Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой работы является рассмотрение денежно-кредитной политики, определение ее целей, анализа ее деятельности, а также изучения основных инструментов, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………2 1.Теоретические основы денежно кредитной политики……3 2. Инструменты Денежно-кредитной политики ……………20 3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ……………27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..33 Библиографический список…………………………………..35
Система обязательного резервирования
выполняет следующие функции: контрольную
(за расширением денежной массы путем
изъятия избыточных резервов банковской
системы), стабилизирующую (уменьшает
диапазон колебаний процентных ставок)
и страхования ликвидности и платежеспособности
банков.
Коммерческий банк обязан депонировать
часть привлеченных денежных средств
в фонде обязательных резервов, размещенном
в центральном банке. Платность данных
ресурсов не носит обязательный характер.
В Республике Беларусь недовнесенные
в фонд денежные средства Национальный
банк вправе взыскивать на основании своего
распоряжения путем бесспорного их списания
с корреспондентского счета банка.
Норматив резервных требований
устанавливается в законодательном порядке
и представляет собой процентное отношение
суммы минимальных резервов к абсолютным
или относительным (приращению) показателям
пассивных или активных операций. По характеру
воздействия различают нормативы общие
(установленные ко всей сумме обязательств
или кредитов) и селективные (установленные
по отношению к определенной части обязательств
или кредитов). Устанавливая и пересматривая
норматив резервных требований, центральный
банк регулирует объемы, структуру и динамику
привлеченных ресурсов коммерческих банков,
влияет на их стоимость, объемы, структуру
и динамику доходных активов, на уровень
прибыльности кредитных организаций.
Изменение норм обязательных
резервов позволяет центральному банку
регулировать предложение денег, ставку
процента, так как оно ведёт, во-первых,
к изменению величины денежной базы, а
во-вторых, влияет на денежный мультипликатор,
а значит, и на способность коммерческих
банков создавать новые деньги путём кредитования.
Но следует учесть и то, что частые и значительные
изменения резервных норм могут даже привести
к нарушению денежно-финансового равновесия
экономики. Поэтому они осуществляются
во время инфляции, спада производства,
когда необходимы сильнодействующие средства.
Следует отметить, что в развитых странах
к изменению резервных норм как способу
регулирования денежной массы прибегают
всё реже.
Наряду с косвенными методами
денежно-кредитного регулирования существуют
и прямые методы. В основном это
лимиты, устанавливаемые на процентные
ставки, и прямое лимитирование кредитов.
Следует отметить, что ЦБ, регулируя
денежное предложение, использует одновременно
совокупность инструментов.
Анализ денежно-кредитной
политики ЦБ РФ.
3.1. Анализ денежно-кредитной
политики ЦБ РФ 2008-2013гг.
С 1
марта 2013 года Банк России установил норму
обязательных резервов по обязательствам
перед нерезидентами в валюте РФ и иностранной
валюте в размере 4,25% и
4,25% по всем остальным обязательствам.
Рис. 1 Динамика ставки рефинансирования
ЦБ РФ.
Согласно графику очевидно, что в течение
последних пяти лет происходит снижение
ставки рефинансирования. Так, 1 декабря
2008 года ставка рефинансирования составляла
13% (повысившись с 12% с 12 ноября 2008 года),
а 24 апреля 2009 года она снизилась и составила
12,5%.14 мая 2009 года произошло очередное
снижение ставки рефинансирования - до
12%, 5 июня - снижение до 11,5%. Тенденция постепенного
снижения ставки рефинансирования сохранилась
до 2011 года, и на 28 февраля 2011 года ставка
рефинансирования составляла 8%. Далее
наблюдаются колебания от 8% до 8,25%. С 14
сентября 2012 года Банком России установлена
ставка рефинансирования в размере 8,25%.
В течение 1 квартала 2013 года Банк России
не изменял ставку рефинансирования.
Подобная динамика наглядно иллюстрирует
снижение инфляции - ставку рефинансирования
повышают, чтобы приостановить инфляционные
процессы, взять их под контроль. Наибольший
инфляционный всплеск случился летом-осенью
2008 года - и ставка рефинансирования подскочила
с 10,5% до 12%. Но с тех пор динамика роста
потребительских цен носит затухающий
характер.
Что касается развития экономики
России и денежно-кредитной политики в
2013 году, в первом полугодии 2013 года темпы
роста ВВП снизились до 1,4% к соответствующему
периоду 2012 года. Рост производства товаров
и услуг поддерживался за счет повышения
потребительского спроса и роста экспорта.
Валовое накопление, по оценке, внесло
отрицательный вклад в прирост ВВП.
