.

Если говорить о России, то в систему управления Центрального банка входят более 80 национальных банков и главных управлений центральный банк, которые не обладают автономией.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана  с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Центральный банк выполняет  три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции  относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается  путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии  и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Она включает определение соответствия требованиям к качественному  составу банковской системы, т.е. процедура  допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская  функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

Денежно-кредитная  политика, основным проводником которой, как правило, является центральный  банк, направлена главным образом  на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности  банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. Центральный банк обычно по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.

Взаимоотношения центральный банк и правительства  в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

Различают «узкую»  и «широкую» денежно-кредитную  политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки.

Денежно-кредитная  политика должна быть четко увязана  с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.

Центральный банк - прежде всего посредник между  государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и  кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк. Инструменты имеют следующую классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные.

Краткая характеристика основных инструментов денежно-кредитной  политики:4

Официальная учетная  ставка - относительно редко изменяемая ставка центральный банк, по которой  он готов учитывать векселя или  предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

Обязательные  резервы - часть ресурсов банков, внесенных  по требованию властей на беспроцентный  счет в центральный банк.

Операции на открытом рынке - операции центральный  банк по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования  традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки  зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.

Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска  акций и облигаций, включая стандартные  правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований  относительно самофинансирования, квоты  выпуска облигаций и др.

Допуск к  рынкам - регулирование открытия новых  банков, разрешение операций иностранным  банковским учреждениям.

Специальные депозиты - часть прироста депозитов или  кредитов коммерческих банков, изъятая  на беспроцентные счета в центральный  банк.

Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования,  периодическое “замораживание” процентных ставок.

Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия  на курс и, следовательно, на спрос и  предложение денежной единицы.

Управление  госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением.

Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Регулирование фондовых и фьючерских операций путем  установления обязательной маржи.

Нормы обязательного  инвестирования в государственные  ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Эти инструменты денежно-кредитной политики могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой и законодательством.

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную  систему. Воздействуя на кредитные  институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики. Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере нередко переплетаются.

Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов; операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.

Одним из основных принципов  определения стратегии центральных  банков служит ориентация на регулирование  темпа роста денежной массы в  национальной экономике или регулирование  валютного курса национальной денежной единиц по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели.

Стратегия центрального банка

 


    Ориентация  на внутрен-                      Регулирование темпов       

ние показатели                                        роста денежной массы 



    


Ориентир на внешние                            Регулирование валютного            


показатели                                              курса национальной денежной единицы

Дисконтная (учетная) и залоговая  политика центрального банка. Кредитные  институты имеют возможность  получать при необходимости кредиты  центрального банка путем переучета  векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой  политики заключается в том, чтобы методом  изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.

Политика открытого рынка. Политика открытого рынка представляет собой  операции по покупке или продаже  твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке.

Депозитная политика. Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов.

Валютная политика. Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве, Цели валютной политики меняются в зависимости от исторического периода. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование.

4. Центральный банк Российской Федерации.

 

Деятельность Центрального банка  РФ регулируется Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который был принят Государственной Думой 12 апреля 1995 г.

В законе зафиксировано, что имущество  Банка находится в собственности  государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и  исполнительным органам государственной  власти. Наряду с этим Банк самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим от органов государственного управления экономикой.

Банк России – единая централизованная система с вертикальной схемой подчинения, включающая: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, учебные заведения и другие организации. Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на положении местных органов Центрального банка.

Таким образом, ЦБР можно представить  как единую систему, имеющую своеобразные филиалы в каждом административном образовании страны. На местах такими филиалами являются расчетно-кассовые центры (РКЦ) или при крупных территориальных учреждениях (национальных банках, например Национальный Банк РБ, областных управлениях) так называемые ЦОУ (центральные операционные управления). Однако эти территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускать нормативные документы.

Функции и задачи территориальных  органов определяются специальным Положением, утверждаемым Советом директоров.

Информация о работе Центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования