Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 10:48, курсовая работа
При этом некоторые простые, на первый взгляд вопросы в области стратегического планирования способны поставить в тупик многих специалистов, вплотную занимающихся этой тематикой. Например, зачем нужен стратегический менеджмент, как должна функционировать система стратегического планирования, с чего начать, чтобы разработать, а затем внедрить стратегию, каковы этапы этого процесса и как организовать взаимодействие всех служб и систем банка для их реализации, какие риски сопровождают исполнение стратегии, как мотивировать персонал на принятие ответственности за свои действия и т.д.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Стратегическое планирование как необходимое условие для развития организации………………………………………………………………………………4
1.1. Стратегическое управление. Стратегическое планирование в системе управления банком………………………………………………………………………4
2.Базовыеэлементыстратегическогопланированияприразработкеконцепцииоперационнойдеятельностибанканаэтапе………………………………………………………..11
2.1.Видение банка………………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………………17
Глоссарий………………………………………………………………………………..18
Список использованных источников…………………………………………………..20
2.1.Видение банка
Излагается в программе, содержащей высокие,
но реально достижимые цели. При этом цели
должны иметь определенный допуск для
маневра. Например, если банк предполагает
прирост активов на 15%, в план закладывают
18%. Вместе с тем видение должно ориентировать
на то, что потребуется много стадий для
достижения главной цели, т.е. программа
не должна содержать предела и иметь временных
ограничений. Ее разрабатывают на далекую
перспективу.
Миссия - это общая цель банка, в которой
четко выражены предназначение и причина
его существования. На ее основе вырабатываются
цели, служащие в качестве критериев для
всего последующего процесса принятия
управленческих решений. Если руководители
не знают, какова основная цель их организации,
то у них не будет логической точки отсчета
для выбора наилучшей альтернативы.
Формулируя миссию с учетом потребностей
потребителей, руководство фактически
привлекает клиентов для поддержки организации
в будущем.
По мнению П. Друкера, существует только
одно обоснованное определение цели предпринимательства
- создание клиента. Например, один из крупнейших
банков Америки "Сан Бэнкс" сформулировал
свою миссию следующим образом. Миссия
компании "Сан Бэнкс" заключается
в содействии экономическому развитию
и благосостоянию сообщества, обслуживаемого
компанией, путем предоставления гражданам
и предприятиям качественных банковских
услуг таким образом и в таком объеме,
которые соответствуют высоким профессиональным
и этическим стандартам обеспечения справедливой
и соответствующей прибылью акционеров
компании и справедливого отношения к
сотрудникам компании.
Формулирование миссии оформляется в письменном виде и доводится до работников банка. Заявление о миссии должно быть изложено кратко и ясно; побуждать к действию, быть реально допустимым; характеризовать направление изменения или переориентации миссии; иметь срок завершения; определять временные рамки достижения цели.
На основе общей миссии, выработанных
целей и ценностей формулируются и устанавливаются
общие банковские задачи. Они должны представлять
собой логически обоснованную совокупность
частных задач, реализация которых приведет
банк к такому уровню, на который ориентируется
руководство банка. Цели и задачи должны
быть установлены для каждого вида деятельности,
являющегося, по мнению руководства, важным.
Такими областями деятельности являются:
прибыльность, рынки, продукты и услуги,
ресурсы и структура капитала, производственные
мощности, здания, оборудование, изменения
в структуре организации, кадровый потенциал,
исследования и разработки.
Стратегия банка представляет собой
совокупность стратегических решений,
определяющих способы распределения и
управления ресурсами банка для решения
его задач. Чтобы реализовать общий стратегический
план банка, менеджеры функциональных
подразделений принимают ряд решений
в следующих областях:
• разработка направлений операционной деятельности;
• вертикальная интеграция и координация;
• проектирование и разработка продуктов;
• внедрение новых технологий и процессов;
• определение мощностей и объемов с учетом маркетинга;
• установление стандартов и норм на выполнение производимых продуктов и оказываемых услуг;
• выявление источников финансирования;
• организация работы, контроль и качество;
• материально-техническое обеспечение и местоположение (с учетом долгосрочных ресурсов).
