Банковский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Человек, взявший в руки книгу о менеджменте, ищет в ней ответ на вопрос: "Как преуспеть?" Наверняка большая часть наших читателей не прочь реализоваться в бизнесе или в другом деле, связанном с управлением организацией. Конечно, в любой практике, в том числе в управленческой деятельности, нет универсального рецепта успеха, пригодного в любых обстоятельствах. На сложные вопросы, которые ставит перед нами жизнь, нет простых ответов, что вовсе не обязывает нас следовать исключительно путём проб и ошибок. "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем", сказано в книге Экклезиаста. Человечество накопило немало "сыновей ошибок трудных".

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты банковского менеджмента в современных условиях 4
2 Анализ текущего состояния банковского менеджмента на современном этапе 6
2.1 Организационная структура банка 9
2.2 Функциональные взаимосвязи банковского менеджмента 12
2.3 Сравнительный анализ в банковском менеджменте 13
3 Разработка методов мероприятий по совершенствованию банковского менеджмента 16
Заключение 20
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат банковский менеджмент.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

2.1 Организационная структура  банка

Постоянное  изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка - глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента - это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово--экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.

Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:

финансово-экономических  показателей (ФЭ);

организационного  построения, отвечающего решению  стоящих перед банком задач (ОП);

функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).

Если отранжировать  системные параметры, то соподчиненность  и взаимосвязи между ними можно  представить так: ФЭ - ОП - ФТ.

Процессы разработки и реализации комплексных технологий по построению оптимальных отношений, касающихся формирования и использования денежных потоков, реинжиниринга бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка решает система управления, которая получила название "финансовый менеджмент".

В крупных банках обычно в составе отделений создаются также секции, где сосредотачиваются служащие, занимающиеся узкоспециализированными операциями. Например, выдача краткосрочного кредита предполагает сбор информации о клиентах, оценку их кредитоспособности, заключение кредитных договоров. Эта операция подразделяется на отдельные этапы, реализация которых входит в круг функциональных обязанностей служащих различных секций. Сталкиваясь с необходимостью осуществления большого многообразия функций, банки включают в штат различных специалистов с инженерным образованием, которые- могли бы квалифицированно оценить различные   проекты,   проводить   инженерно-экономическую экспертизу и контрольные обмеры, специалистов, имеющих опыт в оценке недвижимости и др.

2) Структуры, ориентированные на различные группы потребителей.

При таком способе  построения банка акцент делается

на        нуждах      целевых      потребителей      услуг.      Банк сосредотачивает основное внимание на определенных группах клиентов. Все предоставляемые банком услуги концентрируются     в          отдельных      подразделениях, предоставляются банковских       услуг       и обслуживающих       конкретные       группы       потребителей. Например,   услуги   розничным   клиентам управлениями       персональных инвестиционного менеджмента; услуги клиентам оптового рынка-управлениями операций на рынке капиталов и обслуживания корпораций.

Необходимо специально выделить организационные модели банков, специализирующиеся на обслуживании оптовых  клиентов. В мировой практике получили распространение шесть моделей, в соответствии с которыми организуются банки, занимающиеся обслуживанием клиентов-корпораций:

-Модель на базе  управляющего отделением, Здесь  делается акцент на ответственности  управляющего за обслуживание  корпоративных клиентов в рамках географического региона своей деятельности.

-Модель на базе  отделений, обслуживающие головные  корпорации. Подобные отделения специально создаются для работы с головными корпорациями и имеют расширенные права в области оказания услуг и, в частности, предоставления кредитов.

-Модель на базе  служащих, отвечающих за ведение  счетов. Она предполагает ответственность  конкретных служащих за полное  обслуживание отдельных корпоративных  счетов. За одним служащим может  закрепляться даже несколько    сравнительно    небольших    корпораций,    а    за обслуживание крупных клиентов, как правило, отвечают несколько банковских работников, из которых один главный. Такая модель на практике обеспечивает максимальный учет всех запросов корпоративных клиентов и поэтому быстро завоевала популярность во многих европейских банках. Однако из-за высоких затрат на содержание большого штага работников в круг клиентов, обслуживаемых с помощью данной системы, обычно включаются крупные предприятия, приносящие банку солидную прибыль.

