Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение денежно-кредитной политики, определение ее целей, анализа ее деятельности, а также изучения основных инструментов, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………2
1.Теоретические основы денежно кредитной политики……3
2. Инструменты Денежно-кредитной политики ……………20
3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..33
Библиографический список…………………………………..35

Файлы: 1 файл

цели и инструменты денежно-кредитной политики.docx

— 573.64 Кб (Скачать файл)

- разрушено единое рублевое  пространство путем введения  Россией с 26 июля 1993 г. денежной единицы  нового образца, которая не была  представлена ни в одной из  бывших республик СССР, за исключением  Таджикистана;

- начато оформление государственного  долга в ценные бумаги и  привлечение ресурсов финансового  рынка для финансирования дефицита  бюджета;

- прекращена практика  субсидирования экспорта и др. В итоге, несмотря на предотвращение  обвального спада производства  и некоторую стабилизацию экономической  ситуации, инерцию падения конъюнктуры  в народном хозяйстве преодолеть  не удалось.

            Трудное финансовое положение предприятий, продолжавшийся спад производства привели к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет. Это в свою очередь увеличило дефицит федерального бюджета с 7,6% ВВП в мае 1994г. до 14,5% в июле того же года. Для его покрытия резко увеличилась кредитная эмиссия, что привело к нарастанию инфляционного потенциала.

           На протяжении остального периода реформ в экономической и социальной жизни РФ произошли существенные перемены: осуществилось становление различных реформ и типов хозяйствования, рыночной              инфраструктуры, определились правовые основы ее функционирования.

           Опыт России показывает важность формирования устойчивого спроса на деньги за счет:

- расширяющегося воспроизводства, повышения эффективности использования  ресурсов, роста занятости, платежеспособного  спроса и как итог, роста уровня  жизни большинства населения;

- развития финансового  рынка и обеспечения реального  выбора для большинства населения  между различными формами богатства;

- развития конкуренции, обеспечивающих  гибкость цен и зарплат.

Сжатие денежной массы без стабильного спроса на деньги может привести к углублению кризиса за счет разрушения богатства и доходов населения

Современные теоретические концепции денежно-кредитного регулирования представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем в краткосрочном периоде эффективно воздействие непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

        1. Типы Денежно-кредитной политики

             В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

 

              В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

                Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле – денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

               Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

 

 

 

 

 

  1.  Инструменты Денежно-кредитной политики
    1. Инструменты денежно-кредитной политики

        Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитной политики. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на денежное предложение для достижения поставленных целей.

Инструменты регулирования денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков

Прежде всего, важнейшими являются прямые (административные) и косвенные (экономические), а также общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д.

Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяются при регулировании банковских систем. С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве.

Общие методы влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

Центральный банк в процессе реализации денежно-кредитной политики использует одновременно совокупность инструментов, основными из которых являются регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования); регулирование норм обязательных резервов; операции на открытом рынке. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Регулирование учетной ставки. Изменение учётной ставки – старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определённых обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставление средств центральный банк взимает с заёмщика определённый процент. Норма такого процента называется учётной ставкой (дисконтом). Таким образом, учётная ставка - это «цена» дополнительных резервов, которые ЦБ предоставляет коммерческим. ЦБ имеет право изменять её, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учётной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, ЦБ увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заёмщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у ЦБ средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведёт к снижению ставки ссудного процента, т.е. процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства.

При повышении учётной ставки происходит обратный процесс. Оно ведёт к сокращению спроса на ссуды ЦБ, что замедляет темпы роста (или сокращает)  предложение денег и повышает ставку ссудного процента. «Дорогой» кредит предприниматели берут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства.

Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объёмом денежной массы и кредитом.

Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования:

  • переучет векселей;

  • ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего – предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список  и принадлежащих банку на праве собственности;

  • ломбардный кредитный аукцион;

  • операции РЕПО и др.

Операции на открытом рынке. Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бума.

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам, населению. При этом объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует, прежде всего, на величину денежной базы.

При необходимости увеличить предложение денег центральный банк начинает покупать ценные бумаги. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает на сумму покупок резервы коммерческих банков на своих счетах. Это приводит к росту денежной базы на соответствующую величину. Появившиеся избыточные резервы коммерческий банк может использовать для выдачи ссуд и создания дополнительных денег. Центральный банк может купить у коммерческих ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе (операции РЕПО).

В этом случае при покупке ценных бумаг на определённый срок банковские резервы увеличиваются, но как только коммерческий банк выкупает свои бумаги - резервы уменьшаются. Следовательно, операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы.

Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками на себя. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате центральному. Последний оплачивает чеки путём увеличения резервов коммерческих банков. Особенностью данного инструмента является то, что одновременно  увеличиваются как резервы коммерческих  банков на счетах центрального, так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения.

Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продаёт государственные ценные бумаги коммерческим банкам, населению. Покупку ценных бумаг коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Принимая чеки, центральный банк уменьшает на соответствующую сумму резервы банков и денежную базу. Это также ведёт к снижению способности банков создавать деньги.

Население, покупая ценные бумаги у центрального банка, выписывает чеки на свои счета в коммерческих банках. Центральный банк, принимая чеки, уменьшает на сумму покупок резервы коммерческих банков, сокращая тем самым объём денежной базы и предложения денег.

Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже - для его увеличения.

При проведение операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и другие.  Выбор механизма операции зависит от объекта и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральные банки используют операции валютного СВОПа.

Операции на открытом рынке стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, центральный банк не зависит от коммерческих, а во-вторых, государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в разных количествах, а значит, и в различной  степени влиять на предложение денег

Регулирование норм обязательных резервов. Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объёмы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Эти резервы коммерческие банка обязаны хранить в центральном банке. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Обязательное резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Информация о работе Цели и инструменты денежно-кредитной политики