Банковская система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.

Содержание работы

Введение ...………………………………………………………………………3
1 Современная банковская система: понятие, сущность и структура …....4
2 История развития банковской системы …………..………………..……..11
3 Банковская система Республики Беларусь на современном этапе ..........15
3.1 Национальный банк Республики Беларусь……..………………………15
3.2 Коммерческие банки Республики Беларусь ...….……………………..17
4 Основные направления и перспективы развития банковской
системы Республики Беларусь………………………………………………22
Заключение.……….......................................................................................27
Список использованных источников ..........................................................29
Приложение А. Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2012 ………….………….…30
Приложение В. Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь по состоянию на 13.11.2012 г...31

Файлы: 1 файл

Банковская система РБ курсовая 2012 год.docx

— 68.97 Кб (Скачать файл)

- в деятельности банков  преобладали управленческие функции;

- банки по-прежнему оставались  государственными;

- сохранился их монополизм  по отношению к клиентам;

- распределение кредитных  ресурсов производилось по вертикали;

- банки  продолжали субсидировать предприятия  и отрасли, скрывая низкую ликвидность,  не были созданы денежный рынок  и торговля кредитными ресурсами; - увеличились издержки на содержание  банковского аппарата;

- реорганизация не затронула  деятельность таких важных кредитных  источников, как страховые учреждения.

Пожалуй, единственными  позитивными моментами реформы  стали упорядочение банковских расчетов и большая специализация в  банковском деле.

Новым этапом в развитии банковской системы страны стал отход  от монополизма путем создания коммерческих банков на паевых началах, которые действовали  на принципах полного хозяйственного расчета. Летом 1988 г. был принят Закон  о кооперации в СССР, предусматривающий  возможность создания кооперативных  банков, первый из которых появился уже 24 августа 1988 г. Новые банки создавали  кооперативы, государственные предприятия  и общественные организации. 06 их развитии говорят следующие данные: на 3 августа 1990 г. Госбанком СССР было зарегистрировано 358 коммерческих и кооперативных  банков. Общая сумма объявленного уставного фонда составила около 4 млрд. руб., из которых оплаченный капитал  был равен 2,9 млрд. руб. По состоянию на ту же дату банки привлекли от клиентов на расчетные счета и депозиты 11,6 млрд. руб.

Рыночные отношения в  банковской деятельности не всегда устанавливались  легко и безболезненно. Бывали случаи, когда учреждения специализированных банков задерживали перечисление паевых взносов со счетов пайщиков, препятствовали перечислению средств в депозиты и вклады, что ограничивало хозрасчетную самостоятельность предприятий, отказывались открывать коммерческим банкам корреспондентские  счета. Нарушались права клиентов на свободный выбор банков для своего обслуживания.

Большинство коммерческих и кооперативных банков выполняли  ограниченный круг операций: за счет собственных  и привлеченных ресурсов производилась  выдача кратко- и долгосрочных кредитов предприятиям, организациям и кооперативам. Однако для обеспечения своей  жизнеспособности в условиях конкуренции  многие коммерческие банки стремились повышать качество обслуживания клиентуры, расширять сферу услуг, находить новые источники ресурсов и сферы  выгодного приложения капитала.

Таким образом, в 1988 - 1989 гг. начала формироваться трехъярусная банковская система, состоящая из Госбанка СССР, государственных специализированных банков, которые в ряде случаев  выступают в качестве агентов  правительства при проведении тех  или иных операций, и коммерческих банков. Несмотря на все трудности, упущения и негативные моменты, имевшие  место при создании принципиально  новой для нашей страны кредитной  системы, в СССР сложился межбанковский  рынок.

В декабре 1990 г. Верховный  Совет СССР принял новый проект кредитной  системы, который воплотился в законах  о Госбанке СССР и о банковской деятельности. Законодательно была установлена  двухуровневая банковская система, состоящая из Госбанка и сети коммерческих банков. С тех пор многое поменялось и в политическом устройстве страны, и в экономической системе. Нормативы  деятельности банковской системы постоянно  корректируются и дополняются Национальным банком Республики Беларусь. Современное  положение в банковской сфере  отличается особой, чисто белорусской  спецификой по многим параметрам деятельности. Далее будут рассмотрены некоторые  черты, характерные для банковской системы Беларуси, а также основные особенности ее функционирования.

 

3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные  учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь. Банковская система  Республики Беларусь является двухуровневой  и состоит из Национального банка  Республики Беларусь и коммерческих банков.

3.1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ  БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно в  интересах Республики Беларусь.

 Национальный банк  осуществляет свою деятельность  в соответствии с Конституцией  Республики Беларусь, настоящим  Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами  Президента Республики Беларусь  и независим в своей деятельности.

 Национальный банк  подотчетен Президенту Республики  Беларусь.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

 защита и обеспечение  устойчивости белорусского рубля,  в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;

 развитие и укрепление  банковской системы Республики  Беларусь;

 обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования  платежной системы.

