Банковская система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

В условии переходной экономики банковский сектор должен в максимальной степени отвергать задачам построения основ рыночной экономики. Иными словами, интересы банков должны способствовать и, во всяком случае, не препятствовать решению общенациональной задачи реструктуризации экономики и движения к рынку.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………...
3
1 ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ………...……
5
2 РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ…………..……
11
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………..…………………………………………………………

25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………...………………………………………...
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Банковская система РК.DOC

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Теперь о проблеме реструктуризации банковского сектора. Когда мы говорим о реструктуризации банковского сектора, мы должны четко представлять, что конкретно вкладываем в это понятие. Если под реструктуризацией иметь в виду разграничение банков на жизнеспособные и нежизнеспособные, то этот процесс уже завершен. С точки зрения действующего законодательства есть банки, у которых по решению суда нельзя отозвать лицензию до разрешения их спорных вопросов. Следующий этап реструктуризации банковской системы будет состоять в капитализации банков, консолидации, присоединении.

Одно из перспективных направлений, в котором мы сейчас сильно отстаем, хотя имеем огромный потенциал для нормального развития, это Интернет-технологии. Совершенно очевидно, что если в ближайшие 2-3 года мы этого не поймем, то большинство банков окажутся в сложном положении. Технологии совершенствуются очень быстро. Сейчас появились новые серверы, новое поколение техники. Ряд представителей ведущих фирм, которые занимаются Интернет-бизнесом, считают, что банки должны будут или уйти с рынка, или включиться в новую систему расчетов. Другого выхода для банков нет.

Отметив это стратегически важное направление, я хотела бы остановиться и на других принципиальных вопросах. Прежде всего на капитализации банковской системы. Она беспокоит всех, она низка, и отношение банковского капитала к ВВП и другие показатели говорят о том, что банковская система, несмотря на довольно быстрое развитие в течение последних двух лет, реально еще не достигла докризисного уровня - и по активам, и по кредитам, и по капиталу, и по депозитам. По номинальным показателям этот процесс протекает довольно быстро. Но мы должны понимать, что уровень капитализации все еще низкий. Проблема эта и макроэкономическая, потому что отношение денежной массы к ВВП остается низким. Мы не препятствуем неинфляционному росту денежной массы, чтобы обеспечить рост экономики и монетизации ВВП. Но для этого должен быть спрос на тенег, на нашу национальную валюту. Есть банки, которые вкладывают средства в иностранную валюту, несмотря на существенное реальное укрепление тенге. (Население же сейчас не стремится, как прежде, вкладывать деньги в иностранную валюту.) Доверие банков и клиентов по-прежнему не восстановлено. Это наряду с бартерными расчетами снижает отношение денежной массы к ВВП и соответственно влияет на уровень капитализации банковской системы. Следует отметить, что в посткризисный период акционеры (участники) многих банков внесли существенный вклад в капитализацию. Этому способствовала экономическая ситуация.

Банк Казахстана придает большое значение рассмотрению пакета законов, направленных на дальнейшее реформирование банковской деятельности. В связи с этим следует отметить три наиболее важных момента, которые внесены в качестве законопроектов. Во-первых, снижение достаточности капитала банка ниже 2% целесообразно рассматривать в качестве критерия банкротства кредитной организации.

Во-вторых, Национальному банку как органу надзора необходимо предоставить право уменьшать величину капитала в том случае, если он будет ниже уставного. Поскольку данное предложение вызывает большой спор в банковской среде, хотелось бы напомнить закон об акционерных обществах. Если чистые активы общества уменьшаются до уровня ниже уставного капитала, то акционеры должны его списать. Надзорные органы других стран обладают этим правом, и если у банка капитал снижается до недопустимого уровня, то орган надзора имеет право принимать жесткие меры.

В-третьих, усиливается контроль за учредителями банков. Во всем мире сейчас наблюдается тенденция к усилению контроля за участниками рынка банковских услуг. Многие страны вводят очень жесткие критерии оценки по отношению к собственникам и менеджерам банков. В связи с мировой проблемой отмывания “грязных” денег эти критерии во многих странах, а также в рекомендациях Базельского комитета и международных организаций фактически ставятся на одно из первых мест. Поэтому в соответствии с международными стандартами требуется усиление контроля прежде всего за учредителями банков, которые должны проверяться как на легальность происхождения средств, так и на то, привлеченные это средства или собственные, и т.д.