В январе - сентябре объем инвестиций
в основной капитал сократился на 1,4% вследствие
значительного снижения прибыли нефинансовых
организаций, а также неопределенности
перспектив экономического развития.
Темпы роста расходов населения на покупку
товаров и оплату услуг замедлились, по
оценке, до 4%.(рис.2)
Рис.2. Оценки разрыва выпуска
Подходы различаются набором используемых
при оценке разрыва выпуска индикаторов
и структурными предпосылками..
По оценкам, в экономике
сформировался небольшой отрицательный
разрыв выпуска. Ослабление экономической
активности сопровождалось некоторым
ростом уровня безработицы, который в
сентябре с исключением сезонного фактора
составил, по оценке, 5,6% (5,3% в январе 2013
года), а также незначительным повышением
задолженности по зарплате. Кроме того,
несколько снизилась загрузка рабочей
силы (за счет расширения неполной занятости,
предоставления неоплаченных отпусков)
и производственных мощностей. Тем не
менее уровень безработицы остается вблизи
исторического минимума, а загрузка мощностей
близка к предкризисным значениям, что
свидетельствует о том, что отклонение
совокупного выпуска от потенциального
уровня является небольшим.
Рис. 3.Инфляция и ее компоненты
(в % к соответствующему месяцу предыдущего
года)
В январе - сентябре 2013 года
инфляция находилась выше целевого диапазона,
установленного на 2013 год Сформировавшиеся
темпы инфляции были связаны прежде всего
с ускоренным удорожанием продовольственных
товаров, обусловленным низким урожаем
2012 года, повышением акцизов на отдельные
товары, а также с индексацией цен на услуги
естественных монополий.
Рис.4. Структура прироста ВВП
по элементам использования
Начиная с июня улучшение ситуации на
внутренних рынках продовольствия в условиях
поступления нового урожая, а также снижение
цен на мировом рынке зерна привело к существенному
замедлению роста цен на продовольственные
товары и инфляции в целом. Снижению темпов
инфляции способствовало отсутствие инфляционного
давления со стороны совокупного спроса.
В сентябре базовая инфляция снизилась
до 5,5% с 5,7% в январе 2013 года. В этих условиях
Банк России ожидает дальнейшего замедления
инфляции и ее возвращения в целевой диапазон
до конца 2014 года.
Цели денежно-кредитной политики
и сценарии
макроэкономического развития.
В ближайшие годы перед Банком России
стоит задача по постепенному снижению
темпов роста потребительских цен. Целевые
ориентиры для темпов роста индекса потребительских
цен установлены на уровне 5,0% в 2014 году,
4,5% в 2015 году и 4,0% в 2016 году и определены
с точностью до 0,5 процентного пункта.
Целевые ориентиры по инфляции установлены
в виде точечных значений, а не диапазона,
как в предыдущие годы. Преимуществом
использования точечной цели по инфляции
по сравнению с целевым диапазоном является
более четкий сигнал о том, какой именно
темп роста цен рассматривается Банком
России в качестве целевого, что должно
обеспечить однозначное понимание цели
денежно-кредитной политики экономическими
агентами. Отклонения инфляции от цели
как вверх, так и вниз Банком России рассматриваются
как нежелательные.
Установленные целевые значения были
определены с учетом среднесрочного макроэкономического
прогноза Банка России и рассматриваются
как достижимые при основных предпосылках
его базового варианта без создания
существенных рисков для устойчивости
экономического роста. В частности, данный
прогноз предполагает снижение темпов
индексации регулируемых цен (тарифов)
на услуги естественных монополий, отсутствие
значительных негативных шоков на рынке
продовольствия, а также инерционный характер
инфляционных ожиданий.
Цель по инфляции определена для индекса
потребительских цен, в расчет которого
включаются цены широкого набора товаров
и услуг. В связи с этим при принятии решений
по денежно-кредитной политике Банк России
учитывает все факторы, оказывающие влияние
на динамику инфляции. Однако в силу наличия
лагов воздействия мер денежно-кредитной
политики на экономику возможности влияния
Банка России на инфляцию в краткосрочном
периоде в случае возникновения непредвиденных
факторов ограничены. Учитывая высокую
изменчивость инфляции в России <1>,
Банк России определил диапазон отклонений
инфляции от целевого уровня, отражающий
наиболее вероятный масштаб ее колебаний
в результате действия непредвиденных
факторов. Границы диапазона отклонений
инфляции установлены на уровне +/-1,5 процентного
пункта от целевого уровня.
Высокая
изменчивость инфляции объясняется значительной
долей компонентов индекса потребительских
цен, отличающихся высокой волатильностью
или находящихся под влиянием административных
решений: продовольствие, товары, облагаемые
акцизами, а также товары и услуги, цены
которых определяются регулируемыми тарифами.
