Банковская система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

В условии переходной экономики банковский сектор должен в максимальной степени отвергать задачам построения основ рыночной экономики. Иными словами, интересы банков должны способствовать и, во всяком случае, не препятствовать решению общенациональной задачи реструктуризации экономики и движения к рынку.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………...
3
1 ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ………...……
5
2 РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ…………..……
11
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………..…………………………………………………………

25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………...………………………………………...
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Банковская система РК.DOC

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Депозит может возникнуть двумя путями: в результате внесения клиентам наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Причем эти операции различным образом отразятся на величине денежной массы в стране.

Способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать депозиты широко используются центральными банками, которые через систему обязательных резервов управляют динамикой кредита.

В процессе своей деятельности банк не только создает, но и уничтожает часть денег. Это происходит, во-первых, при снятии клиентом наличных денег со счета в банке и, во-вторых, при погашении кредита путем списания денег с депозитного счета. Аналогичный результат получится и при продаже банками ценных бумаг - на счетах вкладчиков сумма вкладов уменьшится, и масса платежных средств в хозяйстве сократится.

Вторая обширная функциональная сфера деятельности банков - посредничество в кредите. Коммерческие банки, выполняют роль посредников между хозяйственными единицами и секторами, накапливающими временно свободные денежные средства, и теми участниками экономического оборота, которые временно нуждаются в дополнительном капитале.

В роли финансовых посредников коммерческие банки конкурируют с другими видами кредитных учреждений. Они предоставляю владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма хранения денег более предпочтительна, чем вложение денег в акции или облигации.

Банковский кредит - тоже весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды.

Помимо выполнения базовых функций банки предлагают клиентам множество других финансовых услуг, например, банки осуществляют разного рода доверительные операции для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банку на доверительной основе, покупка для клиентов ценных бумаг управление недвижимостью, выполнение гарантийных функций по облигационным выпускам.

Как любое другое капиталистическое предприятие, работающее в условиях рынка, банк подвержен риску потерь и банкротства. Поддержание оптимального соотношения между доходностью и риском составляет одну из главных и наиболее сложных проблем управления банком.

 Законом «О банках и банковской  деятельности» определено, что банки второго уровня создаются в форме акционерных обществ без права выпуска акций на предъявителя. Банки могут образовываться на основе любой формы собственности, за исключением государственных банков, которые создаются только на основе государственной собственности. Учредителями и акционерами банков могут быть юридические и физические лица-нерезиденты Казахстана с учетом особенностей создания дочерних банков банками-нерезидентами РК, предусмотренные законом. Банкам второго уровня разрешается привлечение денежных средств от юридических и физических лиц, открытие и введение корреспондентских счетов банков и небанковских финансовых учреждений, а также металлических счетов банков; осуществление кассовых, переводных, учетных, ссудных, трастовых, клиринговых, сейфовых, ломбардных операций; финансирование капитальных вложений; также разрешено проведение операций с иностранной валютой.

На 1 января 1997 года в РК зарегистрировано 130 функционирующих банков более чем с 1000 филиалами. Из них по способу формирования уставного фонда: акционерных банков - 78, частных - 31, 6 дочерних, государственных и акционерно-коммерческих - 3  банка, 1 межгосударственный и 1 коммерческий. Из общего числа банков 14 являются банками с иностранным участием.

Говоря обеспеченности рынка банковскими услугами, можно выделить две основные проблемы, характерные для казахстанского финансового рынка:

 Существующий финансовый потенциал  большинства банков остается  весьма низким. У 44,6% (130) банков зарегистрированный уставный фонд находится в пределах до 20 млн. тенге, а фактически в этих же пределах имеют 53,1%. Это самая большая группа банков.  И вполне естественно, что банки, находящиеся в этой группе, потенциально не могут предоставлять клиентуре широкий спектр услуг, отворачивая от себя как рядовых вкладчиков, так и солидных клиентов.

