Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.

Содержание работы

Введение 5
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики 5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Задачи и цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики. 7
1.2.1 Операции на открытом рынке 7
1.2.2 Политика учетной ставки (дисконтная политика) 7
1.2.3 Изменение норм обязательных резервов 8
1.2.4 Ограничение кредитования 9
2. Модели денежно-кредитной политики в современной экономике 9
2.1 Кейнсианская теория денег 9
2.2 Монетаристский подход 10
3. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Курсовая - ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.docx

— 35.13 Кб (Скачать файл)

Опережающие темпы кредитования в  национальной валюте являются объективным  подтверждением ее укрепления и расширения использования в хозяйственном  процессе. За январь-июнь 2006 г. прирост  валовых кредитов в иностранной  валюте составил всего 2%, тогда как  валовые кредиты в белорусских  рублях за тот же период увеличились  на 17,6%.

И в заключение, хотелось бы отметить некоторые положения, из которых  Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке денежно-кредитной  политики республики.

Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение  социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение  уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться  таким образом, чтобы не допускать  или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных  «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в течение  десятилетий в рамках индустриального  комплекса СССР и стран СЭВ, которая  сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и которую пережили или до сих пор переживают некоторые  страны СНГ и Восточной Европы, не должны повториться в Беларуси [8, с.86-93].

Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу производственного  комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные  предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в  целом технологическая структура  сложилась в условиях «дешевизны»  сырьевых, энергетических, трудовых, а  также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени  и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической  структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Учитывая первую установку, все это означает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться в комплексе с финансовой, фискальной и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных, по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.

Третья установка – общего характера, которая, тем не менее, непосредственно  определяет возможные параметры, направления  денежно-кредитной политики, результаты реализации ее мероприятий и заключается  в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики», или модели Манделла-Флеминга. Малая открытая экономика тесно  связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого  влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. При этом она  характеризуется определенными  закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной  политики:

  1. Динамика валютного курса тесно связана с относительной доходностью операций в национальной валюте, которая определяется разницей между реальными уровнями  внутренней и  мировой  процентных  ставок  (r′ - r, рис. 3.1). Поэтому все множество возможных состояний малой открытой экономики можно отобразить линией * (рис. 3.1).

r′ - r

*

d

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

r′ - внутренняя ставка процента

r – мировая ставка процента

d – темп девальвации национальной валюты

 

 

Рис. 3.1. Множество возможных  состояний малой открытой экономики: точка 0 соответствует устойчивому равновесию (r′ = r, курс национальной валюты стабилен), линия α – множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 r′ > r, валютный курс растет; справа - r′ < r, валютный курс снижается).

 

 

 

 

 

  1. При заниженной (относительно мировой) внутренней ставке процента происходит девальвация национальной валюты, что должно привести к увеличению чистого экспорта и росту ВВП. Это вызывает повышение внутренней нормы процента, и теоретически экономика должна достигнуть устойчивого равновесия (точка 0 на рис. 3.1).

Тем не менее в реальной действительности девальвация не обязательно автоматически  приводит к росту экспорта. Он может  быть ощутимым только при наличии  соответствующего экспортного потенциала. Но в любом случае важный вывод  практического характера, следующий  из модели Манделла-Флеминга, заключается  в том, что в условиях малой  открытой экономики для того, чтобы  обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение  денежно-кредитной политики [8, с.86-93].

В конце своей работы я бы хотел  привести планы Национального Банка  РБ относительно проведения денежно-кредитной  политики. Стратегической целью денежно-кредитной  политики в 2006-2010 годах остается обеспечение  эффективного функционирования денежно-кредитной  системы, ее содействие достижению устойчивого  экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту  инвестиций и сбережений. В свою очередь, денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической  политики.

Предусматривается обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе  его покупательной способности  и обменного курса по отношению  к иностранным валютам, как одной  из мер поддержания экономической  стабильности и снижения уровня инфляции. Темпы наращивания денежного  предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и  целевым параметром инфляции, допустимый уровень которой в 2010 году не должен превысить 5%. Основными каналами наращивания  денежного предложения со стороны  НБРБ будут покупка иностранной  валюты, операции рефинансирования банков на рыночных принципах. В инструментах рефинансирования банков предпочтение будет отдаваться операциям на аукционной основе.