Названные три момента очень серьезны для банковской системы. Многие действующие, нормально функционирующие банки они не затронут, но вступление в бизнес вновь создаваемых банков будет ограничено. Так, предполагается более тщательная процедура доступа к этому виду деятельности.

Нельзя не затронуть и вопрос равенства условий налогообложения для всех субъектов экономики. Сейчас банковская система определенно находится в более сложных условиях. И есть ряд подходов, которые с методологической точки зрения недостаточно корректны. Поэтому представляется важной проблема налогообложения в увязке с капитализацией банков.

Говоря о системе рефинансирования, следует отметить, что в настоящее время в макроэкономическом плане в инструментах рефинансирования в смысле кредитования особой потребности нет, есть много свободной ликвидности. Но рано или поздно эта потребность может возникнуть, в том числе когда цены на нефть начнут снижаться. Национальный банк может рефинансировать банки только под залог. Залогом могут быть ценные бумаги Правительства или другие бумаги. Именно поэтому мы выбрали первоклассные векселя предприятий или залог договоров. Рассмотрев зарубежные методики расчета платежеспособности предприятий, которые учитывают в разных странах до 30 различных показателей, математические методы анализа, используемые в этих странах, мы с учетом нашего законодательства, наших особенностей подготовили этот эксперимент. Не думаю, что сейчас найдется много предприятий и банков, которые будут соответствовать критериям отбора. Национальные банки и других стран устанавливали жесткие критерии отбора предприятий и банков, чтобы обеспечить погашение кредитов. Думается, что не стоит критиковать Банк Казахстана за то, что он это делает: многие считают, что Банк Казахстана начал заниматься предприятиями. Это не так. Мы не предоставляем кредиты предприятиям непосредственно, а рефинансируем банки под залог векселей предприятий.

Я считаю, что и в теоретическом, и в практическом смысле сложилось неправильное отношение к обязательным резервам. Дело в том, что в теоретическом плане обязательные резервы - это метод регулирования денежной массы. Банк Казахстан использовал нормы обязательных резервов именно с этой точки зрения. Однако в последнее время много говорится о том, что они в то же время могут быть и способом страхования вкладов населения. С этим можно согласиться, но только в том случае, когда банк уже банкрот.

Сейчас дискутируется вопрос о гарантировании вкладов населения как направление реформирования банковской системы. Рассматривается, следует ли сейчас вводить гарантирование вкладов или надо отменить государственные гарантии по вкладам в Сбербанке. В развитых странах идет дискуссия о том, что надо отказываться от системы гарантирования вкладов. У нас совершенно другая ситуация: только около 11% доходов населения привлечено во вклады. В других странах во вкладах и на текущих счетах находятся почти все средства, включая заработную плату и пенсии. На мой взгляд, мы не продвинемся вперед в реформировании банковской системы, если не будем гарантировать вклады населения.

Самое главное - должно быть понимание, что надо довольно быстро двигаться вперед и действовать в разных направлениях. Для развития банковской системы очень важно сохранение общей позитивной макроэкономической ситуации. Чтобы такая ситуация сохранялась, следует предпринимать многие действия, которые связаны не только с бюджетом и не только с денежно-кредитной политикой Национального банка. Как поддержать производство, как Национальный банк может помочь промышленности? Напрямую никак, только косвенно - через снижение процентных ставок и стимулирование кредитных вложений банков.

Актуальной в связи с этим является проблема реструктуризации корпоративного сектора: там сохраняются огромные неплатежи, низкая ликвидность, по существу, нет банкротств, отсутствует новая редакция закона о банкротстве, адекватная сложившейся обстановке. Как банк может дать кредит, если даже крупные предприятия непрозрачны, не перешли на международные стандарты отчетности? Если эти вопросы не будут решены, то разрыв между движением вперед банковской системы и конечных заемщиков будет увеличиваться.

Сейчас Международный валютный фонд разрабатывает подходы для построения новой системы обзора стабильности финансовых рынков стран на основе макропруденциальных показателей. Это и обзор банковской системы, цель которого - выяснить, насколько данная банковская система стабильна и соответствует международным стандартам. Имеются в виду глубокое изучение многих показателей банковской системы в ретроспективе и перспективе, выявление наиболее важных проблем банковской системы в соответствии с международными критериями банковского дела. Углубленный анализ нашей банковской системы будет также способствовать совершенствованию банковского дела.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На данный момент, банковская система является важным звеном отечественной экономики. Именно вследствие значительной аккумуляции денежных средств, банки могут оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и на приток денег в казну, путем операций с государственными ценными бумагами. В условиях непрекращающегося кризиса неплатежей банковская система призвана удерживать объем денежной массы в рамках, обеспечивающих функционирование экономики.

