Банковские услуги и проблемы их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является углубление и конкретизация знаний по рынку банковских услуг, развитие навыков самостоятельной работы.
Цель работы определила решение следующих задач:
- углубленное изучение наиболее распространенных банковских услуг;
- анализ накопленных сведений и проблем развития банковских услуг;
- предложение своего решения выявленных проблем.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы наиболее распространенных банковских услуг
1.1 Общая характеристика и классификация банковских услуг
1.2 Основные виды банковских услуг
1.3 Электронные банковские услуги
2. Современное состояние рынка банковских услуг в РФ
2.1 Анализ рынка банковских услуг на современном этапе экономики
2.2 Нормативно-правовое регулирование банковских услуг
2.3 Рынок банковских услуг в Зарубежных странах
3. Проблемы и совершенствование рынка банковских услуг
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

дкб.docx

— 56.69 Кб (Скачать файл)

Оперативный лизинг - это лизинг, при котором  лизингодатель покупает имущество  за свой счет и передает его лизингополучателю  во временное пользование на короткий срок, как правило, меньше срока амортизации [14, С. 297].

По  закону лизингодателем может быть:

- банк, любая кредитная организация,  в уставе которой предусмотрен  этот вид деятельности;

- лизинговая  компания;

- любая  производственная или лизинговая  компания, для которой лизинг  не является основным видом  деятельности, но и не запрещен  уставом;

- физическое  лицо - предприниматель.

Лизингополучателями и поставщиками соответствующего оборудования могут быть любые юридические  лица и физические лица - предприниматели.

Банк  может выступать как лизингодателем, так и лизингополучателем.

Широко  известной банковской услугой является факторинг. Факторинговые операции являются разновидностью посреднических операций. Они появились впервые в США, в конце 19 века. В нашей стране факторинг появился в 1989 г. в ленинградском «Промстройбанке».

Факторинг (от англ. factor - маклер, посредник) - выкуп торговых задолженностей поставщика товаров (услуг), с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа [4, С. 276]. Основой данной операции является кредитование торговых сделок. В соответствии с Конвенцией 1988 г. операция считается факторинговой, если она удовлетворяет как минимум двум из следующих четырех признаков:

1) наличие  кредитования в форме предварительной  оплаты долговых требований;

2) ведение  бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

3) инкассирование  задолженности поставщика (получение  задолженности от покупок);

4) страхование  поставщика от кредитного риска.

В факторинговых операциях участвуют три стороны: факторинговая компания - специализированное учреждение, покупающее счета- фактуры у своих клиентов; клиент - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией; предприятие (заемщик) - фирма - покупатель товара [14, С. 298]. Основной принцип данных операций состоит в том, что факторинговая фирма покупает у своих клиентов их требования к своим клиентам и в течение 2-3 дней оплачивает от 70 до 90% требований в виде аванса, остающиеся 10-30% клиент получает после оплаты его требований плательщиком [4, С. 276].

При этом комиссия и процент по предоставленному финансированию удерживаются при поступлении  денежных средств в оплату уступленного требования.

Схема организации факторинга представлена на рисунке 3.

товары

деньги  документы платежи

Рисунок 3- Механизм совершения факторинговой операции

В мировой  банковской практике известны два вида факторинга: открытый (конвенционный) факторинг и конфиденциальный (скрытый) факторинг [13, С. 452].

При конвенционном факторинг поставщик  указывает на своих счетах, что  требование было продано банку, а  при конфиденциальном факторинге никто  из контрагентов поставщика не осведомлен о кредитовании его продаж банком [13, С. 452].

Широкое распространение на рынке банковских услуг получила такая операция как  форфейтинг. Форфейтинг (от фр. forfait) - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, таком, как, например, переводной или простой вексель, у кредитора на безвозвратной основе [13, С. 453]. Покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе (форфейтинге) от своего права на обращение регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника.

Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.

Механизм  форфейтинга используется в сделках  двух видов:

1) в  финансовых сделках - в целях  быстрой реализации долгосрочных  финансовых обязательств;

2) в  экспортных сделках - для содействия  поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному  покупателю.

Основными оборотными документами, используемыми  в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг.

В настоящее  время один из основных центров форфейтинга - Лондон; значительная часть форфейтингового бизнеса находится также в Германии [13, С. 453].

Достоинства форфейтинга:

- фиксированная  процентная ставка по выплатам;

- простота  оформления сделки;

- удобство  для покупателя (все расходы по  управлению кредитом берет на  себя форфейтор);

- покупатель  получает возможность отложить  оплату товаров, которые он  уже получил.

