Центральный банк и его место и роль в банковской системе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение задач, функции Центрального Банка РФ, и его роли в рыночной экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть информационные источники и инструменты анализа
- подробно изучить банковскую систему России, США и Германии
- определить основные функции банков
- провести анализ банковских систем стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ
1.1. Структура банковской системы РФ и её основные элементы…………………………………………………………..…….
1.2. Центральный банк………………………………………………..…….
1.3. Роль центрального банка в экономике России………………..….
1.4. Экономические механизмы воздействия Банка России на экономику страны………………………………………………….…..
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
2.1. Федеральная резервная система США………………………………
2.2. Центральный банк Германии………………………………………….
2.3. Опыт трёх стан: Россия, США, Германия……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………….…………..............

Файлы: 1 файл

Центральный банк и его место и роль в банковской системе России .doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Центром организации Федеральной  резервной системы является Совет управляющих в Вашингтоне. Основной функцией  Совета является формирование кредитно-денежной политики. Кроме того, Совет регулирует и контролирует деятельность банковских учреждений  и операций Федеральных резервных банков. У Совета есть функции в области национального платежного механизма и федерального регулирования потребительского кредита. Совет состоит из 7 человек назначаемых президентом и утверждаемых Сенатом. Полный срок работы члена Совета – 14 лет. И семь сроков организованы так, что срок одного члена заканчивается в каждый четный год.

Нельзя быть повторно назначенным  после полного срока работы Председатель и вице-председатель Совета назначаются президентом США на 4 года из числа членов. Они могут быть назначены повторно, если срок их работы в качестве членов Совета не истек. Такие повторные назначения также должны быть утверждены Сенатом

Операции на открытом рынке  являются главным инструментом, используемым ФРС в осуществлении национальной  кредитно-денежной политики. Ответственность за сделки,  проводимые ФРС, несет Комитет по операциям на открытом рынке.

Сделки с  ценными бумагами правительства  и федеральных ведомств, увеличивают  или сокращают резервные фонды депозитных учреждений. Комитет также дает разрешение на операции и руководит ими на зарубежных рынках иностранных валют. В комитет входят 7 членов Совета управляющих и президенты 5 резервных банков.

Другие функции  ФРС осуществляются через сеть двенадцати Федеральных резервных банков. В 25 городах были организованны филиалы резервных банков.

Каждый резервный  банк имеет свой собственный Совет, состоящий из 9 директоровьсо стороны, не являющихся служащими данного банка. По закону 3 директора класса  А, представляющих банки-члены ФРС, и 3 директора класса Б, представляющих общественность, избираются в каждом районе банками-членами ФРС.  Совет управляющих назначает трех директоров класса С, которые тоже представляют общественность.

ФРБ получают прибыль в основном из процентов соответствующих доле вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам депозитным учреждениям.

Большинство стран  сегодня имеют центральные банки, функции которых в целом схожи с функциями Федеральной резервной системы. Каждый из них проводит свою национальную и финансовую политику, хотя, конечно в зависимости от исторических, экономических и политических обстоятельств, их специфические обязанности могут отличаться друг от друга, равно как  и их роль и степень независимости внутри правительства.

 

2.2. Центральный банк Германии

 

Федеральный банк (Deutsch Bundesbank) находится в г. Франкфурт-на-Майне  и состоит из центрального управления, девяти центральных банков земель в качестве главных управлений и 182 отделений, которые расположены в наиболее крупных населенных пунктах.

Компетенция и задачи Федерального банка определены специальным Законом о Федеральном банке, принятом 23 марта 2002 г. В соответствии с ним Немецкий федеральный банк является юридическим лицом публичного права, капитал которого принадлежит государству.

Высшим органом управления Федерального банка является правление, основанное на слиянии Совета центральных банков, совета директоров и пяти правлений центральных банков земель. Правление разрабатывает и осуществляет денежную, кредитную и валютную политику, которая с 1 января 1999 г. Определяется и реализуется советом Европейского центрального банка, а не советом Немецкого Федерального банка, как раньше, разграничивает области компетенции других органов, в отдельных случаях может давать им распоряжения, занимается оптимизацией внутренней структуры Федерального банка.