Доля данных компонентов в потребительской
корзине составляет около 50%. Цены именно
этих категорий товаров и услуг чаще прочих
подвержены изменениям, не предусмотренным
прогнозом.
Стремясь
достичь точечной цели по инфляции, Банк
России в то же время не изменяет направленность
денежно-кредитной политики в ответ на
краткосрочные отклонения инфляции от
цели, находящиеся в пределах установленного
диапазона, в случае если они не препятствуют
достижению цели в среднесрочной перспективе
(такая политика могла бы привести к увеличению
волатильности процентных ставок, совокупного
выпуска и иных показателей). В то же время
возникновение факторов, приводящих, по
оценкам Банка России, к отклонению инфляции
от цели в среднесрочной перспективе,
вне зависимости от их природы является
основанием для изменения направленности
денежно-кредитной политики. Скорость
возвращения инфляции к целевому значению
определяется с учетом необходимости
его достижения без создания рисков существенного
охлаждения или перегрева экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проделанной работы необходимо
отметить, что цель, определенная в начале
исследования достигнута. В работе были
рассмотрены основные типы, инструменты
и направления современной денежно-кредитной
политики. Подведем итоги:
Совокупность мероприятий,
направленных на изменение денежной массы
в обращении, объема кредитов, уровня процентных
ставок и других показателей денежного
обращения и рынка ссудных капиталов,
определяют денежно-кредитную политику.
Ее конечные цели следующие: устойчивые
темпы экономического роста, стабильный
уровень цен, высокий уровень занятости,
равновесие платежного баланса. Особенность
денежно-кредитной политики состоит в
том, что центральный банк не в состоянии
напрямую влиять на объем выпуска, уровень
занятости, а делает это посредством промежуточных
целей. А перед тем, как приступить к достижению
промежуточных, центральный банк устанавливает
тактические цели.
Одним из основных объектов
денежно-кредитного регулирования является
предложение денег. В зависимости от состояния
экономики страны. центральный банк выбирает
тот или иной тип денежно-кредитной политики
- политику «дорогих» или «дешевых» денег.
В условиях инфляции проводиться политика
«дорогих» денег, направленную на сокращение
денежной массы. А в периоды спада производства
для стимулирования деловой активности
осуществляется политика «дешевых» денег,
которая приводит к ее увеличению.
В результате проделанных
исследований мной были сделаны следующие
выводы:
1. Подобно фискальной
политике, кредитно-денежная политика
призвана способствовать установлению
в экономике общего уровня производства,
характеризующегося полной занятостью
и отсутствием инфляции.
2. При проведении кредитно-денежной
политики наиболее важными активами
федеральных резервных банков
выступают ценные бумаги и
ссуды коммерческим банкам. Основными
обязательствами являются резервы
банков членов, депозиты Казначейства
и банкноты Федеральной резервной
системы.
3. Тремя основными инструментами
кредитно-денежной политики являются:
а) операции на открытом рынке,
б) регулирование учетной ставки, в) регулирование
норм обязательных резервов.
4. Основными целями Денежно-кредитной
политики являются :а) обеспечение стабильности
цен; б) полная занятость; в) роль реального
объема производства; г) устойчивый платежный
баланс.
5. С точки зрения кейнсианцев,
кредитно-денежная политика осуществляется
через сложную цепь причинно-следственных
связей: а) политические решения воздействуют
на резервы коммерческих банков; б) изменения
размеров воздействуют на предложение
денег; в) изменения денежного предложения
меняет процентную ставку; г) изменение
процентной ставки воздействует на инвестиции,
равновесной ЧНП и уровень цен.
Библиографический
список.
Нормативные акты:
Федеральный
закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном
Банке Российской Федерации (Банке России)"
(ред. от 26.04.2007) // Источник: http://www.cbr.ru
Основные
направления единой государственной денежно-кредитной
политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов
// http://www.cbr.ru /
Федеральный
закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011)"О
валютном регулировании и валютном контроле"
(с изм. и доп., вступившим в силу с 01.01.2012)
Литература:
Т.М.
Колпанова. Финансы. Денежное обращение
и кредит. Юрайт/2012г.
Гурвич
А.Г. Бюджетная и монетарная политика в
условиях нестабильной внешней конъюктуры.
Вопросы экономики.- №3.-2009г.
Бабич
А.М. Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение
и кредит. Юнити-м. 2010г.
Голубович
А.Д. Кулагин М.В., Миримская О.М. Валютные
операции в коммерческих банках. - М.: АО
"Менатеп-информ", 2011.
Государственное
регулирование национальной экономики:
Учебное пособие для высших учебных заведений
экономического профиля/ В.П. Орешин; МГУ
- Москва, 2010