-Модель на базе  менеджера по продуктам. Такая  модель позволяет значительно  расширить спектр предлагаемых  услуг и распространяется даже  на системные продукты. В обязанности  менеджеров по продуктам входят  разработка планов маркетинга по продуктам, обеспечение постоянного расширения перечня предлагаемых услуг и работа по увеличению сбыта нессудных продуктов.

-Модель на базе  менеджера по связям с общественностью.  Это усовершенствованный вариант  модели на базе служащих, отвечающих  за ведение счетов. Менеджер по связям с общественностью выполняет функции связующего звена между банком и наделен полномочиями выступать от имени банка. Через него осуществляются все операции.

-Смешанные      модели.      Перечисленные     модели постоянно совершенствуются и модифицируются, что приводит к возникновению смешанных моделей. В них сочетаются наиболее подходящие в данных рыночных условиях свойства других известных моделей. Это позволяет улучшить качество других корпоративных счетов, расширить набор оказываемых услуг и увеличить объем операций.

Если для деятельности банка характерен широкий охват различных регионов, то в ее основу может быть положен принцип региональной организационной структуры. В этом случае вся работа банка строится через сеть отделений, предлагающих свои услуги клиентам в различных регионах. Чтобы задача выполнялась успешно, необходимо хорошее    знание    характерных    особенностей    различных регионов, клиентов, которых банк обслуживает.

2.2 Функциональные взаимосвязи банковского менеджмента

Финансовое состояние  – обобщающая, комплексная характеристика банка отражает уровень соблюдения банком в своей деятельности ограничений (минимального размера абсолютной и относительной величины капитала, уровня присущих активам рисков и ликвидности, стоимости приобретения пассивов, общего риска и т.д.).

 Целью управления  банком в этой связи является  обеспечение условий для получения  им желаемых финансовых результатов  при поддержании одновременно  необходимого уровня его финансового состояния. Финансовый анализ позволяет оценить степень достижения целей управления, т.е. его эффективность; при этом финансовое состояние банка больше характеризует эффективность его финансового управления, чем управления в целом.

В банках решению вопросов, касающихся оценки финансового состояния, выбору показателей и инструментов ее проведения, менеджерами разных уровней уделяется значительное внимание, но происходит это в основном в рамках реализации отдельных видов управления: активами, пассивами, капиталом, рисками, где каждая группа менеджеров несет ответственность за эффективное ведение дел на своем участке работ. Такая организация анализа позволяет рассредоточить риски связанные с управлением. Уровень финансового состояния банка в целом оценивается лишь на основе анализа его финансовой отчетности, а также информации, содержащейся в различных унифицированных отчетах о деятельности банков, разрабатываемых государственными федеральными ведомствами и рассылаемых банкам, надзор за которыми осуществляется на федеральном уровне. Эти отчеты содержат сведения об активах каждого банка, его обязательствах, капитале, доходах и расходах за текущий квартал и три предыдущих года, другую информацию. Однако для получения полной и более объективной оценки деятельности банка для собственных его целей необходимо проведение обобщающего комплексного анализа всех сторон деятельности банка, а также качества управления ею.

