Бюджетная система Российской Федерации и проблемы межбюджетных отношений на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работ - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы, межбюджетные отношения на современном этапе и разработать мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать современные межбюджетные отношения;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)


                                                                

Введение

 

           Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

 С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам  власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.        

Все бюджеты, входящие в бюджетную  систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения — это  отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

           Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.

 Цель работ  - исследовать бюджетное устройство  в Российской Федерации, принципы  построения бюджетной системы,  межбюджетные отношения на современном этапе и разработать мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений.

 Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

- исследовать  основные черты и принципы  бюджетного устройства Российской  Федерации;

         - рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

- изучить источники формирования доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

        - рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;

         -  исследовать современные межбюджетные  отношения;

         - разработать мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджетная система Российской Федерации и проблемы межбюджетных отношений на современном этапе
  2. 1.2 Бюджетная система, ее сущность и структура

 

Центральное место в системе  государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий силу закона - финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

Таким образом, аккумулируя с помощью  государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

            Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

            Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

           Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

          Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

       Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

         В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

          Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

         Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.

         Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели.

          Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

           Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений.

В этом же направлении действовали  переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов  бюджета, отмена монополии на внешнюю  торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном устройстве.

Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной  системы, а также взаимосвязь  между отдельными ее звеньями.

С другой стороны бюджетную систему можно определить как одну из форм выражения финансовой политики государства. Правительство реализует свою финансовую политику через бюджетную систему, которая выступает в качестве механизма воздействия государства на общество.

Организационное построение бюджетной  системы всецело зависит от формы  государственного устройства. Бюджетная  система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный  бюджет и местные бюджеты.

У государств с федеративным устройством  наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов Федерации. Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов  РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Консолидированный бюджет РФ - это  федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление обо  всех доходах и расходах региона  или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Правительство РФ с начала коренных реформ 1991 г. проводит очень большой  круг экономических мероприятий, основные направления которых:

комплекс мероприятий обеспечивающих переход к рыночной экономике.

комплекс мероприятий, связанных  с экономической стабилизацией.

социальная поддержка населения.

Для этого есть свои стимулы: продуманное  налогообложение, низкие военные расходы, благоприятный финансовый механизм для привлечения иностранных инвестиций, и как следствие, в Гонконге ВВП на душу населения больше чем в Англии. А это показатель благосостояния населения страны.

Соотношение между направлениями  финансовой политики нашего государства  изменчиво во времени и определяется в большей степени ситуативно: в 1991 году на первом месте стояли задачи перехода к рынку, в 1992 - кризис экономики, резкое повышение цен, встал вопрос уже не о рыночных преобразованиях, а об остановлении спада производства и темпов инфляции, накануне выборов и референдумов на первом месте стоят социальные вопросы.

Среди нововведений, непосредственно  касающихся бюджетной системы (особенно ее расходной части) можно выделить:

сокращение дотаций предприятиям и организациям (жилищно-коммунальный комплекс отнимает 4% ВВП РФ), следовательно, переложение бремени на население, но это позволит высвободить большую часть бюджетных ресурсов (около 100 трлн. руб., хотя в основном они проходят по местным и региональным бюджетам). В 1997 году предусматривается примерно 25 трлн. рублей;

новая пенсионная реформа будет предусматривать повышение пенсий, но в основном за счет повышения вкладов работников (к сведению в западных странах: 1/2 взносов в ПФ вносят предприятия, остальное - работники);

индексация средств и пособий, совершенствование финансового механизма в отраслях социально-культурной сферы с тем, чтобы ограниченные средства обеспечивали удовлетворение потребностей;

контроль за сбором налогов и  совершенствование распределения  бюджетных средств, эффективное  взаимодействие федерального и регионального бюджета;

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации и проблемы межбюджетных отношений на современном этапе