Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение денежно-кредитной политики, определение ее целей, анализа ее деятельности, а также изучения основных инструментов, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………2
1.Теоретические основы денежно кредитной политики……3
2. Инструменты Денежно-кредитной политики ……………20
3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..33
Библиографический список…………………………………..35

Файлы: 1 файл

цели и инструменты денежно-кредитной политики.docx

— 573.64 Кб (Скачать файл)

Система обязательного резервирования выполняет следующие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещенном в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части обязательств или кредитов). Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведёт, во-первых, к изменению величины денежной базы, а во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путём кредитования. Но следует учесть и то, что частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Следует отметить, что в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают всё реже.

Наряду с косвенными методами денежно-кредитного регулирования существуют и прямые методы.   В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов.

Следует отметить, что ЦБ, регулируя денежное предложение, использует одновременно совокупность инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

           3.1.   Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ 2008-2013гг.

        С 1 марта 2013 года Банк России установил норму обязательных резервов по обязательствам перед нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте в размере 4,25% и 4,25% по всем остальным обязательствам.

 

Рис. 1 Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ.

 

            Согласно графику очевидно, что в течение последних пяти лет происходит снижение ставки рефинансирования. Так, 1 декабря 2008 года ставка рефинансирования составляла 13% (повысившись с 12% с 12 ноября 2008 года), а 24 апреля 2009 года она снизилась и составила 12,5%.14 мая 2009 года произошло очередное снижение ставки рефинансирования - до 12%, 5 июня - снижение до 11,5%. Тенденция постепенного снижения ставки рефинансирования сохранилась до 2011 года, и на 28 февраля 2011 года ставка рефинансирования составляла 8%. Далее наблюдаются колебания от 8% до 8,25%. С 14 сентября 2012 года Банком России установлена ставка рефинансирования в размере 8,25%. В течение 1 квартала 2013 года Банк России не изменял ставку рефинансирования.

             Подобная динамика наглядно иллюстрирует снижение инфляции - ставку рефинансирования повышают, чтобы приостановить инфляционные процессы, взять их под контроль. Наибольший инфляционный всплеск случился летом-осенью 2008 года - и ставка рефинансирования подскочила с 10,5% до 12%. Но с тех пор динамика роста потребительских цен носит затухающий характер.

Что касается развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2013 году, в первом полугодии 2013 года темпы роста ВВП снизились до 1,4% к соответствующему периоду 2012 года. Рост производства товаров и услуг поддерживался за счет повышения потребительского спроса и роста экспорта. Валовое накопление, по оценке, внесло отрицательный вклад в прирост ВВП.

В январе - сентябре объем инвестиций в основной капитал сократился на 1,4% вследствие значительного снижения прибыли нефинансовых организаций, а также неопределенности перспектив экономического развития. Темпы роста расходов населения на покупку товаров и оплату услуг замедлились, по оценке, до 4%.(рис.2)

 

            

                                   Рис.2. Оценки разрыва выпуска

         Подходы различаются набором используемых при оценке разрыва выпуска индикаторов и структурными предпосылками..

   По оценкам, в экономике сформировался небольшой отрицательный разрыв выпуска. Ослабление экономической активности сопровождалось некоторым ростом уровня безработицы, который в сентябре с исключением сезонного фактора составил, по оценке, 5,6% (5,3% в январе 2013 года), а также незначительным повышением задолженности по зарплате. Кроме того, несколько снизилась загрузка рабочей силы (за счет расширения неполной занятости, предоставления неоплаченных отпусков) и производственных мощностей. Тем не менее уровень безработицы остается вблизи исторического минимума, а загрузка мощностей близка к предкризисным значениям, что свидетельствует о том, что отклонение совокупного выпуска от потенциального уровня является небольшим.

Рис. 3.Инфляция и ее компоненты (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

В январе - сентябре 2013 года инфляция находилась выше целевого диапазона, установленного на 2013 год Сформировавшиеся темпы инфляции были связаны прежде всего с ускоренным удорожанием продовольственных товаров, обусловленным низким урожаем 2012 года, повышением акцизов на отдельные товары, а также с индексацией цен на услуги естественных монополий.

Рис.4. Структура прироста ВВП по элементам использования

             Начиная с июня улучшение ситуации на внутренних рынках продовольствия в условиях поступления нового урожая, а также снижение цен на мировом рынке зерна привело к существенному замедлению роста цен на продовольственные товары и инфляции в целом. Снижению темпов инфляции способствовало отсутствие инфляционного давления со стороны совокупного спроса. В сентябре базовая инфляция снизилась до 5,5% с 5,7% в январе 2013 года. В этих условиях Банк России ожидает дальнейшего замедления инфляции и ее возвращения в целевой диапазон до конца 2014 года.

 

        1. Цели денежно-кредитной политики и сценарии

                                         макроэкономического развития.

               В ближайшие годы перед Банком России стоит задача по постепенному снижению темпов роста потребительских цен. Целевые ориентиры для темпов роста индекса потребительских цен установлены на уровне 5,0% в 2014 году, 4,5% в 2015 году и 4,0% в 2016 году и определены с точностью до 0,5 процентного пункта.

               Целевые ориентиры по инфляции установлены в виде точечных значений, а не диапазона, как в предыдущие годы. Преимуществом использования точечной цели по инфляции по сравнению с целевым диапазоном является более четкий сигнал о том, какой именно темп роста цен рассматривается Банком России в качестве целевого, что должно обеспечить однозначное понимание цели денежно-кредитной политики экономическими агентами. Отклонения инфляции от цели как вверх, так и вниз Банком России рассматриваются как нежелательные.