2.3 Сравнительный анализ  в банковском менеджменте

В последнее время иностранные банки активизируют свою деятельность в России. На данный момент в России работает 23 банка со стопроцентным иностранным участием. Отчасти такая активизация объясняется политикой ЦБ, который приветствует приход иностранного капитала в Россию, создавая для иностранных банков соответствующие условия. Так, к концу прошлого года были приняты меры, способствующие расширению деятельности банков с участием иностранного капитала, в частности, были уравнены требования ЦБ к минимальному Уставному фонду. Соответственно, российским банкам не приходится рассчитывать на чрезмерный протекционизм со стороны государства, чтобы успешно конкурировать с иностранными банками. Им придется выходить на новый качественный уровень корпоративного управления. Если этого не произойдет, а государство и дальше будет поощрять беспрепятственный доступ иностранных банков на российский рынок, то последние займут лидирующие позиции в банковской системе России. Этот процесс, несомненно, имеет некоторые положительные моменты. Приход на рынок иностранных банков, во-первых, способствует притоку капитала, а во-вторых, приносит в российскую банковскую среду новые прогрессивные веяния, способствует развитию конкуренции и внедрению в российских банках новых прогрессивных технологий. Иностранные банки являются кредиторами крупных российских предприятий, а также проявляют активность в других сферах банковской деятельности – от операций с ценными бумагами до ритейлового бизнеса на межбанковском рынке. Кстати, последнее направление стремительно интенсифицируется, а при прочих равных условиях российский вкладчик, уже не раз обманутый российскими структурами, с большей вероятностью доверит свои средства иностранному банку. К слову годовая отчетность слегка «похудела» – Deloitte IPSASB публикует промежуточное руководство по аудиту долгосрочной стабильности госпредприятий IASB предложил изменить порядок учета правительственных займов в IFRS 1 у Китая опять трения с США по поводу аудита. Отчетность по НДФЛ может стать ежеквартальной. Банк Москвы отразился в МСФО: его положение очевидно в любой отчетности ВР утвердила упрощение налогообложения малого бизнеса. Крупные международные аудиторские компании объединились на украинском рынке. AICPA готовится покорять Канаду. Европейское банковское управление: банки делают успехи, но еще есть, куда расти IASB разъяснил порядок учета расходов на устранение загрязнения от открытых карьерных разработок. Минфин: единый налог на недвижимость может быть введен с 2013 года. А. Кудрин рассказал, как снизить потери от второй волны кризиса

Сравнительный менеджмент предполагает изучение особенностей деловых культур разных стран, повышение эффективности межкультурного и международного взаимодействия, и, как результат, воспитание культурной грамотности и перенос прогрессивного опыта управления других стран в Россию.

Продолжающийся процесс  глобализации, взаимопроникновения  капитала, в том числе банковского, делает необходимым развитие методов  управления российским банком, предъявляет  более жесткие критерии к корпоративной  культуре, управлению рисками, организации  внутренней структуры менеджмента.

В России уже появляются такие понятия, как кодекс корпоративного управления (ККУ) для эмитентов из развивающихся стран, кодекс корпоративного поведения (ККП), разработанный под  эгидой ФКЦБ. ККП был разработан ФКЦБ и одобрен Правительством РФ в конце прошлого года. Таким образом делается попытка повысить уровень корпоративного управления. Вопрос в том, станут ли в действительности эти документы руководством к действию для наших компаний, или же это опять останется только «на бумаге». Кстати, по словам специалистов из рейтинговых агентств по темпам роста заказов (на присвоение рейтинга корпоративного управления) банки опережают компании.

Одной из основных проблем  в деятельности российских банков (ярко отличающей их от иностранных) остается «непрозрачность» структуры собственности банков и финансового состояния. Очень немногие банки готовы открыть своих собственников, т. к. в большей части владельцами фактически являются неизвестные компании, фактически принадлежащие топ-менеджерам.

Вопросы этичности российского, в том числе банковского бизнеса, являются предметом постоянных дискуссий. Зачастую более успешными оказываются  компании, использующие «грязные» приемы в бизнесе. Данные моменты даже не особенно скрываются. В этом опять  проявляются особенности «русского» менталитета. Принято считать, что «в нашей стране работать честно в принципе невозможно». Стремление зачастую действовать в обход закона, а иногда и делового партнера не является редкостью. Хотя в последнее время в данной сфере наметились позитивные тенденции.

  1. Разработка методов мероприятий по совершенствованию банковского менеджмента

Административные методы управления. Административные методы являются  способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Информация о работе Банковский менеджмент