Центральные банки и их роль в государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.
Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г.

Содержание работы

Теоретическая часть
Введение 3
Общая характеристика центральных банков 4
Задачи и функции центральных банков 6
Денежно-кредитное регулирование 10
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Практическая часть
Задание № 1 25
Задание № 2 26

Файлы: 1 файл

контрольная готовая.docx

— 57.13 Кб (Скачать файл)

• проводить государственную регистрацию  кредитных организаций, выдавать и  отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;

• осуществлять надзор за деятельностью  кредитных организаций;

• регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций  в соответствии с федеральными законами;

• выполнять самостоятельно или  по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;

• регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и  продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами;

• организовывать и производить  валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

• принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление  платежного баланса Российской Федерации;

• в целях осуществления перечисленных  функций проводить анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материалы и статистические данные;

• осуществлять иные функции в  соответствии с федеральными законами.

Детальный перечень функций Центрального банка Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных  банков. Так же как и центральные  банки других стран, Центральный  банк Российской Федерации прежде всего  выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную  функцию.

  1. Денежно-кредитное регулирование

Центральный банк регулирует экономику  не прямо, а через денежно-кредитную  систему. Воздействуя на кредитные  институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

Функции контролирующих органов в  денежно-кредитной сфере нередко  переплетаются. Например, в США важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федеральной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго  до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом "О национальной денежной единице". Контролер денежного  обращения наблюдает за деятельностью  всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Специфические условия сложились  в денежно-кредитной системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию  контактов с банковской системой через группу специализированных кредитных  институтов - через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной политики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимающих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение определяется тем, что только эти кредитные институты в английской банковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень выгодно последнему, так как в Великобритании задача размещения казначейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.

Дисконтные дома выступают в  роли посредника между Банком Англии и банковской системой, на которую  центральный банк не может непосредственно  влиять, поскольку другие кредитные  институты не имеют прямого доступа  к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах  мира.

Примером конструктивного сотрудничества между банковской системой страны и  центральным банком служат отношения  между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где активно  развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредитных институтов. Законодательством  страны центральному банку предписывается проведение регулярных консультаций с  представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения  основных направлений политики центрального банка, а также с целью выработки  совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий. Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов и взаимопониманию  между двумя уровнями кредитной  системы. Подобно Центральному банку  Нидерландов тесные контакты с кредитной  системой стремится поддерживать и  Австрийский национальный банк.

Немецкий федеральный банк строит свои контакты с национальной кредитной  системой не только через филиальную сеть, но и через крупные немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого  федерального банка - контроль за соблюдением  коммерческими банками установленных  требований по минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на соответствующей  территории, наличностью, а также  выполнение функций контор национального клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка выступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.

Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наиболее тесно  сотрудничают с рядом крупных  институтов, которые представляют собой  ядро банковской системы.

Инструменты регулирования. Центральные  банки развитых стран располагают  определенными методами воздействия  на экономику. Традиционно к ним  относятся: дисконтная (учетная) и залоговая  политика; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание  их применения банками разных стран  зависят от ряда предпосылок.

Попытки подвести современные стратегии  центральных банков разных стран  под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования  в чистом виде не находят своего выражения в практике воздействия  на экономику страны. В перспективе  можно рассчитывать на компромиссный  вариант выбора стратегии центрального банка. При этом в настоящее время  все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными  методами регулирования. Примером тому служит либерализация банковского  законодательства в ряде европейских  стран в начале 90-х гг. (Австрии, Италии, Франции и др.)

Одним из основных принципов определения  стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа  роста денежной массы в национальной экономике или регулирование  валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели

Выбор той или иной стратегии  центрального банка зависит от ориентации экономики страны. При этом наблюдается  следующая тенденция. Центральные  банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США.

Различаются внутренняя и внешняя  стабильность национальной денежной единицы (под внутренней понимается безинфляционное  развитие, под внешней - стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам).

В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.

В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию  ее увеличения (рестрикционная кредитная  и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное  сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских  стран, в России и странах Ближнего зарубежья.

Регулирование валютного курса  национальной денежной единицы предпочитают европейские страны с развитой, ориентированной  на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.

Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической  ситуации, зависят от стратегии центрального банка. Тем не менее можно назвать  требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет прежде всего об инструментах, которые должны обладать максимальной действенностью.

Не менее важным требованием  является равномерность воздействия  на конкурентоспособность отдельных  групп или всех кредитных институтов. В связи с этим мероприятия  центрального банка подразделяются на две группы. К первой из них  относятся меры воздействия на часть  коммерческих банков. Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных  институтов. В качестве примера можно  привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требованию нейтральности  центрального банка, поскольку они  одинаково влияют на конкурентоспособность  кредитных институтов по отношению  друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных и мелких).

Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:

• традиционные или нетрадиционные;

• административные или рыночные;

• общего действия или селективной  направленности;

• прямого или косвенного воздействия;

• краткосрочные, среднесрочные или  долгосрочные. Целесообразно различать  прямое и косвенное воздействие  того или иного механизма. Например, при проведении учетной политики осуществляется прямое регулирование  на денежном рынке и одновременно оказывается косвенное воздействие  на рынок капиталов.

Под долгосрочными целями денежно-кредитной  политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия  стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время.

Эффективность комбинирования применяемых  одновременно инструментов денежно-кредитной  политики зависит от успешного их сочетания при достижении разных по срокам целей. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных  резервов, политики рефинансирования и др.). Осуществлению краткосрочных  целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции "своп" в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии - операции с федеральными ценными бумагами).

Дисконтная (учетная) и залоговая  политика центрального банка. Кредитные  институты имеют возможность  получать при необходимости кредиты  центрального банка путем переучета  векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой  политики заключается в том, чтобы  методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Практически во всех странах Европейского Сообщества кредитные институты  имеют возможность рефинансирования непосредственно в национальном банке. Исключение составляют Италия и  Португалия. При этом рефинансирование может происходить как под залог ценных бумаг, так и без залога.

Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых  к переучету векселей; контингентом переучета, т.е. максимально возможным  объемом переучета векселей для  одного кредитного института; учетной  ставкой центрального банка. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам; при  необходимое количественное ограничение  или временное приостановление выдачи залоговых кредитов.

При осуществлении дисконтной и  залоговой политики центральны банк может селективно воздействовать на определенные отрасли народного  хозяйства путем поощрения или  ограничения приема к переучету  или в залог векселей определенного  рода путем изменения требований к качеству принимаемых в залог  и к переучету векселей. Селективное  воздействие нередко сопровождается общеэкономическими последствиями. Так, при ограничении объема определенных ценных бумаг, принимаемых в залог или к переучету, центральный банк снижает в целом кредитный потенциал коммерческих банков.

Информация о работе Центральные банки и их роль в государстве