Современная структура  Немецкого федерального банка характеризуется четким разделением обязанностей, исключающим дублирование функций между его структурными подразделениями. Принятие решений по основным вопросам проводимой банком политики является прерогативой центрального аппарата и не требует согласования с главными управлениями. Президент Федерального банка отвечает также за связи с Европейским центральным банком, представляет банк в комитетах и рабочих группах ЕЦБ.

Помимо центрального аппарата в состав Федерального банка  входят девять главных управлений, которые были организованы на основе земельных центральных банков. Названия этих управлений совпадает с названием городов, в которых они расположены. В задачу главных управлений входит совершение сделок и административное управление в своем регионе. Во всех главных управлениях введена единая организационная структура. Каждое управление состоит из подразделения внутрихозяйственных операций, которое включает в себя организационный отдел, отдел персонала и руководство; подразделения осуществляющего банковский надзор и подразделения по проведению банковских операций. Руководство главным управлением осуществляет президент, который подотчетен перед соответствующими профильными департаментами аппарата центрального подчинения. В главных управлениях размещены внешние подразделения аппарата центрального подчинения, такие, как юридический департамент, департамент аудита и департамент информационных технологий.

Помимо главных  управлений, в Германии сохраняется  одноуровневая филиальная структура Федерального банка. Особенностью последней реформы стало ликвидация различий между филиалами и отделениями. Бывшие отделения кассовых операций были преобразованы в подчиненные операционные подразделения. Перераспределение функций между правлением, аппаратом центрального подчинения, главными управлениями и филиалами еще не завершено.

Законом о Немецком федеральном банке устанавливаются пределы автономии центрального банка, его независимость от указаний правительства; в частности, он поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег. Члены Федерального правительства имеют право участвовать в заседаниях совета центральных банков. Они не имеют право голоса, но имеют право вносить предложения.

Основными задачами центрального банка Германии выступают: регулирование денежного обращения, кредитное обеспечение экономики, осуществление платежного оборота. В связи с этим его главными функциями являются:

  • монопольная эмиссия банкнот;
  • «банк банков»;
  • «банк правительства»;
  • регулирование экономики по средством проведения денежно-кредитной политики;
  • контроль и надзор за коммерческими банками;
  • управление золотовалютными резервами.

Немецкий федеральный  банк имеет исключительное право  выпускать банкноты и изымать их из обращения. Размер банкнотной эмиссии согласуется с планами эмиссионной деятельности Европейского центрального банка.

Как «банк правительства» Федеральный банк осуществляет расчеты правительства, обслуживая его текущие счета. Основной объем чековыхи безналичных расчетов, а также оборотов векселей государственного сектора внутри страны осуществляется через Федеральный банк и его филиалы. Федеральный банк имеет право косвенного кредитования правительства. Прямое кредитование государства с 1995 г. в ФРГ, как и в других странах – членах ЕС, запрещено. В этой связи Федеральный банк имеет право покупать определенные векселя, кратко- и среднесрочные казначейские обязательства, а также долговые обязательства, допущенные к обязательной торговле на бирже. В то же время Федерация, особые её фонды и земли должны выпускать долговые обязательства и казначейские векселя в первую очередь через Федеральный банк, в противном случае выпуск необходимо согласовывать с ним.

Функция «банка банков» предполагает обслуживание банковских организаций, в частности хранение официальных обязательных резервов, открытие текущих счетов коммерческих банков и проведение расчетов по ним, кредитование под залог ценных бумаг. При этом банк покупает определенные ценные бумаги с оставшимся сроком действия до одного года при условии, что продавец (коммерческий банк) вновь купит эти ценные бумаги в момент истечения срока. В рамках сделок рефинансирования с кредитными учреждениями Федеральный банк устанавливает ставку учетного процента, процентную ставку ломбардных кредитов и определяет дисконтную политику. Он осуществляет контроль и надзор за кредитными организациями. Задачи в области банковского надзора решаются преимущественно главными управлениями, в то время как филиалы осуществляют банковские операции, прежде всего связанные с денежной наличностью.