Отдельно  выделяют такую банковскую услугу как  траст. Она получила широкое распространение  в настоящее время. Трастовые  услуги носят посреднический характер и всегда конкретны. Под трастовыми операциями понимают операции банков или финансовых институтов по управлению имуществом и выполнению иных услуг  по поручению и в интересах  клиентов на правах их доверенного  лица [14, С. 300]. Их суть заключается в  передаче клиентами - банкам своего имущества, для последующего инвестирования этих средств от имени владельцев и  по их поручению на различных финансовых рынках, с целью получения прибыли  для клиентов, с которой банки  взимают определенную плату, в виде банковской комиссии [13, С. 449]. Трастовыми операциями в банке занимаются трастовые  отделы; иногда эти отделы отделяются от банков и выступают как отдельные  трастовые компании. Трастовые услуги могут выполняться банком в пользу физических (персональные трастовые  услуги) и юридических лиц (институциональные  трастовые услуги) [14, С. 300].

Для физических лиц доверительные операции обычно включают следующие: распоряжение наследством (завещательный траст); передача доверительного имущества  и управление им (прижизненный траст); управление имуществом по доверенности в порядке осуществления опекунских функций над несовершеннолетними, недееспособными лицами; выполнение функций депозитария и консультации по вопросам оценки, покупки или  продажи ценных бумаг, недвижимости. В персональном трасте самые распространенные виды операций - ведение счетов клиента, операции с ценными бумагами клиента, подготовка его налоговых деклараций, взимание доходов в пользу клиентов, управление недвижимостью.

Для юридических лиц трастовые услуги включают: управление на основе договора-поручения  имуществом; управление денежными средствами и ценными бумагами; управление целевыми фондами; агентские услуги - хранение активов; инкассация обязательств и  доходов; распоряжение доходом и  инвестированием; купля-продажа активов; привлечение и погашение займов; выпуск и первичное размещение ценных бумаг; предоставление имущества и  денежных средств в ссуду; страхование активов; реорганизация или ликвидация юридического лица; выплата налогов и других фиксированных платежей.

Банки за проведение трастовых операций получают комиссионное вознаграждение, размер которого устанавливается в зависимости  от проводимой операции.

Итак, сущность трастовых операций заключается  в том, что доверенное лицо на основании  заключенного между заинтересованными  сторонами договора, либо по завещанию  приобретает соответствующие права  и выступает распорядителем имущества [13, С. 449]. В процессе выполнения услуг  по поручению банк выступает в  роли представителя интересов доверителя и никаких прав и обязанностей, вытекающих из существа сделок, совершенных  от имени клиента, не приобретает.

Российские  банки редко оказывают трастовые  услуги, за исключением услуг, совершаемых  по доверенности или завещанию клиента. Сбербанк, например, оказывает услуги, связанные с получением по доверенности средств с лицевого счета клиента, операции по хранению ценностей, выполняет завещательные распоряжения вкладчиков и проверку ценных бумаг [13, С. 450]. В настоящее время наблюдается реальная потребность в подобного рода деятельности.

1.3 Электронные банковские услуги

Глобализация  мировой экономики не могла не затронуть в числе прочих и  банковскую деятельность, что привело  к серьезным изменениям в банковской сфере, в том числе в обслуживании предприятий, организаций и частных  лиц - клиентов банка. Рост мирового платежного оборота и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует  необходимость создания принципиально  нового механизма безналичного и  наличного денежного обращения, обеспечивающего быстро растущие потребности  в платежах и ускорение оборачиваемости  денежных средств, при одновременном  снижении издержек обращения и сокращении трудовых затрат. Данная проблема не может  быть решена при массовом использовании  существующих форм денег, поскольку  в силу своей физической природы  они имеют предел подвижности, обусловливают  высокую трудоемкость финансовых расчетов, не обеспечивают непрерывность цепи расчета и затрудняют контроль за своим движением. Основной путь ее решения - это использование так называемой безбумажной технологии на основе передового опыта индустриально развитых стран в сфере широкого применения на практике заменителей наличных денег и платежных инструментов и средств, создания технологий и технических устройств для их автоматической обработки. Это привело к развитию и повсеместному применению так называемых IТ-технологий.

Среди электронных банковских услуг выделяют следующие: пластиковые карты, системы  дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и банковское обслуживание электронной  коммерции. Рассмотрим каждую из них.

