Банковская конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:
1) Определить, что включает в себя понятие «банковская конкуренция»;
2) Оценить состояние банков в Республике Беларусь;
3) Выявить проблемы банковской конкуренции в Республике Беларусь и найти пути их решения.

Содержание работы

Введение5
1.Современные особенности и закономерности развития банковской конкуренции7
1.1. Понятие банковской конкуренции, её возникновение и развитие7
1.2. Особенности банковской конкуренции9
1.3. Виды банковской конкуренции12
1.4. Уровни банковской конкуренции и формы банковских объединений14
2.Аналитический обзор банковской конкуренции в Республике Беларусь17
2.1. Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции17
2.2. Рейтинг белорусских банков20
3.Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решения24
Заключение27
Список использованных источников28
Приложение А30
Приложение Б31
Приложение В34
Приложение Г37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ДКБ.docx

— 935.48 Кб (Скачать файл)

Шесть банков-лидеров по объёмам активов остались прежними – Беларусбанк, Белагропромбанк, БПС-Сбербанк, Белинвестбанк, Банк БелВЭБ и Приорбанк. За период июль-сентябрь 2012 года Банк БелВЭБ и Приорбанк поменялись местами: Банк БелВЭБ переместился с 6-го на 5-е место.

За рассматриваемый период значительно увеличили активы Международный  резервный банк (139,6%), Сомбелбанк (28,6%), МТБанк (22,1%), Альфа-Банк (18,8%), Хоум Кредит Банк (16,9%), БелСвиссБанк (14,9%) и Франсабанк (13,1%).

Наиболее значительное падение  активов у БИТ-Банка (-11,9%), Онербанка   (-8,9%) и Банка ББМБ(-8,4%).

Практически половина суммарных  активов банковской системы республики принадлежит Беларусбанку – 41,4%. Далее следуют Белагропромбанк (19,0%), БПС-Сбербанк (9,8%) и Белинвестбанк (5,6%).

 

Рисунок 3.1 - Доля банков по величине активов в банковской системе страны в %*

*Источник: [11].

 

  1. По состоянию на 1октября 2012 года совокупный капитал белорусских банков составил 44 613 758,6 млн.р., что на 5,2% больше, чем в предыдущем квартале. Данные отражены в приложении В).

Белгазпромбанк значительно  увеличил собственный капитал –  на 83,5%, и переместился на 6-е место. В пятерку лидеров вошли Беларусбанк, Белагропромбанк, Банк БелВЭБ, Приорбанк и БПС-Сбербанк.

Также значительный прирост  собственного капитала отмечен у  Банка ББМБ (128,6%), Международного резервного банка (115%) и Абсолютбанка (62,3%).

Незначительно снилась величина показателя у Онербанка (-2%) и Дельта Банка (-0,1%).

Значительная часть совокупного  капитала банковской системы принадлежит  шести банкам-лидерам – 83,8%. Капитал  остальных 26 банков составляет 16,2%.

 

Рисунок 3.2 - Доля банков в совокупном капитале банковской системы страны в %*

*Источник: [11].

 

  1. За III квартал 2012 года совокупная прибыль банковского сектора составила 4 092 330,4 млн.р., увеличившись на 39,4% по сравнению с предыдущим кварталом. Данные отражены в приложении Г).

За исследуемый период большинство банков получили прибыль. Самые значительные результаты по этому  показателю у Беларусбанка, Белагропромбанка, БПС-Сбербанка, Приорбанка, Белгазпромбанка и Банка БелВЭБ.

Только БИТ-Банк за III квартал 2012 года получил убыток, который составил 4 628,0млн.р.

Существенный прирост  прибыли отмечается у Хоум Кредит Банка (438,8%), Сомбелбанка (150,3%) и Альфа-Банка (107,6%).

Таким образом, наибольшую часть  прибыли банковского сектора  экономики получил Беларусбанк (24,7%), доля Белагропромбанка составила 18,5%, БПС-Сбербанка и Приорбанка  – 12,7% и 11,2% соответственно, Белгазпромбанка и Банка БелВЭБ – 6,8% и 6,4%.

Рисунок 3.3 - Доля банков в совокупной прибыли банковской системы страны в %*

*Источник: [11].

 

Теперь можно подвести итоги, что:

1) За III квартал 2012 года наблюдается прирост рассматриваемых показателей деятельности банковской системы. Прирост активов составил 8,2%, собственных средств банков – 5,2%, прибыли – 39,4%.