Роль обменного курса в области  регулирования конкурентоспособности  белорусских производителей будет  постепенно уменьшаться в связи  с перемещением в ней акцента  на некурсовые факторы (повышение качественных характеристик продукции, снижение себестоимости, эффективная маркетинговая  политика). Долгосрочная стратегия  на укрепление реального курса белорусского рубля будет способствовать повышению  покупательной способности национальной валюты, стимулировать процесс трансформации  валютных сбережений населения и  хозяйствующих субъектов (включая  наличную валюту, которая хранится вне банковской системы) в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный оборот.

Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь остаются повышение устойчивости банков, доверия к ним со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграция банков в региональную и  мировую банковскую систему.

Реализация указанных направлений  будет обеспечиваться посредством:

совершенствования политики государства  в развитии банковского сектора, повышения эффективности институциональной  и функциональной структур банковской системы;

совершенствования корпоративного управления;

повышения конкуренции в банковском секторе;

увеличения капитала и ресурсной  базы банков, оптимизации структуры  их пассивов и активов;

расширения состава и улучшения  качества банковских услуг, развития информационных и новых банковских технологий. Валовые  кредиты банков увеличатся в 2,9 раза.

Государственная политика по развитию банковской системы в основе своей  будет направлена на обеспечение  стабильного функционирования банковского  сектора страны посредством совершенствования  нормативной и правовой база в  области денежно-кредитного регулирования, налогообложения банков, усиления надзора  за их деятельностью, поступательное уменьшение участия государства в уставных фондах  банков, а также на невмешательство  в оперативную деятельность кредитных  организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством  Республики Беларусь.

Предусматривается сохранить за государством контрольный пакет акций АСБ  «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белпромстройбанк».

Продолжится процесс взаимовыгодного  сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках союзного государства  и других интеграционных образований, а также расширения и углубления  взаимодействия с международными финансовыми  организациями [8, с.86-93].

Заключение

В своей работе я дала определение  понятию «денежно-кредитная политика», также были рассмотрены взгляды  на денежно-кредитную политику монетаристов и кейнсианцев, приведены некоторые  особенности проведения данной политики в Республике Беларусь.

В заключение отмечу, что осуществляя  оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось  добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов  выдерживается в пределах запланированных  параметров, рыночные котировки рубля  относительно стабильны, проводятся необходимые  мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует  нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности  проводимой политики, тем более что  проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и  большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что  сложность той ситуации, в которой  находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной  и в целом социально-экономической  политикой, требуют комплексности  и системности при определении  конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Таким образом, денежно-кредитная  политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической  политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений.

Список  литературы

  1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы – Мн.: «Беларусь», 2006. – с.32-34.
  2. Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: Материалы республиканской научной студенческой конференции Минск, 29-30 апреля 2004 г. – Мн.: БГЭУ, 2004. – с.50-53.
  3. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник – М.: РАГС, 2005. – 598с./с. 346-358.
  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. – Экономикс: принципы, проблемы, политика/ Пер. 16-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 940с./с. 319-337.
  5. Чему отдать приоритет? Основные целевые ориентиры денежно-кредитной политики на 2000 год./А. Раков//Белорусский банковский бюллетень – 2000 - №13. – с.89-100.
  6. Финансовое обеспечение социально-экономического развития.//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2000 - №8. – с.12-18.
  7. Проблемы денежного обращения и факторы его оздоровления./В.Сенько, А.Сорокин//Банкаўскі веснік – 2000 - №31. - с.4-13.
  8. Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы./А.О.Тихонов//Белорусский экономический журнал. – 2000 - №3. -  с. 86-93.
  9. Финансовый рынок РБ в январе-июле 2006 года./А.А.Колесников// Экономика.Финансы.Управление. – 2006 - №9. с.24-30.
  10. Залог стабильности: перспективы развития банковского сектора Республики Беларусь./П.Прокопович//Беларуская думка. – 2006 - №2. с. 4-9
  11. Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело, денежно-кредитная политика. - М/Спб.,1993. – 348с./с. 251-262.
  12. Мэнкью Н. Г. Принципы макроэкономики. 2-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 576с./с. 479-486.
  13. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов / Пер с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко – М.: Аспект Пресс, 1999. – 820с./с. 407-409.
  14. История экономических учений:  Учебное пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько и др.; Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 340с./с. 270-275.

 

 


Информация о работе Цели и инструменты денежно-кредитной политики