 Получение прибыли  не является основной целью  деятельности Национального банка.

 Национальный банк  выполняет следующие функции:

 разрабатывает и совместно  с Правительством Республики  Беларусь проводит единую денежно-кредитную  политику Республики Беларусь  в порядке, установленном Конституцией  Республики Беларусь, и иными  законодательными актами Республики  Беларусь;

 осуществляет эмиссию  денег;

 регулирует денежное  обращение;

 регулирует кредитные  отношения;

 является для банков  кредитором последней инстанции,  осуществляет их рефинансирование;

 осуществляет валютное  регулирование;

 организует и осуществляет  валютный контроль как непосредственно,  так и через уполномоченные  банки в соответствии с законодательством  Республики Беларусь;

 выполняет функции  центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

 осуществляет эмиссию  ценных бумаг Национального банка;

 организует эффективное,  надежное и безопасное функционирование  системы межбанковских расчетов;

 консультирует, кредитует  и выполняет функции финансового  агента Правительства Республики  Беларусь и местных исполнительных  и распорядительных органов по  вопросам исполнения республиканского  и местных бюджетов;

 осуществляет государственную  регистрацию банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций,  производит выдачу им лицензий  на осуществление банковских  операций;

 осуществляет регулирование  деятельности банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций  по ее безопасному и ликвидному  осуществлению и надзор за  этой деятельностью;

 выполняет другие функции  в соответствии с Банковским  кодексом Республики Беларусь (ст. 26) и иными законодательными актами  Республики Беларусь.

Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая  из центрального аппарата, структурных  подразделений и организаций, находящихся  на территории Республики Беларусь и  за ее пределами.

В соответствии со ст. 58 Банковского  кодекса Республики Беларусь органами управления Национального банка  являются Правление Национального  банка и Совет директоров Национального  банка.

Высшим органом управления Национального банка является Правление  Национального банка - коллегиальный  орган, определяющий основные направления  деятельности Национального банка  и осуществляющий руководство и  управление им.

 Правление Национального  банка состоит из Председателя  и десяти членов.

 Компетенция Правления  Национального банка и порядок  созыва его заседаний определяются  Уставом Национального банка.  Правление Национального банка  организует свою работу в соответствии  с регламентом.

 Члены Правления Национального  банка не могут занимать другие  государственные должности, если  иное не предусмотрено Конституцией  Республики Беларусь и иными  законодательными актами Республики  Беларусь, а также состоять в  политических партиях.

Председатель и члены  Правления Национального банка  назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Одно и  то же лицо может занимать должность Председателя Правления Национального банка не более двух сроков подряд.

Президент Республики Беларусь вправе освободить Председателя и (или) членов (члена) Правления Национального  банка от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:

 истечения срока полномочий;

 неспособности исполнения  служебных обязанностей по состоянию  здоровья на основании заключения  медицинской комиссии;

 отставки;

 ухода на пенсию  по собственному желанию;

 несоблюдения Конституции  Республики Беларусь, законов Республики  Беларусь, декретов, указов и распоряжений  Президента Республики Беларусь  и иных обязательных для Национального  банка актов законодательства  Республики Беларусь при исполнении  должностных обязанностей;

разглашения сведений, составляющих государственную или служебную  тайну;

 признания виновным  в совершении преступления по  приговору суда;

 совершения виновных  действий, которые дают основания  для утраты доверия к данному  лицу;

 в иных случаях,  предусмотренных законодательными  актами Республики Беларусь.

Совет директоров Национального  банка является исполнительным коллегиальным  органом Национального банка. Председатель Правления Национального банка  является руководителем Совета директоров Национального банка.

 Совет директоров  Национального банка состоит  из девяти членов, включая руководителя  Совета.

 Компетенция Совета  директоров Национального банка  и порядок созыва его заседаний  определяются Уставом Национального  банка. Совет директоров Национального  банка организует свою работу  в соответствии с регламентом.

Члены Совета директоров Национального  банка, за исключением его руководителя, назначаются Правлением Национального  банка в порядке, установленном  Уставом Национального банка.

3.2. КОММЕРЧЕСКИЕ  БАНКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Согласно ст. 69 Банковского  кодекса Республики Беларусь  Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном  законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

Банк может создаваться  в форме акционерного общества или  унитарного предприятия.

В Республике Беларусь могут  создаваться в соответствии с  законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные  банки, имеющие лицензию на осуществление  всех видов банковских операций, а  также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление  отдельных банковских операций.

Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством  Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.  В уставе банка должны содержаться:

  • наименование банка;
  • указание на его организационно-правовую форму;
  • сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;
  • перечень банковских операций и видов деятельности;
  • сведения о размере уставного фонда;
  • сведения об органах управления, в том числе исполнительных  органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Информация о работе Банковская система РБ