 Другой проблемой обеспечения  банковскими услугами на Казахстанском рынке - это высокая сконцентрированность банков в городе Алматы (66 банков). В других областях преимущественно работают от 1 до 11 банковских учреждений. А в Северо-Казахстанской области таких вообще не имеется. А ведь именно сила воздействия банковской системы на экономические процессы неоспорима, влияя на низкое экономическое развитие этих регионов, снижение вероятных масштабов предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

Абсолютно преобладающим типом банка Республики является безфилиальный банк, что подтверждает то, что Казахстан не может подойти к той ситуации, когда банковская система будет характеризовать не столько численностью мелких банков без филиалов и отделений, сколько небольшим количеством крупных надежных с большим числом территориальных подразделений. На 130 Казахстанских банков приходится 1021 филиал, где 234 филиала Агропромышленного банка и 296 Народного.

 

Собственный капитал банка.

 

Наращивание собственного капитала банка является одним из основных показателей финансовой деятельности банка. Собственный капитал банка состоит из уставного фонда, резервного фонда, специального фонда, фонда основных средств, фонда амортизации фондов потребления и накопления, фондов учреждения банков, направленных на производственное развитие, фонда переоценки драгметаллов и прибыли. Т.е. именно величиной собственного капитала определяется выполнение банкам экономических нормативов, устанавливаемых НБК. От реальной величины капитала банка зависит его рентабельность и платежеспособность. Причинами снижения или вовсе отрицательной величины собственного капитала банка могут быть не только причины общеэкономического характера (невозврат кредита, недополучение планируемого дохода), но и сама политика руководства банка, основной целью которой является быстрое получение прибыли, что провоцирует вложение средств в сомнительные операции, подвергая неоправданному риску финансовое благополучие не только банка, но и клиента.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день абсолютное большинство банков второго уровня являются депозитными коммерческими банками, имеющими незначительный собственный капитал. В то же время, мировой опыт убедительно показывает, что современный банк представляет собой универсальный многофункциональный финансово- кредитный комплекс  с диапазоном операций и услуг более двухсот наименований. Универсальный тип банка, сочетающий депозитно-ссудные, инвестиционно-эмиссионные, расчетно-платежные, информационно-консультационные и многочисленные «околобанковские» операции, наиболее полно отвечает потребностям современного финансового капитала, соответствует диверсификационной деятельности многоотраслевых концернов. Но лишь незначительное количество казахстанских акционерных банков, а также с иностранным участием имеют достаточно крупный собственный капитал, позволяющий им стать универсальными банками.

 

Специализированные кредитно-финансовые организации

 

Специализированные кредитно-финансовые организации возникли в 19 веке. Длительное время они играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль уступая коммерческим банкам однако их роль резко возросла в странах с рыночной экономикой после второй мировой войны. Это произошло, с одной стороны, из-за усиления значения операций, на которых специализировались эти организации, а с другой - из-за проникновения этих финансово усилившихся специализированных институтов в сферу действия коммерческих банков. Примером могут быть пенсионные фонды, капиталы которых сильно возросли в последние десятилетия и которые являются на западе одними из крупнейших покупателей ценных бумаг.

Инвестиционные банки занимаются эммисионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют право принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. В Казахстане они не многочисленны.

Важное место в кредитной системе занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки, доверительно-сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации, кредитные кооперативы.

Для страховых компаний характерна специфическая форма привлечения средств - продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству. В будущем ожидается их рост в 3,5 раза.

Пенсионные фонды различаются по организации и управлению, по структуре активов. Так имеются застрахованные фонды (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности - банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированы (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и т.д.

Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для покупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, т.к. благодаря значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал. Инвестиционные чековые фонды в Казахстане являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.

Участие в кредитной системе различных кредитно-финансовых институтов и ост заинтересованности в ее обслуживании расширили и финансовые возможности индивидуальных возможностей и фирм. Владелец даже мелкой фирмы получает большой выбор источников кредитования.

3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ  СИСТЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Представляется целесообразным начать с двух принципиально важных вопросов - со стратегии развития банковской системы и банковского надзора. Банковской стратегии как документа, содержащего определенные критерии и оценки развития процесса в будущем, практически не существует ни в одной стране. Важна не разработка документа с таким названием, а правильное определение стратегических направлений развития банковской системы. Достаточно конкретно это определено в правительственной Программе в разделах, связанных с функциями Банка Казахстан.

