Антиинфляционная политика и ее основные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Тема данной курсовой работы в настоящее время приобрела наибольшую актуальность. Инфляция – одно из самых тяжелых заболеваний экономики. Ее симптомы зафиксированы как в рыночных, так и в нерыночных хозяйствах, где механизм рынка разрушен административно-командной системой. В мире почти нет стран, где когда-либо не существовала инфляция. В большинстве стран мира уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
Проблема инфляции представляется наиболее актуальной для стран с переходной экономикой, где можно обнаружить одновременно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек, структурную инфляцию, а также их подвиды. Для данного типа экономики инфляция проявляется не только в постоянном росте цен, но и в увеличении товарного дефицита, снижении качества товаров и услуг.
Цель и задачи работы. Целью данной работы является рассмотрение такого важного экономического явления как инфляция, ее причины и последствия, анализ антиинфляционной политики Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
— ознакомиться с теоретическими аспектами инфляции и антиинфляционной политики;
— изучить методы и инструменты антиинфляционной политики;
— отметить особенности проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3
1 понятие и сущность антиинфляционной политики……….7
2 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ..............14
3 ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….. ……………………………………. ………………………...29
Заключение …………………………………………………………………...38
Список использованных источников …………………………….. 42

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Анализ инфляционных процессов в Беларуси позволяет  сделать вывод о невозможности  применения антиинфляционных мер, принимаемых  в странах с рыночной экономикой на нашу действительность, т.к. в белорусской экономике еще полностью не сформировались рыночные отношения и инфраструктура.

Можно сформулировать следующие  требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси:

— демонополизация экономики, предполагающая поощрения развития предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности;

— развитие малого и среднего бизнеса;

— обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля;

— ограничение прироста денежной массы в обращении;

— развитие конкуренции;

— создание денежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность;

— скоординированность бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, имеющих общей целью обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции;

— денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства;

— в целях регулирования инфляции спроса могут применяться такие меры, как стимулирование сбережений населения путем процентов по вкладам;

— эффективной краткосрочной антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок на кредит.

— расширение интеграционных связей по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики;

— либеральное законодательство, стимулирующее деловую активность;

— создание рыночного механизма ценообразования. Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования.

Ценовая политика Республики Беларусь, согласно Программе ориентирована на гибкое сочетание свободных и регулируемых цен, расширение сферы рыночного ценообразования. Приоритетным направлением государственного регулирования цен является устранение имеющихся диспропорций в ценах, ликвидация перекрестного субсидирования и сокращение бюджетного датирования. В социально ориентированной переходной экономике одной из важнейших задач выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости. В условиях переходного периода частью системы регулирования внешнеэкономической деятельности государства выступает регулирование цен на экспортируемую и импортируемую продукцию.

Взаимодействие денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

Таким образом, реализация мер по снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур, как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что:

— совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования;

— основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются: 
дефицит государственного бюджета, ограничение конкуренции, долларизация экономики, мировой кризис;

—  в Беларуси в 2011 году зафиксирована самая высокая инфляция за последние десять лет, она составила 108,7 %, базовая инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за январь-октябрь — 118,1 %. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ;

— в 2012 году правительство республики планирует снизить уровень инфляции до 19-22%;

— анализ инфляционных процессов в Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности применения антиинфляционных мер, принимаемых в странах с рыночной экономикой на нашу действительность, т.к. в белорусской экономике еще полностью не сформировались рыночные отношения и инфраструктура.

— взаимодействие денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

Предпосылками снижения темпов инфляции в Республике Беларусь могут стать координация мер денежно-кредитной политики, государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной, антимонопольной и социальной политики, развитие финансовых институтов и стимулирование сбережений граждан.

Антиинфляционная политика должна быть направлена на регулирование трех компонентов: совокупного спроса, издержек производителей и инфляционных ожиданий. Важнейшим фактором снижения инфляции будет являться инновационное развитие. С целью снижения темпов инфляции также должна проводиться более жесткая денежно-кредитная политика путем ограничения денежной эмиссии для финансирования государственных программ, сокращение объемов льготного кредитования, повышения процентных ставок, увеличения резервных требований и других мер.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

В настоящее время  инфляция - один из самых болезненных  и опасных процессов, негативно  воздействующих на финансы, денежную и  экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования.

   Инфляция – это обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы.

    Причины инфляции лежат не только на стороне проблем денежного обращения, но и на стороне структурных проблем экономического развития. Инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата. Инфляция спроса в краткосрочном периоде способна временно повысить реальный объем производства, стимулируя предложение труда. Инфляция издержек, наоборот, ведет к падению реального производства и уменьшению спроса на труд.

