Банковская система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.

Содержание работы

Введение ...………………………………………………………………………3
1 Современная банковская система: понятие, сущность и структура …....4
2 История развития банковской системы …………..………………..……..11
3 Банковская система Республики Беларусь на современном этапе ..........15
3.1 Национальный банк Республики Беларусь……..………………………15
3.2 Коммерческие банки Республики Беларусь ...….……………………..17
4 Основные направления и перспективы развития банковской
системы Республики Беларусь………………………………………………22
Заключение.……….......................................................................................27
Список использованных источников ..........................................................29
Приложение А. Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2012 ………….………….…30
Приложение В. Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь по состоянию на 13.11.2012 г...31

Файлы: 1 файл

Банковская система РБ курсовая 2012 год.docx

— 68.97 Кб (Скачать файл)

Банк должен иметь наименование и фирменное наименование, соответствующие  требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования  слова "банк", а также на его  организационно-правовую форму.

 Юридические лица, зарегистрированные  на территории Республики Беларусь  в установленном порядке, не  могут использовать в своем  наименовании слово "банк", за исключением лиц, получивших  от Национального банка лицензию  на осуществление банковских  операций.

Государственной регистрации  подлежат:

  • вновь созданные (реорганизованные) банки;
  • изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.

Деятельность банка без  государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные банком, осуществляющим деятельность без государственной  регистрации, взыскиваются в доход  республиканского бюджета. Органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк.

До подачи документов, необходимых  для государственной регистрации  банка, один из учредителей банка  либо уполномоченный им представитель  должны согласовать с Национальным банком наименование создаваемого банка.

 Прием документов  для государственной регистрации  банка осуществляется только  в присутствии учредителей (участников) банка (физических лиц или физического  лица, уполномоченного учредителями (участниками) банка, и представителей  юридических лиц). При этом физические  лица предъявляют паспорта, а  физическое лицо, уполномоченное  учредителями (участниками) банка,  и представители юридического  лица помимо паспортов предъявляют  документы, подтверждающие их  полномочия.

В соответствии со ст. 80 Банковского  кодекса Республики Беларусь для  государственной регистрации банка  в Национальный банк представляются:

 заявление о государственной  регистрации;

 устав банка;

 выписка из протокола  общего собрания учредителей  (решение собственника имущества)  об утверждении устава банка  и кандидатур на должности  руководителей исполнительных органов  и главного бухгалтера банка;

 документы, подтверждающие  формирование уставного фонда  банка в полном объеме;

 копии учредительных  документов и свидетельств о  государственной регистрации учредителей  - юридических лиц, аудиторские  заключения о достоверности их  финансовой отчетности, а также  выданное налоговым органом подтверждение  об исполнении учредителями –  юридическими лицами обязательств  перед бюджетом;

 сведения об учредителях  - физических лицах: копия трудовой  книжки, заверенная по последнему  месту работы, копия пенсионного  удостоверения, заверенная органом  социального обеспечения по месту  жительства, а для неработающих - справка органа службы занятости;

 справка налогового  органа на суммы, подлежащие  декларированию в  соответствии  с законодательством Республики  Беларусь;

 документ, подтверждающий  право на размещение банка  по его месту нахождения (юридическому  адресу), указанному в учредительных  документах;

 анкеты кандидатур  на должности руководителей исполнительных  органов и главного бухгалтера  банка, заполняемые ими и содержащие  сведения:

 для руководителя  исполнительного органа банка  - о высшем  юридическом или  экономическом образовании и  стаже работы не менее трех  лет по руководству отделом  или иным подразделением банка,  подтвержденные копией диплома  и выпиской из трудовой книжки;

 для главного бухгалтера - о высшем экономическом образовании  и стаже работы не менее  трех лет на должности бухгалтера  банка, подтвержденные копией  диплома и выпиской из трудовой  книжки;

 об отсутствии у  них непогашенной или неснятой  судимости;

 документы, подтверждающие  внесение вкладов в уставный  фонд банка, по определяемому  Национальным банком перечню;

 бизнес-план, содержащий  прогноз деятельности банка (расчет  планируемых доходов, расходов  и прибыли) на трехлетний период;

 документы, подтверждающие  наличие технических возможностей  для осуществления соответствующих  банковских операций, по определяемому Национальным банком перечню;

 платежный документ, подтверждающий внесение платы  за государственную регистрацию  банка.

 Для государственной  регистрации банка в форме  акционерного общества в Национальный  банк дополнительно представляются  следующие документы:

 нотариально удостоверенный  учредительный договор банка;

 список учредителей  (участников) с указанием размера  их вклада и размера долей  в уставном фонде банка.

 Национальный банк  выдает учредителям (участникам) банка,

представившим документы, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, письменное подтверждение об их получении.

Решение о государственной  регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается  Национальным банком в срок, не превышающий  двух месяцев со дня представления  документов, необходимых для государственной  регистрации банка.

 Национальный банк  до принятия решения о государственной  регистрации банка вправе запрашивать  у государственных и иных органов  дополнительные сведения об учредителях  регистрируемого банка, о кандидатах  на должности руководителей исполнительных  органов и главного бухгалтера  банка, необходимые для решения  вопроса о соблюдении законодательства  Республики Беларусь при государственной  регистрации.

Национальный банк на основании  принятого решения о государственной  регистрации банка производит запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 Зарегистрированному  банку выдается свидетельство  о его государственной регистрации.

 Национальный банк  в пятнадцатидневный срок со  дня внесения записи в Единый  государственный регистр юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  сообщает данные о государственной  регистрации банка в налоговые  органы, органы государственной  статистики и иные органы, предусмотренные  законодательными актами Республики  Беларусь.

