Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.

Содержание работы

Введение 5
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики 5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Задачи и цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики. 7
1.2.1 Операции на открытом рынке 7
1.2.2 Политика учетной ставки (дисконтная политика) 7
1.2.3 Изменение норм обязательных резервов 8
1.2.4 Ограничение кредитования 9
2. Модели денежно-кредитной политики в современной экономике 9
2.1 Кейнсианская теория денег 9
2.2 Монетаристский подход 10
3. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Курсовая - ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.docx

— 35.13 Кб (Скачать файл)

 Первоначально, Дж. М. Кейнс, считая процент важнейшим параметром, отдает предпочтение денежно-кредитному регулированию. Он полагает, что с помощью государственного вмешательства на денежном рынке можно регулировать ставку процента в долговременной перспективе и тем самым влиять на совокупный спрос.

Для этого Кейнс предлагает проводить  политику дешевых денег. Увеличение количества денег дает возможность  более полно удовлетворять потребность  в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки  потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично – для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость  достигают равновесия на более высоком  уровне. Рост доходов в свою очередь  означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.

Однако практика показала, что в  условиях глубокого спада, когда  инвестиции слабо или почти не реагируют на понижение ставки процента, денежно-кредитное регулирование  является малоэффективным методом, стимулирующим приток инвестиций.

                                    

В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь  эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или  бюджетно-налоговая политика, в соответствии с которой величина расходов и  норма налогообложения подчиняются  потребностям регулирования совокупного  спроса, уровень которого обеспечивает полное использование капитала и  трудовых ресурсов при сохранении стабильности цен.

 

  • 2.2 Монетаристский подход
  •  

    В целом, в 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим  стало неоклассическое направление, в том числе его современная  форма - монетаризм.

    Главный теоретик современного монетаризма  – известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридман. В самых общих чертах основные положения современного монетаризма  таковы:

    Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне  устойчивая система. Все негативные моменты - результат некомпетентного  вмешательства государства в  экономику, которое надо свести к  минимуму.

    Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным  объемом ВНП обнаруживается более  тесная, чем между инвестициями и  ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно  за динамикой денег. Монетаристы  отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством  денег в обращении и общим  объемом проданных товаров и  услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег:

    М•Y= P•Q,

    где М − количество денег в обращении; V − скорость обращения денег; Р − средняя цена товаров и услуг; Q − количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

    Произведение Р•Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Q) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем, кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt=Yt.

    Если Р − средняя цена единицы произведенной продукции, то

    M•V=P•Y

    где Р•Y − объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП; Y − тогда можно рассматривать как реальный объем ВНП, а P − как дефлятор ВНП. Отсюда Y − номинальный объем ВНП.

    Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно  сделать допущение о постоянстве  скорости обращения денег. Такое  допущение является абстракцией, поскольку  показатель Y, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит не часто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.) Кредитные карточки рассматриваются многими экономистами не как новый вид денег, а как новый момент в организации денежного обращения. Кредитная карточка – это документ, облегчающий, по сути, заем для владельца. Что означает покупка товара по кредитной карточке? Она означает, что вы дали распоряжение банка о переводе кредита в магазин. Позже банк пошлет деньги в магазин (в форме перевода денег на счет магазина или в форме чека). Именно этот перевод будет означать, что покупка реально оплачена.

    Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом K, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:

    K•M=P•Y

    В такой записи это уравнение  выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денег  в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе, объем производства в денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их обращения. Вспомним, что такое реальный объем производства. Реальный объем производства определяется имеющимися на данный момент в экономике факторами производства (заданная величина). Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.

     В свою очередь, изменение уровня цен - это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.

     Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридман попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридман отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

    Исходя из этого, М. Фридман выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а  именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмана:

    DM=DP+DY,

    где DM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; DY - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; DP - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции и общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

    Монетарное правило М. Фридмана предполагает строгое контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3- 5% в год. Именно такой  прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание  инфляции, а если темп вливании в  экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

    Денежное правило М. Фридмана легло  в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании (рейганомика  и тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к  зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста ВНП на уровне 3- 5% в год [14, с. 270-275].

    Основным объектом анализа монетаристов выступают деньги и количество денег  в обращении. Исходным является утверждение, что существует стабильный спрос  на деньги, но нестабильное предложение  денег, которое зависит от субъективных решений кредитных институтов. Поэтому  резкие изменения величины денежной массы в обращении могут явиться  источником нестабильности. Превышение предложения денег над спросом  на них вызывает инфлицию. В случае, если их количество меньше, чем потребность  для нужд общества, возможен кризис.

    Сдвиги в денежной сфере также  выступают основной причиной нарушения  естественного хозяйственного развития. В долгосрочном периоде нестабильность денег сопровождается нестабильностью  экономического роста.

    В связи с этим монетаристы считают, что уровень экономической активности в большей степени зависит  от денежно-кредитной политики. Только предложение денег является фактором, определяющим уровень производства, занятости и цен.

    Таким образом, современные теоретические  модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной  политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство  не отказывается в краткосрочном  периоде от воздействия непосредственно  на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

     

    3. Особенности денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь

    Денежно-кредитная политика, являясь  неотъемлемой частью общегосударственной  социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу  и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с  особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность  и эффективное размещение активов  предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [8, с.86-93]. Все эти задачи одинаково  важны и взаимосвязаны. Эффективность  денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

    В условиях экономики переходного  периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной  политики особенно сложны в связи  с тем, что рыночные механизмы  экономического регулирования, как  правило, в недостаточной степени  отработаны, а банковская система  не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим  потенциалом. Кроме того, специфика  социально-политической ситуации, деловая  культура, сложившиеся стереотипы отношений  между различными социальными группами также в значительной степени  определяют спектр возможных альтернатив  как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной  в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации  и инструментов регулирования экономических  процессов.

    Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При  этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным  является такой вариант денежно-кредитной  политики, при котором не допускается  резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

    Сегодня можно говорить о том, что  последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных  результатов.

    1. Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.
    2. В последние годы в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации. После перехода к единому курсу белорусского рубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно снижались: с 33,9% в 2001 г. до 21,5% в 2002 г. За 6 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего соответственно – 7,3 и 13,7%. По темпам инфляции имеет место следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских цен составил 46,1%, в 2002 г. – 34,8% (снижение более чем в 1,3 раза) [9, с.5-7].

    Таким образом, отмечу, что в Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, что обусловлено стабильным обменным курсом национальной валюты, устойчивым снижением инфляции и  действующей курсовой политики.

    Так, за январь-июнь 2006 г. доля рублевой денежной массы в общем объеме широкой денежной массы выросла  на 4,7%, и на 1 июля текущего года достигла 69,6%. За I полугодие средства физических лиц в белорусских рублях, привлеченные банками, увеличились на 21,9%, в том числе депозиты – на 31,2%. За этот же период средства физических лиц в иностранной валюте возросли только на 5,5%, в том числе депозиты – на 5,4%. Абсолютный прирост средств населения в банках в национальной валюте превысил прирост средств в иностранной валюте в 9 раз, что свидетельствует о росте доверия к белорусскому рублю и привлекательности хранения сбережений в национальной валюте. В то же время курсовая политика Национального Банка Республики Беларусь вносила существенный вклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействовала повышению эффективности внешней торговли.

    Информация о работе Цели и инструменты денежно-кредитной политики