2) Безусловным лидером по всем показателям остаётся Беларусбанк. Лидирующие позиции также занимают Белагропромбанк, БПС-Сбербанк, Приорбанк, Белинвестбанк, Банк БелВЭБ и Белгазпромбанк. Постепенно наращивают все значимые показатели ТК Банк, Банк ВТБ (Беларусь), Банк Москва-Минск, Альфа-Банк.

3)   Все банки, за исключением БИТ-Банка получили прибыль в исследуемом периоде. Примечательно, что прирост прибыли многих банков превысил 100%: Хоум Кредит Банк (438,8%), Сомбелбанк (150,3%) и Альфа-Банк (107,6%) [11].

 

 

3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПУТИ  ИХ РЕШЕНИЯ

 

Механизм создания эффективной  конкурентной среды на потребительском  рынке республики и повышения  ее уровня интенсивности должен быть отрегулирован государственными органами. Этот шаг не следует рассматривать  как возврат к усилению методов  административного воздействия  на субъектов рынка и созданию торговых барьеров [12, c. 7].

Для появления конкуренции  в Беларуси необходимы следующие  условия:

  • полное обособление производителей как собственников средств производства и произведенного продукта (главная предпосылка);
  • множественность производителей однородной продукции, развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение ассоциаций, концернов и других объединений;
  • заинтересованность субъектов в предпринимательской деятельности;
  • экономическая свобода и полная самостоятельность в производственной и коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта, отсутствие диктата со стороны правительства (государства);
  • наличие рынка земли и недвижимости, четких правовых норм, стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой и внешнеторговой политики;
  • ликвидация барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;
  • преодоление монополизма государственных управленческих структур;
  • контроль за монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов и пресечение антиконкурентных действий;
  • государственное регулирование естественных монополий;
  • обеспечение свободного доступа к информации о товарах и ценах;
  • превращение государственного сектора экономики в действительного конкурента (конкуренции не бывает при отсутствии частной собственности) [13, c. 255-266].

Для совершенствования маркетинговой  деятельности необходимо:

  • проводить мероприятия по совершенствованию организации маркетинга (создать службу или назначить исполнителя по маркетингу; определить должностные обязанности, разделить полномочия, определить ответственность и поощрение; провести переподготовку кадров; при подборе кадров устанавливать жесткие квалификационные требования к образованию и специальности);
  • осуществлять поиск рыночных ниш, выявлять перспективные сегменты рынка, проводить позиционирование товара на рынке;
  • выявлять потребности покупателей и постоянно повышать конкурентоспособность продукции, внедрять новые товары;
  • проводить гибкую ценовую политику, применяя разный уровень цен на разных рынках, для разных сегментов, применять систему скидок;
  • проводить анализ и осуществлять поиск перспективных рынков и каналов сбыта; осваивать внешние рынки;
  • осуществлять эффективную рекламную кампанию, мероприятия по стимулированию сбыта, направленные на формирование покупательских предпочтений и приверженности к предприятию и его продукции.

Для улучшения финансового  состояния предприятий следует:

  • разрабатывать мероприятия, направленные на снижение затрат;
  • ускорять оборачиваемость оборотных средств;
  • при выборе управленческих решений проводить оптимизацию затрат.

В целях совершенствования менеджмента нужно:

  • выработать стратегии (общую для предприятия, маркетинговую, по элементам комплекса маркетинга, по финансам, производству);
  • совершенствовать организацию управления предприятием,
  • разработать систему мотивации работников к эффективной деятельности.

Возможно, что решение всех этих задач позволит повысить конкурентоспособность отечественных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а это позволит увеличить объемы экспорта и поступления валютной выручки в Государственный валютный фонд [14, c.19].

По моему мнению, Республике Беларусь необходима своя концепция, которая будет не только создавать условия для возникновения конкуренции, способствовать формированию новых производственных структур, лишенных возможности злоупотреблять монопольным положением на рынке, но и предотвращать сговоры между предприятиями, выпускающими однородную продукцию с целью навязывания своей воли потребителям, стимулировать диверсификацию предприятий, развитие малого бизнеса [13, c. 261 - 262].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рамках данной курсовой работы, изучив банковскую конкуренцию нашей  страны были выявлены следующие факты:

  1. в 2012 году в  Республики Беларусь количество банков увеличилось на один (с 31-го до 32-х). Тридцать вторым банком стал «БТА Банк»;
  2. к четырём банкам с преобладанием частного белорусского капитала добавился ещё один (Международный Резервный Банк);
  3. все частные белорусские банки по-прежнему относятся к группе малых банков (к крупным банкам Национальный банк Республики Беларусь относит лишь те банки, активы которых превышают 5% от совокупных активов банковской системы страны, к средним банкам — банки, активы которых превышают 5% от активов банков, не относящихся к крупным, а к малым банкам — все остальные);
  4. число банков с преобладанием иностранного капитала к концу 2012 года не изменилось (их осталось 23);
  5. в Республике Беларусь фактически действуют 5 государственных банков.