Как мне представляется, необходим новый взгляд на коммерческие банки. В качестве феномена эпохи перехода от государственно-административной экономики к рыночным отношениям они должны получить трезвую оценку как изнутри, так и извне. Коммерческий банк как живой организм со своими закономерностями и особенностями должен соответствовать пониманию его предназначенности, его существа и социально-экономических функций.

Выработка механизма саморегулирования как основного элемента управления коммерческим банком должна основываться на стратегии и тактике, на выборных приоритетах и ориентирах дальнейшего развития деятельности. Важны внешние регуляторы - рыночные и государственные. Поскольку рынок в стране только формируется, влияние связанных с ним регуляторов пока незначительно. Оно больше ориентировано на будущее. В таких условиях несоизмеримо значение государственных регуляторов. Однако пока что они позволяют коммерческим банкам заниматься проблемами макроэкономики, не расширяя области своих обязательств перед акционерами и вкладчиками, а также перед обществом.

По-моему мнению, на основе правильного восприятия роли коммерческих банков в рыночной экономике каждый из них должен найти свое оптимальное место в ней, в противоречивых процессах взаимодействия при решении целевых задач накопления, производства, обращения и потребления, используя для повышения их коммерческого и социального эффекта все имеющиеся средства.

Для большинства коммерческих банков в настоящее время характерна явная тенденция к универсализации, к превращению в «финансовый супермаркет», где клиенты банка могут воспользоваться практически любой денежно-финансовой услугой. В нашей конкретно-исторической обстановке первых этапов становления рыночных структур, универсализация деятельности коммерческих банков представляется главной, если не единственной возможностью выживания, развития и дальнейших перспектив существования. Желательно уже сейчас прогнозировать вероятность появления таких рыночных и законодательных предпосылок, которые окажут самое существенное влияние на возможные перемены в направленности их развития.

Коммерческие банки это неотъемлемая составная часть всей банковской системы, которая призвана на макроуровне решать макроэкономические задачи кредитно-денежного обращения, обеспечение движения полноценных денег специфическими банковскими методами, содействовать развитию всего народно-хозяйственного комплекса. Обладая значительным по размеру капиталом, в потенциале могут превратиться в крупных инвесторов, т.е. самым непосредственным образом влиять на развитие народного хозяйства в целом, вмешиваться в структурные перестройки и даже определять перспективу многих секторов экономики. Приобретая в довольно больших масштабах статус акционерно-правовой формы правления собственностью и формирования капитала, коммерческие банки могут превратиться в мощных финансистов и в значительной степени диверсифицировать свою деятельность на основе создания многочисленных холдингов, дочерних фирм и предприятий, а также развитие различных форм участия.

Решение многих из затронутых проблем зависит не только от Банка Казахстана, но и от других ведомств. В целях дальнейшего развития банковская система, безусловно, должна быть реформирована. Для этого должен быть проведен целый комплекс мер: и по реструктуризации, и совершенствованию законодательства, и введению новой финансовой отчетности по международным стандартам, и развитию технологий и системы платежей. Если мы будем это понимать и решать проблемы совместно и комплексно, то добьемся большего позитивного результата.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. “Закон о банках и банковской деятельности”, введенный в действие Указом Президента N 2444 от 31.08.1995 
  2. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О Национальном банке Республики Казахстан",30 марта 1995 г.
  3. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".31 августа 1995 г.
  4. Ильясов К.К. . Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред.– Алматы: Бiлiм, 1995 – 240 с.
  5. Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 1994. – 439 с.
  6. Райзберг Б.А.. Курс экономики: Учебник /Под ред.– ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
  7. Сейткасимов Г.С.. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. проф.. – Алматы: Экономика, 1996. – 364 с.
  8. Чекмаева Е.Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование /Деньги и кредит. 1994. №5-6. с. 68-71.
  9. Шалашов В.П. “Валютные расчеты в Российской Федерации”/ 5-е издание переработанное и дополненное . - М. Бизнес-школа интел-синтез 1999 год.
  10. Шалашова Н.Т. “Учет валютных операций” - М. Бизнес-школа интел-синтез 1999 год.

Информация о работе Банковская система Республики Казахстан