Руководителями подразделений банка разрабатываются также краткосрочные стратегии, которые согласовываются с общей стратегией банка. Они составляются на более короткий период, результаты их реализации легко контролируются и соотносятся с конкретными действиями. Они как бы переводят долгосрочные цели на конкретные измеримые задачи.
Разработанные стратегии преобразуются
в конкретные цели, и проекты. Цели и проекты
- это своего рода промежуточные шаги в
ходе выполнения сформулированных на
основе миссии задач. После выработки руководством общих
целей для банка формулируются цели для
руководителей следующего уровня. Устанавливаются
конкретные количественные и качественные
параметры, к достижению которых необходимо
стремиться, они используются для контроля
со стороны высшего руководства за ходом
реализации плана. Если в процессе проверки
будет установлено, что намеченные параметры
не выполнены, то принимаются конкретные
меры, направленные на их достижение.
Количественные и качественные показатели
отражаются в корпоративном плане, каждый
раздел которого включает в себя содержательную
часть и цифровые показатели деятельности
конкретного департамента (подразделения),
а в сводной части плана дается обобщенный
материал всех разделов. Показатели, входящие
в сводную часть плана, являются предметом
наблюдения и контроля со стороны руководства
банка.
Планы действий представляют собой подробное описание действий, необходимых для достижения целей организации и осуществления ее проектов. Для таких планов должен устанавливаться срок выполнения, а также назначаться лица, ответственные за проведение каждого мероприятия плана как в целом по банку, так и по отдельному подразделению. При этом конкретизируются необходимые потребности в денежных, материальных, человеческих ресурсах для достижения поставленных целей и задач.
Завершающим этапом стратегического планирования является составление бюджетов. Финансовое планирование и определение финансовых показателей на первые годы планирования позволяет измерять полученные результаты, устанавливать отклонения и, при необходимости, вносить корректировки. Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, представленных также в количественной форме. Бюджеты являются наиболее широко используемым элементом формального планирования. Коммерческие банки не всегда формулируют цели и стратегии на формальной основе, т.е. в письменной форме, но бюджеты составляют в виде отдельных документов, чтобы определить наилучший способ использования имеющихся ресурсов.
Перечисленные элементы стратегического планирования входят в систему плановых документов, находящих выражение в стратегическом и корпоративном планах.
Стратегический план, устанавливающий долгосрочные цели, пересматривается каждые 3-5 лет в зависимости от происходящих изменений на макро- и микроуровнях. В корпоративном плане особое внимание уделяется планированию на будущий год. Вместе с тем он должен содержать общую информацию и на последующие два года, так как работа имеет переходящий характер. Финансовые планы разрабатываются на один год, но и они должны содержать прогноз на следующий год.
Коммерческие банки, как правило, в конце III квартала анализируют результаты выполнения корпоративного плана текущего года и формируют корпоративный план на следующий год.
Бизнес-планы и бюджеты разрабатывает каждое подразделение банка. Они первоначально проводят анализ своих сильных и слабых сторон, а затем рассматривают факторы окружающей среды в целях определения и принятия превентивных мер по защите своего бизнеса, оценивают свои возможности и опасности в реализации поставленных задач. Составленный банком стратегический план должен соответствовать определенным требованиям.
Очень важным требованием к стратегическому плану является его точное соответствие миссии банка. В противном случае невозможно развитие банка в направлении, принятом в официальном программном заявлении. План должен учитывать имеющиеся возможности и ресурсы, так как неправильная их оценка неизбежно приведет к неполному раскрытию потенциала банка, а их переоценка может вызвать серьезные последствия, связанные, например, с неправильным размещением средств, приостановлением осуществления активных или пассивных операций, и в результате привести к потере клиентов и снижению получаемой прибыли.
