Антиинфляционная политика и ее основные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Тема данной курсовой работы в настоящее время приобрела наибольшую актуальность. Инфляция – одно из самых тяжелых заболеваний экономики. Ее симптомы зафиксированы как в рыночных, так и в нерыночных хозяйствах, где механизм рынка разрушен административно-командной системой. В мире почти нет стран, где когда-либо не существовала инфляция. В большинстве стран мира уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
Проблема инфляции представляется наиболее актуальной для стран с переходной экономикой, где можно обнаружить одновременно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек, структурную инфляцию, а также их подвиды. Для данного типа экономики инфляция проявляется не только в постоянном росте цен, но и в увеличении товарного дефицита, снижении качества товаров и услуг.
Цель и задачи работы. Целью данной работы является рассмотрение такого важного экономического явления как инфляция, ее причины и последствия, анализ антиинфляционной политики Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
— ознакомиться с теоретическими аспектами инфляции и антиинфляционной политики;
— изучить методы и инструменты антиинфляционной политики;
— отметить особенности проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3
1 понятие и сущность антиинфляционной политики……….7
2 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ..............14
3 ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….. ……………………………………. ………………………...29
Заключение …………………………………………………………………...38
Список использованных источников …………………………….. 42

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Политика доходов использовалась во многих странах — в Великобритании, США и др. Эффективность реально проводимой политики доходов без применения косвенных методов воздействия оказалась не очень высокой. В результате в середине 70-х годов практически все развитые страны отказались от ее применения. В 80-е годы ее использовали в некоторых странах с высокой инфляцией: Аргентине, Бразилии, Перу, Израиле, Мексике. Только в двух последних государствах ее использование было эффективным. В СССР политика доходов активно применялась в 30-е годы, затем она стала проводиться менее жестко. Политика доходов была составной частью государственного регулирования в условиях административно-командной системы. Ее эффективность снижалась по мере нарастания диспропорций в экономике, усиления подавленной инфляции и превращения дефицита в деструктурный.

К косвенным методам воздействия на цены относятся «дефляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись в рамках антициклической политики — метод точной настройки конъюнктуры. В период спада государство проводило экспансионистскую монетарную и фискальную политику. Рост спроса в экономике помогал преодолеть повышение безработицы. По мере экономического подъема наблюдался рост темпов инфляции. Устранению «перегрева» экономики помогал «дефляционный топор». Поскольку изменение направления монетарной политики возможно без временного лага, то основная работа падает на Центральный банк. Для замедления темпов инфляции он может ввести ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повысить учетную ставку и норму обязательных резервов, продать ценные государственные бумаги на открытом рынке.

Для снижения темпов прироста денежной массы в ряде развитых стран использовалась политика «таргетирования». Центральным банком устанавливались ориентиры для роста различных денежных агрегатов  М0, М1. Эти ориентиры достаточно часто превышались. Слабый контроль над предложением новых ориентиров, для более широких показателей денежной базы  М2, М3. С одной стороны, уменьшение предложения денег приводит к сокращению производства, банкротству предприятий, кризису неплатежей и росту безработицы. С другой стороны, уменьшение темпа прироста денег может компенсироваться ростом скорости их обращения.

Кроме ограничения количества денег в обращении государство может уменьшить объем совокупного спроса фискальными методами: снизить расходы, повысить ставки прямых и косвенных налогов, отменить налоговые льготы, ужесточить правила, регулирующие порядок и нормы амортизационных отчислений. Применение многих инструментов фискальной политики требует одобрения законодательных органов власти. Поэтому их весьма сложно использовать для краткосрочной настройки конъюнктуры (в том числе инфляции). Финансовая стабилизация и снижение консолидированного дефицита государственного бюджета рассматриваются в качестве общей предпосылки уничтожения инфляции.

Для замедления роста цен могут  применяться и инструменты валютной политики: ограничение притока коротких денег из-за границы, повышение курса национальной валюты. Рост и фиксация курса национальной валюты понижают общий уровень цен посредством снижения цен на готовые и промежуточные импортируемые товары, внутренние экспортируемые товары, инфляционных ожиданий.

Это будет эффективным при наличии следующих условий. Во-первых, курс близок к паритету покупательной способности. Во-вторых, цены практически на все товары связаны с обменным курсом. В-третьих, ограничен инерционный рост номинальной заработной платы. В- четвертых, существуют положительное сальдо платежного баланса, солидные золотовалютные резервы или возможность получения внешних стабилизационных займов под низкий процент.

В условиях стагфляции 70-х годов  сдерживающее влияние «дефляционного топора» передавалось в первую очередь на замедление экономического роста и увеличение безработицы. Кейнсианские рецепты лечения экономики стали малоэффективными. Для стабилизации экономики с начала 80-х годов в Великобритании и США стал применяться коктейль из мер, направленных, с одной стороны, на содержание роста денежной массы и сокращение бюджетных расходов, а с другой — на уменьшение налогового бремени для фирм и среднего класса в целях расширения совокупного предложения. В сочетании с сокращением налоговых поступлений краткосрочным результатом данной политики было увеличение бюджетного дефицита и рост государственного долга, сохранение высокой инфляции и значительной безработицы.