     К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

В экономиках с формирующимися рынками необходимым является наличие со стороны государства действий компенсационного типа, поддерживающих макроэкономическую сбалансированность и минимизирующих инфляцию.

Стратегической  целью антиинфляционной политики в  переходных экономиках вообще и в Республике Беларусь, в частности, является достижение и поддержание таких значений инфляции, которые позволят осуществлять структурные преобразования, не приводя к нежелательному снижению темпов экономического развития.

Целью антиинфляционной политики государства должно стать не подавление инфляции любой ценой,  а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция увеличивает  платежеспособный спрос и  тем самым стимулирует экономический рост.

    Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

    Стратегической целью антиинфляционной политики в переходных экономиках вообще и в Республике Беларусь, в частности, является достижение и поддержание таких значений инфляции, которые позволят осуществлять структурные преобразования, не приводя к нежелательному снижению темпов экономического развития.

     Правительство   и  Национальный банк Республики Беларусь будут тесно координировать свою  деятельность  по  достижению целей и реализации  приоритетов, предусмотренных Программой социально-экономического развития  страны на  2011-2015 годы. Антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

Цель курсовой работы достигнута  — рассмотрены понятие и сущность антиинфляционной политики. В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы решены следующие задачи:

— ознакомлены с теоретическими аспектами инфляции и антиинфляционной политики; 
— изучены методы и инструменты антиинфляционной политики; 
— отмечены особенности проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

В главе 1 раскрыты понятие и сущность инфляции и антиинфляционной политики. Во 2 главе изучены методы регулирования антиинфляционных процессов.В 3 главе раскрыты особенности антиинфляционной политики, проводимой в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 


  1. Авраменко, А.И. Экономическая теория 2-ое изд. / А.И. Авраменко. - Минск: Академия МВД РБ, 2004. - 252 с.
  2. Зубко, Н. М. Основы экономической теории. Практикум: учеб. пособие для ссузов / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 270 с.
  3. Зайцев А. «Антиинфляционное регулирование» // Управление капиталом, № 3, 2006, с. 8-10.
  4. Ефимова, Е. Г. Экономическая теория: учеб. пособие / Е. Г. Ефимова. – М.: МГИУ, 2007. – 198 с.
  5. Курьянов, А. М. Антиинфляционные аспекты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики / А. М. Курьянов // Финансы. – 2010. – №4. – С. 47-50.
  6. Лаврушин, О. И. Деньги, кредит, банки: учеб. для вузов / О. И. Лаврушин. – М.: КноРус, 2006. – 559 с.
  7. Инфляция в Беларуси: что, как и почему?/ В.В. Гаврилюк, Е.К. Медведев, Т.Н. Миронова и др.; Под ред. Г.М. Лыча, В.А. Свиридовича. – Мн.: Вэвэр, 2007. – 96с.
  8. Камаев, В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) / В.Д. Камаев.-Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2005.-384 с.
  9. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория Ч.3). Учебное пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2004. - 576 с.
  10. Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2002. - 632 с.
  11. Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. - Минск: ОДО "Равноденствие", 2004. - 377 с.
  12. Макроэкономика: Социально-ориентированный подход: Учеб. пособие / Э.А. Лутохина [и др.] ; Под ред. Э.А. Лутохиной. - Минск: Тесей, 2003. - 320 с.
  13. Моисеев, В. О социальных последствиях инфляции / В. Моисеев // Человек и труд. – 2010. – №12. – С. 47-49.
  14. Никитин, С. Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт / С. Никитин, М. Степанова // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – №4. – С. 16-20.
  15. Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий. - Минск: Книжный Дом "Мисанта", 2005. - 407 с.
  16. Плышевский, Б. Инфляция: причины и механизм / Б. Плышевский // Экономист. – 2008. – №7. – С. 25-33.
  17. Попкова, Н. А. Об антиинфляционных процессах в экономике / Н. А. Попкова // Финансы. – 2010. – №9. – С. 55-60.
  18. Тарасов В. Банки и денежно-кредитные отношения// Вестник Ассоциации Белорусских Банков. 2007. - №3
  19. Тихонов А., Ясинский Ю. О природе инфляции и денежно-кредитной политике в Беларуси// Белорусский банковский бюллетень №24 от 28.06.2007 года.
  20. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред.Э.И. Лобковича. - Минск: ООО Новое знание, 2000. - 664 с.
  21. Электронный ресурс Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.minfin.gov. by. - Дата доступа: 21.12.2011.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее основные методы