Центральные банки и их роль в государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.
Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г.

Содержание работы

Теоретическая часть
Введение 3
Общая характеристика центральных банков 4
Задачи и функции центральных банков 6
Денежно-кредитное регулирование 10
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Практическая часть
Задание № 1 25
Задание № 2 26

Файлы: 1 файл

контрольная готовая.docx

— 57.13 Кб (Скачать файл)

Поэтому в настоящее время общеэкономический  эффект воздействия путем проведения дисконтной или залоговой политики выступает по своему значению на первый план. Макроэкономический эффект регулирования учетной ставки подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением ее величины и темпом роста валового национального продукта.

Изменение контингента рефинансирования позволяет центральному банку достигать  следующего эффекта. При ограничении контингента коммерческие банки вынуждены обращаться к более дорогим источникам кредитования, например к залоговым кредитам, что означаем снижение объема их кредитного потенциала и удорожание кредитов Ставка по залоговым кредитам центрального банка обычно выше ставки переучета.

В Бельгии, Германии, Дании и Нидерландах кредитные институты имеют возможность рефинансироваться в ограниченном объеме у центрального банка по ставкам ниже рыночных. В Германии и Дании кредитные институты могут при этом получать практически не лимитированные кредиты центрального банка дополнительно по рыночным ставкам, что повышает их ликвидность и конкурентоспособность по сравнению с коммерческими банками других европейских государств.

Центральному банку для достижения поставленной цели необходимо воздействовать на денежный рынок другими методами (путем повышения ставок по минимальным  резервам и т. д.). При прочих равных условиях, в случае действенного повышения  учетной ставки, рефинансирование для  коммерческих банков удорожается, что  ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Тем не менее, крупные банки зачастую позволяют себе снижать маржу и не изменять вслед за центральным банком процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру.

Если целью центрального банка  является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем  переучета векселей, он снижает учетную  ставку. В этом случае кредитный  потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими  кредитам получат импульс к снижению.

Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой изменения  условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем  проявляется косвенное воздействие  данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам  на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос  на ценные бумаги уменьшается как со стороны банков, потому что более привлекательными для них становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование.

Таким образом, рост учетной ставки центрального банка относительно уменьшает  рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной ставки центрального банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос  на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.

Осуществляя дисконтную и ломбардную политику центральный банк выполняет "сигнальную миссию". Снижение учетной  ставки центрального банка кредитные  институты и небанковские учреждения расценивают как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка. Повышение учетной и ломбардной ставок и служит сигналом к проведению контрактивной денежной политики. Такие сигналы позволяют кредитным институтам "подготовиться" к новым мерам центрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его "сигнальной миссии" при проведении дисконтной и залоговой политики.

В результате учетная и залоговая  политика центрального банка является способом его непосредственного  воздействия на ликвидность кредитных  институтов путем изменения условий  переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное  воздействие на экономику страны.

Центральный банк Российской Федерации  предоставляет банковскому сектору  централизованные кредиты, выдаваемые на рыночных условиях в рамках денежно-кредитной  программы Правительства и ЦБ РФ. До конца 1992 г. механизм рефинансирования кредитных институтов, принятый в  развитых странах, в практике экономического регулирования Банка России фактически отсутствовал. Центральный банк Российской Федерации пытался влиять на процентные ставки коммерческих банков путем регулирования  объема и цены централизованных кредитов, что отвечало требованиям поставленной задачи антиинфляционного регулирования. Однако путем простого увеличения ставок достичь поставленной цели антиинфляционного  регулирования не удалось. С января 1997 г. ЦБ РФ изменял ставки рефинансирования несколько раз и снизил их с 48%, 42%, 36%, 24% до 21% в октябре 1997 г.

Курс Банка России на развитие рыночных механизмов регулирования выразился  в организации кредитных аукционов, с введением которых ограничивается административное установление процентных ставок и объемов кредитов центрального банка.

Политика обязательных резервов. В  развитых странах, кроме Великобритании, Канады и Люксембурга, к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных  резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового  рынка. Центральными банками используются различные структура минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.

Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности  кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив  использования минимальных резервов существует и сегодня. Поддерживая  ликвидность банков, центральный  банк выполняет свою задачу "кредитора  последней инстанции".

Как инструмент денежной политики минимальные  резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности  на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных  денег коммерческими банками. Во многих странах минимальные резервы  практически уже не используются как инструмент "жесткого" регулирования, так как центральные банки  предпочитают им более гибкую политику открытого рынка.

По закону о Немецком федеральном  банке центральный банк правомочен требовать от кредитных институтов соблюдения беспроцентных минимальных  резервов.

В качестве компенсации за необходимость  держать в центральном банке  беспроцентные резервы для коммерческих банков существует ряд льгот:

• бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк;

• причисление наличных средств  коммерческих банков, находящихся у  них в избытке, к выполнению обязательств по минимальным резервам, а также  тот факт, что минимальные резервы  могут служить рабочими активами.