Хотелось бы ещё отметить, что банковская реформа в нашей стране началась в годы перестройки с реорганизации Государственного Банка СССР, из состава которого было выделено несколько государственных банков. Несколько позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х — 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы, характерная для современной экономики. Эта система предусматривает наличие Центрального банка и сети коммерческих банков.

Но несмотря на многочисленные проблемы, современные банки уже сложились в мощную экономическую силу. Для повышения их роли в экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Википедия [Электронный  ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. – Дата доступа: 17.03.2013г.

2.Николаева, Т.П. Банковская конкуренция: Учебно-методический

комплекс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2009. – 224 с.

3. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. — Мн.: Мисанта, 2003.- 512 с.

4. Особенности банковской  конкуренции [Электронный ресурс]. – 2013. Режим доступа: http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn07/03.shtml?printversion. Дата доступа: 11.04.2013г.

5. Экономика. Университетский курс: Учебное пособие / П.С. Лемещенко, И.А. Лаврухина, Н.А. Мельникова, И.А. Руденко и др.; Под ред. П.С. Лемещенко, С.В. Лукина. – Мн.: Книжный Дом, 2007. – 704 с.

6. Бондарь, А.В., Рудак, А.А. Экономическая теория: Учебное пособие. - Мн: БГЭУ. 2010 г. , 138 стр.

7. Аблязова, О.Н. Конкуренция на разных уровнях / О.Н. Аблязова, С.В. Павловская, В.В. Почекина. – Мн.: Право и экономика, 2008. -159 с.

8.Экономический словарь терминов [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа:  http://slovari.yandex.ru. – Дата доступа: 28.03.2013г.

9.Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://zdos.ru/nauka/view_art.php?id=281&cat=referati. – Дата доступа: 01.04.2013г.

10. Абакумова, Ю.Г. Национальный банк Республики Беларусь Структурная модель банковской системы Республики Беларусь / Ю.Г. Абакумова // Экономический бюллетень НИЭН. – 2011. - №6. – с. 4-12.

11. Рейтинг белорусских банков за квартал III 2012 года [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://infobank.by/2636/default.aspx. – Дата доступа: 02.04.2013г.

 

12. Целикова, Л.В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки / Л.В. Целикова // Вестник Московского университета. - 2000. - № 2. - С.57-67.

13. Санько, Г.Г. Монополия и конкуренция / Г.Г. Санько.– Минск: БГЭУ, 1999. – 302 с.

14. Яшева, Г.А. Конкурентоспособность предприятий:  методика оценок и    

результаты. // Финансы, учет, аудит”. - 2000, № 4. – с. 314

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.1 – Спектр услуг по каждому банку*

 

БАНКИ

SMS-

банкинг

USSD-банкинг

Мобильный банкинг

Интернет-банкинг

Беларусбанк

   

+

+

Белагропромбанк

+

   

+

БПС-Сбербанк

+

+

+

+

Белинвестбанк

+

+

+

+

Банк БелВЭБ

   

+

+

Приорбанк

+

+

 

+

Белгазпромбанк

 

+

+

+

Банк ВТБ (Беларусь)

+

     

Банк Москва-Минск

+

 

+

+

ТК Банк

       

Альфа-Банк

   

+

+

МТБанк

     

+

Белросбанк

+

   

+

Сомбелбанк

   

+

+

Дельта Банк

     

+

Технобанк

   

+

+

Хоум Кредит Банк

     

+

БелСвиссБанк

   

+

+

Паритетбанк

+

   

+

БНБ-Банк

+

   

+

РРБ-Банк

   

+

+

Трастбанк

+

 

+

 

БТА Банк

     

+

Франсабанк

     

+

Цептер Банк

       

Банк ББМБ

       

Кредэксбанк

+

     

Абсолютбанк

       

Онербанк

       

Евробанк

       

БИТ-Банк

       

Международный резервный  банк

     

+

Информация о работе Банковская конкуренция