Разработанные стратегии преобразуются
в конкретные цели, и проекты. Цели и проекты
- это своего рода промежуточные шаги в
ходе выполнения сформулированных на
основе миссии задач. После выработки
руководством общих целей для банка формулируются цели для руководителей следующего
уровня. Устанавливаются конкретные количественные
и качественные параметры, к достижению
которых необходимо стремиться, они используются
для контроля со стороны высшего руководства
за ходом реализации плана. Если в процессе
проверки будет установлено, что намеченные
параметры не выполнены, то принимаются
конкретные меры, направленные на их достижение.
Количественные и качественные показатели
отражаются в корпоративном плане, каждый
раздел которого включает в себя содержательную
часть и цифровые показатели деятельности
конкретного департамента (подразделения),
а в сводной части плана дается обобщенный
материал всех разделов. Показатели, входящие
в сводную часть плана, являются предметом
наблюдения и контроля со стороны руководства
банка.
Планы действий представляют собой подробное описание действий, необходимых для достижения целей организации и осуществления ее проектов. Для таких планов должен устанавливаться срок выполнения, а также назначаться лица, ответственные за проведение каждого мероприятия плана как в целом по банку, так и по отдельному подразделению. При этом конкретизируются необходимые потребности в денежных, материальных, человеческих ресурсах для достижения поставленных целей и задач.
Завершающим этапом стратегического планирования является составление бюджетов. Финансовое планирование и определение финансовых показателей на первые годы планирования позволяет измерять полученные результаты, устанавливать отклонения и, при необходимости, вносить корректировки. Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, представленных также в количественной форме. Бюджеты являются наиболее широко используемым элементом формального планирования. Коммерческие банки не всегда формулируют цели и стратегии на формальной основе, т.е. в письменной форме, но бюджеты составляют в виде отдельных документов, чтобы определить наилучший способ использования имеющихся ресурсов.
В целях совершенствования системы внутреннего контроля можно внести следующие предложения:
Результаты анализа основных показателей бухгалтерского баланса позволяют сделать вывод о том, что с 2009 г. по 2011 г находится в кризисном финансовом положении, при котором предприятие является полностью неплатежеспособным и находится на грани банкротства, так как ключевой элемент оборотных активов «Запасы» не обеспечен источниками финансирования.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Простые расходы |
расходы, состоящие из однородных элементов, не подлежащих разложению на разнородные элементы (расходы на оплату труда) |
2 |
Прочие затраты |
обязательные отчисления, часть общепроизводственных и обще-хозяйственных расходов |
3 |
Прямые расходы |
расходы, связанные с конкретным видом продукции, которые включаются в себестоимость на основании первичных документов |
4 |
Расходы будущих периодов |
расходы, которые оплачиваются в текущем периоде, а относятся к будущим периодам |
5 |
Расходы организации |
уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обя-зательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации |
6 |
Расходы по обычным видам деятельности |
расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, при-обретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг |
7 |
Резервы предстоящих расходов и платежей |
резервы, создаваемые организациями в установленном порядке, для равномерного включения затрат в себестоимость продукции |
8 |
Себестоимость продукции |
выраженные в денежной форме затраты на производство и реали-зацию продукции |
9 |
Условно-переменные расходы |
расходы, которые изменяются с изменением объема производства продукции |
10 |
Чрезвычайные расходы |
расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийные бедствия, пожар, авария, национализация имущества и т.п.) |
1 |
Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2005. |
2 |
Ансофф И. Стратегическое управление. М., Экономика,2008. |
3 |
Веснин П. В. Менеджмент: учеб. – 2-е изд., перераб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. |
4 |
Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2007. |
5 |
Кодраков Н.П. Основы финансового анализа. М.: Главбух, 2005. |
6 |
Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. М.: ДИС, 2007. |
7 |
Любанова Т.П., Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие для вузов./ Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. |
8 |
Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов В.И. Ляско. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. |
9 |
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. |
10 |
Уткина Э. А Стратегическое планирование.– |
11 |
Фрузинов В. П.. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2007. |
Информация о работе Цели и задачи стратегического планирования коммерческого банка