В рамках проведения денежно-кредитного регулирования Немецкий федеральный банк, как и другие центральные банки мира, использует определенные методы, среди которых особое место занимает политика норм обязательного резервирования. Федеральный банк в соответствии с Законом о центральном банке может устанавливать процентные ставки на обязательства по вкладам до востребования в размере не больше 30%, на срочные вклады – не больше 20%, на сберегательные вклады – не больше 10%, а на обязательства перед иностранными институтами банк может устанавливать процентную ставку до 100%. Функция хранения золотовалютных резервов предполагает возможности регулирования платежного баланса и корректировки валютного курса.

Центральный банк Германии, как и в других странах не имеет своей цели получение прибыли, однако если она была получена по сделкам с кредитными учреждениями, по сделкам на открытом рынке и другим сделкам, то распределение осуществляется следующим образом: 20% прибыли отчисляется в нормативный резерв, 10% - для формирования других резервов, которые в целом могут превышать суммы основного капитала, а оставшаяся сумма должна быть перечислена Федерации.

Деятельность Федерального банка постоянно контролируется органами власти. В этой связи Совет центральных банков с согласия Федерального правительства назначает аудиторские проверки годового отчета Немецкого федерального банка. Опираясь на отчет, Федеральная счетная палата проводит ревизию банка и выносит заключение, которое передается федеральному Министерству финансов. Так как Немецкий федеральный банк выступает в качестве составляющей части Европейского центрального банка, то он отчитывается перед ним о проводимой политике, всех сферах свое деятельности.

С 1 января 1999 года Европейский центральный банк (ЕЦБ) осуществляет руководство денежно-кредитной политикой в зоне евро, самой большой экономической системе мира. Европейский Центральный банк – главная составляющая Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Евросистемы одновременно.

Решения, касающиеся монетарной политики, выполняются с учетом индивидуальных особенностей национальных центральных банков стран – членов союза. В Германии, например, кредитные институты рефинансируются, как и прежде, через отделения Бундесбанка. Каждая кредитная организация продолжает иметь счет в Земельном отделении Бундесбанка, и через него имеет  основные доступы к Европейской обширной платежной системе TARGET. Таким образом, Бундесбанк сохраняет свою ответственность в сфере безналичных и наличных платежей. Он предлагает свои услуги посредством 134 отделений, 7 компьютерных центров и двух видов платежных систем. Для легкого проведения безналичных платежей Бундесбанк назначает код каждому банку. Посредством системы TARGET национальные центральные банки и кредитные институты могут переводить денежные средства от одного участника другому так же быстро и эффективно, как и внутренние платежи через свои национальные системы платежей. Совет управляющих Европейского Центрального Банка является его главным руководящим органом. Также Совет управляющих формулирует денежно-кредитную политику еврозоны, включая определение целей, ключевых процентных ставок и уровня резервов.

Бундесбанк  наряду с другими национальными  кредитными организациями принимает  участие в разработке единой кредитно-денежной политики ЕЦБ, подготовке решений по большому кругу вопросов в различных комитетах и рабочих группах. И все решения, принимаемые Европейской системой центральных банков, реализуются через национальные центробанки, в том числе и через Бундесбанк.

Для исполнения денежно-кредитной политики используются следующие инструменты регулирования:

Учетная, или  дисконтная политика, причем с целью стимулирования инвестиций Бундесбанк проводит политику «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок. Однако низкие учетные ставки Бундесбанка сдерживают приток иностранного капитала из-за границы, что снижает активность платежного баланса страны. Политика «дорогих» денег применяется при проведении рестрикций, связанных с необходимостью сдерживания перегрева конъюнктуры в фазе подъема; политика «дешевых» денег — для взбадривания конъюнктуры в фазах кризиса и депрессии. Повышение дисконта влечет за собой увеличение процентных ставок как по активным, так и по пассивным операциям. В таком случае обычно происходит приток спекулятивных капиталов в страну, что стимулирует кредитную экспансию банков. В свою очередь кредитная экспансия расширяет предложение ссудного капитала. Приток иностранной валюты обусловливает актив платежного баланса, что усиливает наплыв капиталов извне с целью получить дополнительную прибыль от повышающегося курса марки. Таким образом, действенность учетной политики противоречива по своей сущности.

Информация о работе Центральный банк и его место и роль в банковской системе России