Кроме приведенных выше "компенсирующих мер", дополнительно используется субвенционное рефинансирование путем  переучета векселей. В некоторых  случаях резервные обязательства  могут быть выполнены путем приобретения государственных ценных бумаг, что  преследует еще одну цель - финансирование государственного бюджета. Теми же мотивами руководствуется центральный банк, устанавливая высокий уровень минимальных  резервов при относительно небольшом  проценте. Такую политику чаще всего  проводит центральный банк, вынужденный  финансировать дефицит государственного бюджета.

При установлении ставок по минимальным  резервам большую роль могут играть непосредственные переговоры между  центральным и коммерческими  банками. Так, в Нидерландах повышение  наличных (кассовых) резервов кредитных  институтов определяется путем согласования этой величины между центральным  банком Нидерландов и коммерческими  банками.

В механизме расчета ставок, а  также в критериях, по которым  они дифференцируются, в разных странах  наблюдаются существенные различия. Резервные обязательства ориентируются, как правило, по состоянию или  росту определенной части обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые  на активной стороне банковского  баланса, величина которых должна согласовываться  с величиной выданных кредитов (при  соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьей  при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне  баланса. В некоторых случаях  учету при определении величины минимальных резервов подлежат и  межбанковские обязательства.

Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность  обхода своих требований со стороны  кредитных институтов. Например, в  обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и  сберегательные вклады сроком до четырех  лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке  и долговые обязательства - именные  и на предъявителя - сроком до двух лет. По закону о банковской деятельности ставки по минимальным резервам имеют  верхнюю границу, при этом для  разных видов вкладов границы  неодинаковы. Ставки по обязательным резервам классифицируются не только по видам  обязательств, но и по величине, срокам и происхождению (относительно резидентов и нерезидентов).

Механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитной политики практически во всех развитых странах. При этом страны, придерживающиеся твердого валютного курса, применяют  данный инструмент в рамках политики гибкого регулирования. С развитием  международных экономических связей, в том числе в банковском секторе, при создании свободных экономических зон, крупных региональных экономических объединений (например, таких, как ЕЭС) использование политики минимальных резервов требует постоянной адаптации к изменяющимся условиям.

Политика открытого рынка. Такая  политика представляет собой выполнение операций по покупке или продаже  твердопроцентных ценных бумаг центральным  банком за свой счет на открытом рынке. Здесь к основным ценным бумагам  относятся: казначейские векселя, беспроцентные  казначейские обязательства, облигации  государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные  ценные бумаги и др.

Традиционными средствами проведения политики открытого рынка являются операции с государственными ценными  бумагами на вторичном рынке, характерные  для Великобритании, Германии, Греции, Италии и Франции. Операции на первичном  рынке с государственными ценными  бумагами осуществляются в строго определенных рамках в Великобритании. Для Банка  Англии политика открытого рынка  выступает ведущим инструментом экономического регулирования. Прочие инструменты используются нерегулярно. При проведении политики открытого  рынка Банк Англии концентрируется  на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики - на операциях  с облигациями государственного займа, а в краткосрочной - на операциях  с казначейскими векселями. Эта  политика осуществляется через дисконтные дома путем установления для них  твердых ставок по купле-продаже  ценных бумаг. Таким образом, на денежном рынке создается дефицит ликвидных  ресурсов, что способствует успешному  проведению учетной политики. Операции на первичном рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого распространения в рамках политики открытого рынка.

Для оживления экономики центральный  банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при  достижении которого он скупает любой  предлагаемый объем, либо приобретает  определенное количество ценных бумаг  данного типа независимо от курса  предложения.

Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает  на открытом рынке на стороне предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у центрального банка есть две возможности реализации своей цели:

либо объявить курс, при достижении которого центральным банком будет  предложено любое количество ценных бумаг, либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно.

Контрактивная политика открытого  рынка приводит к возрастанию  доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами  части своих резервов.

При всех существующих различиях в  осуществлении политики открытого  рынка можно определить общую  тенденцию, которая выражается в  том, что центральные банки разных стран уделяют все большее  внимание развитию данного инструмента; это связано со стремлением к  регулированию экономики рыночными, а не административными методами.

Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между  коммерческими банками и центральным  банком и тем самым оказывает  влияние на состояние резервов кредитных  институтов.

Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства государственного сектора экономики, размещенные  в центральном банке, уменьшаются (например, на величину Ь). Соответственно на эту величину возрастают резервы  второго уровня банковской системы. При проведении экспансивной депозитной политики необходимо учитывать и  обратный эффект, который вызывает рост резервов кредитных институтов. Если допустить, что размещенные  в результате проведения депозитной политики в кредитных институтах денежные средства государственного сектора  состоят на долю с из наличных денег, то общий объем резервов коммерческих банков увеличивается на (1 - с) •  Ь. При увеличении резервов коммерческих банков путем притока депозитов  из государственного сектора сумма  минимальных резервов при ставке г возрастет на г • (1 - с) • Ь. Тогда резервы кредитных институтов увеличатся на разницу между двумя  вышеприведенными данными.

При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке  ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат - уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

Информация о работе Центральные банки и их роль в государстве