              Установленные целевые значения были определены с учетом среднесрочного макроэкономического прогноза Банка России и рассматриваются как достижимые при основных предпосылках его базового варианта  без создания существенных рисков для устойчивости экономического роста. В частности, данный прогноз предполагает снижение темпов индексации регулируемых цен (тарифов) на услуги естественных монополий, отсутствие значительных негативных шоков на рынке продовольствия, а также инерционный характер инфляционных ожиданий.

             Цель по инфляции определена для индекса потребительских цен, в расчет которого включаются цены широкого набора товаров и услуг. В связи с этим при принятии решений по денежно-кредитной политике Банк России учитывает все факторы, оказывающие влияние на динамику инфляции. Однако в силу наличия лагов воздействия мер денежно-кредитной политики на экономику возможности влияния Банка России на инфляцию в краткосрочном периоде в случае возникновения непредвиденных факторов ограничены. Учитывая высокую изменчивость инфляции в России <1>, Банк России определил диапазон отклонений инфляции от целевого уровня, отражающий наиболее вероятный масштаб ее колебаний в результате действия непредвиденных факторов. Границы диапазона отклонений инфляции установлены на уровне +/-1,5 процентного пункта от целевого уровня.

       Высокая изменчивость инфляции объясняется значительной долей компонентов индекса потребительских цен, отличающихся высокой волатильностью или находящихся под влиянием административных решений: продовольствие, товары, облагаемые акцизами, а также товары и услуги, цены которых определяются регулируемыми тарифами. Доля данных компонентов в потребительской корзине составляет около 50%. Цены именно этих категорий товаров и услуг чаще прочих подвержены изменениям, не предусмотренным прогнозом.

       Стремясь достичь точечной цели по инфляции, Банк России в то же время не изменяет направленность денежно-кредитной политики в ответ на краткосрочные отклонения инфляции от цели, находящиеся в пределах установленного диапазона, в случае если они не препятствуют достижению цели в среднесрочной перспективе (такая политика могла бы привести к увеличению волатильности процентных ставок, совокупного выпуска и иных показателей). В то же время возникновение факторов, приводящих, по оценкам Банка России, к отклонению инфляции от цели в среднесрочной перспективе, вне зависимости от их природы является основанием для изменения направленности денежно-кредитной политики. Скорость возвращения инфляции к целевому значению определяется с учетом необходимости его достижения без создания рисков существенного охлаждения или перегрева экономики.

             

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
В заключение проделанной работы необходимо отметить, что цель, определенная в начале исследования достигнута. В работе были рассмотрены основные типы, инструменты и направления современной денежно-кредитной политики. Подведем итоги:

Совокупность  мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее конечные цели следующие: устойчивые темпы экономического роста, стабильный уровень цен, высокий уровень занятости, равновесие платежного баланса. Особенность денежно-кредитной политики состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, а делает это посредством промежуточных целей. А перед тем, как приступить к достижению промежуточных, центральный банк устанавливает тактические цели.

Одним из основных объектов денежно-кредитного регулирования является предложение денег. В зависимости от состояния экономики страны. центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики  - политику «дорогих» или «дешевых» денег. В условиях инфляции проводиться политика «дорогих» денег, направленную на сокращение денежной массы. А в периоды спада производства для стимулирования деловой активности осуществляется политика «дешевых» денег, которая приводит к ее увеличению.

 В результате проделанных  исследований мной были сделаны следующие выводы:

1. Подобно фискальной  политике, кредитно-денежная политика  призвана способствовать  установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося  полной занятостью и отсутствием инфляции.

2. При проведении кредитно-денежной  политики наиболее важными активами  федеральных резервных банков  выступают ценные бумаги и  ссуды коммерческим банкам. Основными  обязательствами являются резервы  банков членов, депозиты Казначейства  и банкноты Федеральной резервной  системы.

3. Тремя основными инструментами  кредитно-денежной политики являются: а) операции на открытом рынке, б) регулирование учетной ставки, в) регулирование норм обязательных резервов.

4. Основными  целями Денежно-кредитной политики являются :а) обеспечение стабильности цен; б) полная занятость; в) роль реального объема производства; г) устойчивый платежный баланс.

5. С точки зрения кейнсианцев, кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: а) политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; б) изменения размеров воздействуют на предложение денег; в) изменения денежного предложения меняет процентную ставку; г) изменение процентной ставки воздействует на инвестиции, равновесной ЧНП и уровень цен.

 

                                      Библиографический список.

Нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 26.04.2007) // Источник: http://www.cbr.ru
  2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов // http://www.cbr.ru /
  3. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011)"О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп., вступившим в силу с 01.01.2012)

          Литература:

  1. Т.М. Колпанова. Финансы. Денежное обращение и кредит. Юрайт/2012г.
  2. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатов. - 5-e изд.ИНФРА-М, 2010г.
  3. Гурвич А.Г. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюктуры. Вопросы экономики.- №3.-2009г.
  4. Бабич А.М. Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение и кредит. Юнити-м. 2010г.
  5. Голубович А.Д. Кулагин М.В., Миримская О.М. Валютные операции в коммерческих банках. - М.: АО "Менатеп-информ", 2011.
  6. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля/ В.П. Орешин; МГУ - Москва, 2010
  7. Четыркин Е.М. Финансы: Учебник / Е.М. Четыркин. - М.: Дело, 2010. -
  8. Грязнова А.Г. Макроэкономика. Теория и Российская практика. учебник- 2-е изд, перераб и доп / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думиной - КНОРУС 2009г.

Информация о работе Цели и инструменты денежно-кредитной политики