Государственная регистрация  банка не проводится в случае несформирования  его уставного фонда.

 В государственной  регистрации банка может быть  отказано, если один из его  учредителей на дату подачи  заявления о государственной  регистрации банка:

 является учредителем  (участником) трех и более юридических  лиц, за исключением открытых  акционерных обществ и коммерческих  организаций, осуществляющих преимущественно  производственную деятельность;

 имеет задолженность  по заработной плате и (или)  платежам в бюджет или государственные  целевые бюджетные и внебюджетные  фонды, а также является учредителем  юридических лиц, имеющих задолженность  по заработной плате и (или)  платежам в бюджет или государственные  целевые бюджетные и внебюджетные  фонды;

 является общественным  объединением, преследующим политические  цели;

 является индивидуальным  предпринимателем или учредителем  (участником) юридического лица, в  отношении которого принято решение  о прекращении деятельности (ликвидации), но процесс прекращения деятельности (ликвидации) не завершен;

 являлся индивидуальным  предпринимателем, прекратившим деятельность, или учредителем (участником) ликвидированного  юридического лица на основании  представления уполномоченного  органа, если с даты их исключения  из Единого государственного  регистра юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей  прошло менее трех лет; 

 ограничен в праве на осуществление предпринимательской деятельности по решению суда.

 Государственная регистрация  банка не производится также  в случаях несоответствия руководителей  исполнительных органов или главного  бухгалтера банка квалификационным  и иным требованиям, предъявляемым  к ним. 

 Отказ в государственной  регистрации банка по мотивам  нецелесообразности его создания  не допускается.

 Отказ в государственной  регистрации банка либо непринятие  Национальным банком в установленный  срок решения о его государственной  регистрации могут быть обжалованы  в хозяйственный суд.

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного  хозяйства, их деятельность тесно связана  с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической  жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и  население. Во всем мире банки имеют  значительную власть и влияние, они  распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий  и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. Для Беларуси эта тема особенно актуальна. Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. Долгие годы административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, и в результате подлинные экономические  функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные.

Развитие и укрепление банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее работы являются одной из основных целей  в деятельности Национального банка  Республики Беларусь. Это сложная  и многоплановая задача, решение  которой достигается совместными  усилиями не только Национального банка, но и ряда других министерств и  ведомств, органов управления коммерческих банков, руководства предприятий-заемщиков, клиентов банков республики.

Мы видим, что банки  играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания  нормально функционирующей банковской системы нужно начинать выход  из кризисного положения, сложившегося у нас в стране. В настоящее  время, в связи с нехваткой  квалифицированных кадров и стремительным  ростом количества коммерческих банков в эту сферу идут мало подготовленные работники, которые не имеют специального образования. Это приводит к неудовлетворительной работе банков и стремлению их просто быстрее заработать деньги. Зачастую банки выдают кредиты предприятиям, даже не проверив их состоятельность. Все это приводит к ухудшению  экономической ситуации в стране. Поэтому необходимо упорядочить  работу банков, увеличить контроль за их деятельностью, и только после этого можно переходить к оздоровлению всей экономики.

В Беларуси имеется достаточно сильная степень вмешательства  государства в экономику, которая  досталась нам в наследство от планового хозяйства. Однако, государство еще не вполне отдает себе отчет в том, насколько должна быть переделана модель государственного вмешательства в экономику, чтобы эффективно решать стратегические задачи. Ощущается недостаток стратегического планирования прежде всего в сфере инвестиций и финансов под инвестиции. Что касается производственной сферы, то инвестиции в нее, равно как и распределение кредитов на инвестиции не управляемо. Правительство и другие органы централизованного государственного управления не имеют рычагов воздействия на нее.

В качестве оправдания такого положения дел можно сослаться  на недостаток внутренних источников инвестиций, которых нет в достаточном  размере ни у предприятий, ни у  населения, ни у Правительства, а  также на практическое отсутствие и  внешних инвестиций в страну. Можно  также аргументировать слабостью  нашей банковской системы. Действительно, доля активов банковской системы  низка даже по меркам стран Восточной  Европы, таких как, например, Польша или Чехия. У нас при всей недостаточности  внутренних долгосрочных накоплений, очень сильно съедаемых инфляцией, они еще и раздроблены по отдельным  депозитным счетам юридических и  физических лиц по разным банкам.

Вместе с тем пути выхода из данного положения есть.

Прежде всего, необходимо объединить имеющиеся в стране внутренние накопления в виде системы долгосрочных депозитов под патронажем государства  в государственных банках долгосрочного  кредитования.

Необходимо использовать реальный интерес накопления (на нужды  образования, здоровья и медицинского обслуживания, страхования, пенсий, жилищного  строительства, приобретения недвижимости, ценных бумаг).

Возможно подключения  к этой системе долгосрочных банков. Наиболее оптимально образовать государственный  сегмент банков долгосрочного кредитования. Здесь целесообразно использовать известный из мировой практики макет  холдинговой структуры банков, сложившийся  во франко-германской модели финансовой системы. Холдинговая структура  банков включает инвестиционные компании, промышленные предприятия, компании недвижимости, торгово-коммерческие компании, трастовые  компании, пенсионные и страховые  фонды и компании, рекламные и  консалтинговые фирмы и др., в  которых банки имеют долю, входят на правах учредителей непосредственно либо через дочерние банки.

Перспективным направлением в реализации инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов является развитие финансового лизинга. Его значимость возрастает, поскольку  многие предприятия не в состоянии  оплатить необходимые объемы закупок  давно изношенной техники.

Информация о работе Банковская система РБ