В отношении банковского надзора следует отметить, что и в Казахстане у специалистов, понимающих проблемы банковской системы, и у международного банковского сообщества есть единое мнение: предпочтение в настоящее время отдается сосредоточению функций надзора в Национальном банке республики Казахстан. Сегодня 2/3 стран имеют системы банковского надзора, где органом, полностью контролирующим эти вопросы, является национальный банк. В некоторых странах центральные банки осуществляют надзор за коммерческими банками, но делают это как бы в дополнение к более широкому финансовому контролю, осуществляемому особой надзорной организацией. На основе изучения опыта зарубежных стран и после длительного обсуждения этой проблемы, в том числе с участием международных организаций, был сделан вывод, что в нестабильных условиях нашей страны преимущества осуществления банковского надзора Национальным банком очевидны по многим причинам. В Банке Казахстана создана база данных по показателям деятельности коммерческих банков, в сфере надзора работают квалифицированные специалисты, некоторые из них являются членами международных групп, связанных с разработкой мер надзора и регулирования деятельности банков.

Банк Казахстана, безусловно, должен совершенствовать функцию надзора, действуя по многим направлениям. Одно из них - изменение организационной структуры надзора в системе Национального банка, т.е. более обоснованное сочетание принципов централизации и децентрализации. Учитывая опыт многих центральных банков, в которых функции надзора частично делегированы территориальным органам, целесообразно развивать именно это направление деятельности.

Повышение качества надзора. На мой взгляд, до кризиса надзор во многом имел формальный характер и заключался в основном в контроле за представлением и сроками отчетности. Сейчас стоит проблема - выявить риски и реально оценить финансовое положение банков. Проблема номер один - выявление этих рисков, оценка того, насколько адекватно сами банки оценивают риски, насколько адекватна система внутреннего контроля в банках, насколько достоверно на данную отчетную дату представлена финансовая отчетность. Следует отметить, что совершенствование надзора уже началось и активно идет.

Уже некоторое время происходит увеличение резервов Национального банка, и соответственно мы выпускаем денежную ликвидность - тенге. Она распределяется как бы по нескольким каналам и прежде всего идет на удовлетворение потребностей предприятий в дальнейшем увеличении производства и в трансакционных переводах. Увеличение остатков на корсчетах не вызывает у нас особого беспокойства, потому что они предназначены для нормального обеспечения предприятий ликвидностью. В определенный момент у многих банков Казахстана складывается свободная ликвидность, и они могут отдать ее своим контрагентам по рынку, что на самом деле они и должны делать, а могут принести ее в Национальный банк на депозит, вложить в валюту или в ценные бумаги Правительства или направить на кредитование производства. Направлений много, и банк сам выбирает, куда ему лучше вложить средства, соизмеряя доходность и надежность отдачи. Принимая деньги на депозиты, Национальный банк стерилизует денежную ликвидность.

Ценные бумаги Национального банка как инструмент не могут быть нами использованы в силу того, что скоро по законодательству истекает срок, в соответствии с которым мы можем выпускать ценные бумаги. На следующий год должен быть принят закон о бюджете, закон об освобождении Банка Казахстан от налога на эмиссию ценных бумаг, и тогда, возможно, мы сможем выпустить еще этот инструмент. Поэтому проблема сейчас в макроэкономическом плане состоит не в том, что тенге не хватает, а в том, что слабо протекает процесс перераспределения ликвидности между банками, т.е. доверие, о котором мы говорили много раз, хотя и восстанавливается, но, к сожалению, достаточно медленно. Ставки на рынках невысокие, за этот год снижение ставок было значительным. Средние ставки даже по банковским кредитам предприятиям были ниже уровня средней рентабельности, поэтому ограничений с точки зрения экономических условий было меньше, чем с точки зрения боязни потерять ресурсы вообще. Об этом говорят многие банкиры. Поэтому проблема реструктуризации промышленности, сельского хозяйства, т. е. распространения процессов реструктуризации и банкротства на реальный сектор экономики, очень актуальна. Эта задача уже несколько лет ставится, но пока решается медленно, реальных банкротств в этом секторе очень мало.

Информация о работе Банковская система Республики Казахстан