С пластиковыми картами на сегодняшний день знакомы  все. Существует общераспространенный термин, обозначающий все виды карт, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, техническим возможностям, так и  по выпускающим их организациям, - пластиковые  карты.

Они являются наиболее близкими к наличным деньгам, уже достаточно устоявшимися и привычными для пользователей.

Банковская  пластиковая карта - одна из разновидностей финансовых карт, персонифицированным  платежным средством, предназначенным  для оплаты товаров, услуг и получения  наличных денежных средств в банках и банкоматах [5, С. 492].

Банковские  карты делятся на:

- дебетовые  - позволяющие их держателю распоряжаться  средствами, находящимися на счете  и/или получать наличные [3, С. 159];

- кредитные  - карты, которые позволяют их  держателям оплачивать товары  и услуги и/или получать наличные  в размере предоставленной банком  кредитной линии [3, С. 159].

При выдаче карта клиенту осуществляется ее персонализация: на нее заносятся данные позволяющие идентифицировать карту и ее держателя. За все операции с карточками банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки.

В любой  момент карту можно заблокировать.

В настоящее  время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном  обороте, что позволяет сделать  вывод о том, что пластиковые  карты являются важнейшим элементом  так называемой «технологической революции» в банковском деле.

Внедрение банковских карт значительно повысило доступность банковских услуг для  потребителей; банки получили возможность  расширить свою сбытовую сеть, устанавливая банкоматы и терминалы по обслуживанию карт. Однако еще большую доступность банковских карт для клиентов и более значительную экономию для банков дало внедрение различных систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

Дистанционное банковское обслуживание - это предоставление возможности клиентам совершать  банковские операции, не приходя в  банк, с использованием различных  каналов телекоммуникации [5, С. 506].

В зарубежной и отечественной практике также  используется термин «home banking», означающий ведение банковских операций на дому, то есть это самостоятельная форма банковских услуг, основанная на использовании электронной техники [5, С. 506].

В настоящее  время можно выделить три наиболее распространенных вида систем дистанционного банковского обслуживания:

1) традиционные  системы «клиент-банк», использующие  прямую связь с банком по  модему и предусматривающие установку  специального программного обеспечения  на компьютере клиента;

2) системы  «телебанк» (телефонного банкинга), предоставляющие платежные и информационные банковские услуги по телефону/телефаксу, с использованием компьютерной телефонии;

3) Интернет  банкинг - системы предоставления банковских услуг посредством интернета, для использования которых клиенту, как правило, не нужно иметь специальное программное обеспечение и можно работать со своим банковским счетом с любого компьютера, подключенного к сети Интернет [5, С. 507].

Банки могут предоставлять клиентам все  три вида дистанционного обслуживания, как в отдельности, так и одновременно в любых комбинациях. В зависимости  от принципа работы систем ДБО различают  системы онлайн и системы оффлайн [5, С. 508].

Онлайновые  системы ДБО работают в режиме реального времени. Обычно такие  системы полностью автоматизированы и не предусматривают участие  людей в обслуживании клиентов.

Оффлайновые системы ДБО предусматривают наличие временного разрыва между приемом поручения или запросом клиента и его исполнением. Такие системы могут быть автоматизированы как частично, так и полностью.

Очевидно, что системы ДБО, работающие в  режиме реального времени, более  предпочтительны для клиентов, так  как они позволяют значительно  экономить время при совершении банковских операций.

С понятием «дистанционное банковское обслуживание»  тесно связаны также термины  «e-bank» (электронный банк) и «виртуальный банк». Под электронным, или виртуальным банком, обычно понимают банк, не имеющий традиционного офиса, а обслуживающий клиентов посредством телефона, Интернета и при необходимости почты [5, С. 508].

В настоящее  время широко распространена оплата товаров и услуг через интернет. Электронная коммерция - это осуществление  продаж товаров и услуг, через  интернет [5, С. 519]. Банковское обслуживание электронной коммерции заключается  в обеспечении безналичных расчетов между покупателем и продавцом. С одной стороны, банк может предоставлять  услуги как физическим лицам (покупателям), обеспечивая их расчетными инструментами  для оплаты покупок в Интернете  или осуществляя платежи с  их счетов по указанным реквизитам. С другой стороны, банк может оказывать  услуги самим электронным магазинам  по организации приема платежей за их товары и услуги через интернет.

Традиционные  средства оплаты за товары и услуги:

- банковский  перевод;

- наложенный  платеж;

- оплата  наличными при доставке;

Информация о работе Банковские услуги и проблемы их совершенствования