Однако в дальнейшем положение  постепенно нормализовалось. Снижение темпов предложения денег вкупе  с высокими процентными ставками содействовало притоку капитала из-за рубежа. Вместе с кредитной и бюджетной реформой, благоприятными шоками предложения это привело к снижению дефицита бюджета и его не эмиссионному покрытию. Темпы роста цен замедлились, а безработица постепенно рассосалась. Однако такое избавление от стагфляции оказалось слишком тяжелым для экономики.

Существует альтернатива неоклассическому подходу борьбы со стагфляцией. Суть ее заключается в том, чтобы не добиваться снижения инфляции любыми путями, а сделать ее и другие процессы в экономике «управляемыми». Для этого можно использовать ужесточение стандартов, целевое финансирование и кредитование, селективную поддержку отраслей, протекционистские меры, элементы политики доходов, незначительно ужесточая финансовую и денежную политику. Последний вариант создает меньшие социальные издержки и кажется более эффективным.

Вышеприведенный анализ косвенных  средств антиинфляционной политики был сделан применительно к экономически развитым странам. Для них характерны относительно небольшие темпы инфляции и уровня безработицы (максимальный темп до 20% в год). Во многих развивающихся странах Латинской Америки - Аргентине, Боливии, Бразилии, Мексике, Никарагуа, Перу, Чили, государствах Восточной Европы - Польше, бывшем СССР и Югославии в 70-90-е годы наблюдался очень высокий уровень цен: галопирующая инфляция или гиперинфляция.

Тогда во временном аспекте  у правительства существует две альтернативы проведения антиинфляционной политики. Она может осуществляться постепенно в течение длительного периода - политика градуирования или резко - шоковая терапия.

В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее и несет меньшие социальные издержки. Все зависит от размеров страны, темпов инфляции и уровня безработицы, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организациями, социально-политической обстановки в стране и т.п.

Радикальным средством уравновешивания  количества обращающихся денег с товарной массой является либерализация цен и денежная реформа конфискационного типа. Обычно эти первичные средства шоковой терапии применяются для перевода инфляции из скрытой формы в явную или в условиях гиперинфляции. В результате реформы изменяется соотношение между номинальной массой денег и номинальным уровнем доходов и цен. Старые деньги обмениваются на новые с некоторыми ограничениями. В результате денежная масса распределяется по сложившемуся уровню реальных доходов. Конфискационная денежная реформа будет первым шагом на пути остановки гиперинфляции в случае изменения курса монетарной и фискальной политики. В противном случае цены быстро достигнут дореформенного уровня.

Сторонники шоковой терапии  считают, что ее последовательное применение приводит к усилению доверия населения к желанию правительства бороться с инфляцией. Это изменяет характер инфляционных ожиданий экономических субъектов и уничтожает инфляционную инерцию. В результате темпы роста цен будут снижаться. Отрицательные последствия резкого сокращения денежной массы, бюджетных расходов и т.п. заключаются в сильном спаде производства, росте безработицы, снижении материального положения людей.

Градуирование в краткосрочном  плане сопряжено с меньшими социальными издержками. Однако данная политика сохраняет инфляционную инерцию. Поэтому любой инфляционный импульс может привести к ускорению инфляции. Опыт борьбы с инфляцией в странах Латинской Америки показывает, что покончить с галопирующей инфляцией можно только путем решительных действий. Стабилизация доходов и расходов бюджета, снижение его дефицита, контроль за денежным обращением и валютным курсом остаются основными инструментами в борьбе с инфляцией.

При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле – это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.

К антиинфляционной политике в узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительства требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени.

Очевидно, единственный способ остановить «вечный двигатель» — это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией.

В случае когда инфляция не является результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы все производственные мощности и ресурсы рабочей силы, более разумны комплексные действия по сдерживанию инфляции на основе мер как денежно-кредитной политики, так и прямого воздействия на специфические, подпитывающие ее факторы с использованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политики. В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры.

Политика доходов, то есть формы прямого соглашения между предпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного ростом производительности.

Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.

Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, а также инфляционной инертности, были выделены:

— структурные изменения в экономике, в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда; либерализация важнейших рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок; развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов, в том числе для хеджирования рисков;

— выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;

— глобализация мировой экономики, изменения в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;

— проведение более ответственной и жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;

— переключение на режим инфляционного таргетирования со всеми связанными с этим положительными преобразованиями в институциональной системе;

— улучшение качества статистических данных и аналитических исследований;

— более быстрая и жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен;

Режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетирования (ИТ)  принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией. Инфляционное таргетирование  — комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране. Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:

— установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);

— подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;

— применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;

— сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Безусловными требованиями реализации ИТ являются:

— доверие экономических агентов к политике денежных властей;

— абсолютная прозрачность решений и действий центрального банка, четко обоснованных и широко комментируемых его официальными представителями;

— упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- и микропоказателей, четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития.

Список требований можно расширять, однако и это перечисление наглядно показывает, что речь идет не о простом количественном ориентире для инфляции, а о гораздо более сложном механизме выработки и проведении денежно-кредитной политики. Реализация указанного режима в условиях развивающейся экономики осложняется рядом специфических для таких стран проблем, связанных с низким уровнем доверия к экономической политике правительства, высокой степенью долларизации и зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры, с подверженностью резким изменениям интенсивности и направленности капитальных потоков, слабостью бюджетной системы и финансового сектора.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее основные методы