Анализ кредитования физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ кредитования физических лиц. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов процесса кредитования физических лиц коммерческим банком.
2. Проведение анализа организации работы по кредитованию физических лиц на примере конкретного банка – ОАО «Сбербанк России».
3. Совершенствование кредитования физических лиц.

Файлы: 1 файл

Введение (1).doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

1) они не дают информации о  том, как протекают операции  клиента;

2) представляют устаревшую информацию.

Поэтому аналитику банка приходится работать не только с фактическими данными, но и с оценкой "сложной" информации (взглядов, оценок и т.д.).

Также необходимо оценить  репутацию заемщика. Один из возможных  методов ее оценки – метод кредитного скоринга. Модель проведения скоринга обычно разрабатывается каждым банком самостоятельно исходя из особенностей, присущих банку и его клиентуре.

Метод скоринга позволяет  провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента.

Используя системы оценки кредитоспособности клиентов, основанные на экспертных оценках, банки полагаются на общеэкономический подход при  анализе кредитоспособности клиента. Банки анализируют информацию в свете основных банковских требований и затем решают вопрос о возможности предоставления кредита или отказа в его выдаче. Такой подход при анализе кредитоспособности клиента представляет собой взвешенную оценку личных качеств и финансового состояния заемщика.

Применение количественной оценки кредитоспособности клиента  предполагает присвоение определенной группы тому или иному виду кредита, тому или иному типу заемщика и  определяет в баллах значение различных  характеристик потенциального заемщика. Затем банкир просто подсчитывает общее количество баллов и сравнивает с моделью предоставления ссуды или отказа в ее выдаче.

В банковской практике различают  прямые и косвенные методики анализа  кредитоспособности клиентов.

Прямые методики используются достаточно редко. Они предполагают, что сумма набранных клиентом баллов фактически приравнивается к той сумме ссуды, на которую он имеет право.

Косвенные методики широко распространены. Их суть заключается  в придании определенных весов (баллов) различным оценочным показателям, а результатом оценки служит выведение класса кредитоспособности клиента.

Исходя из полученных данных определяют группу кредитоспособности потенциального клиента: отличный заемщик; хороший; средний; плохой; некредитоспособный. Однако мало выяснить класс кредитоспособности заемщика. Важно также определить размер и срок ссуды, на которую он имеет право. Для этого применяют таблицу допустимых сумм выдачи потребительских ссуд в процентах от годового дохода клиента.

В процессе анализа индивидуальной кредитоспособности частных лиц важно очень осторожно использовать метод кредитного скоринга, так как особенно при выдаче долгосрочных ссуд ситуация в процессе исполнения кредитного договора сильно меняется и возможна серьезная опасность непогашения ссуды.

Очевидно, что использование  балльных систем оценки кредитоспособности клиентов – это более объективный  и экономически обоснованный процесс  принятия решений, нежели использование  экспертных оценок. Единственная сложность  заключается в том, что балльные системы оценки кредитоспособности клиента должны быть статистически тщательно выверены, и они требуют постоянного обновления информации, что может быть невыгодно для банков. По результатам анализа кредитоспособности, чем больше баллов набрал клиент, тем выше уровень его кредитоспособности.

При проведении анализа  кредитоспособности банки особое внимание уделяют оценке личных качеств заемщика. Они могут запросить необходимые  справки, в том числе с места  работы заемщика, и проверить точность сведений, представленных в анкете клиента. Если банкир выявил неточности в ответах клиента и пришел к выводу, что потенциальный заемщик умышленно ввел в заблуждение банк, то клиент автоматически получает отказ в предоставлении ему кредита.

Метод коэффициентов является более детальным анализом экономического состояния заемщика. Поэтому особое внимание банкиры во всем мире придают анализу финансовых коэффициентов, например, показателей ликвидности, оборачиваемости средств, обеспеченности собственными средствами, прибыльности или на основе денежного потока, в результате чего определяется класс кредитоспособности заемщика и его рейтинг.

 

 

 

Глава 2. Анализ кредитов физических лиц, предоставленных  ОАО «Сбербанк России»

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика банка

 

ОАО «Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации» занимает 1 место в России.

По своей организационной  структуре Сбербанк России представляет собой многоуровневую систему, которая  не имеет аналогов среди других акционерных банков. Она включает в себя территориальные банки, а также низовые учреждения: отделения и филиалы.

Территориальные банки  и отделения Сбербанка России пользуются правами юридических  лиц и имеют баланс, который  входит в баланс Сбербанка. Они действуют на основе положения об этих учреждениях, утвержденного Советом директоров. Они входят в единую организационную структуру Сбербанка, обладают правами юридических лиц, осуществляют свою функцию, руководствуясь актами Центрального банка РФ и Сбербанка России. На рисунках и представлены формы организационных структур Сбербанка России.

Приложение А - Организационная  структура Сбербанка РФ (центральный  аппарат).

С 4 марта 2008 года в структуре  центрального аппарата банка созданы  следующие управления: Управление корпоративного развития; Управление стратегии и маркетинга; Управление по работе с отделениями г.Москвы; Управление по работе с малым бизнесом.

Рисунок - Организационная  структура Сбербанка РФ

 

 

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% голосующих акций). Его акционерами являются более 200 тысяч юридических и физических лиц. Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 г. в Центральном банке Российской Федерации. Регистрационный номер - 1481.

Фирменное (полное официальное) наименование банка:

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество).

Сокращенное наименование банка: Сбербанк России.

Банк является юридическим  лицом и со своими филиалами составляет единую систему Сбербанка России.

Информация о деятельности Сбербанка России по состоянию на 1 апреля 2009г:

капитал – 1 150,2 млрд. руб.;

прибыль – 5,3 млрд. руб.;

чистая прибыль – 3,5 млрд. руб.;

отношение затрат к доходам (Cost / Income) – 15,1%;

кредитный портфель (с учетом кредитов банкам) – 5 708,0 млрд. руб., в том числе кредитование юридических лиц (без учета кредитов банкам) – 4 131,4 млрд. руб.;

вложения средств в ценные бумаги – 524,6 млрд. руб.;

остаток средств на счетах физических лиц – 3 118,2 млрд. руб.;

остаток средств юридических лиц  – 1 747,0 млрд. руб.;

доля Сбербанка (на 1.01.2011г.):

в активах банковской системы – 24,7%

в капитале банковской системы – 30,4%

на рынке вкладов физических лиц – 51,9%

на рынке привлечения средств  юридических лиц – 20,6%

на рынке кредитования физических лиц – 31,3%

на рынке кредитования юридических  лиц – 30,5%;

филиальная сеть, ед.:

территориальные банки - 17

отделения – 731

внутренние структурные подразделения  – 19 665

Банк удовлетворял возрастающий спрос  физических и юридических лиц на кредитные ресурсы, добился существенного улучшения своих рыночных и экономических показателей.

В условиях усиления конкуренции Банк сохранил доминирующее положение на розничных рынках за счет оптимизации  продуктового ряда, проведения гибкой процентной политики.

Рассмотрим конкурентные преимущества Сбербанка России..

Одним из главных конкурентных преимуществ Сбербанка России является обширная, диверсифицированная клиентская база. Сотрудничество Банка со всеми  группами клиентов позволяет ему успешно управлять ресурсами и минимизировать финансовые риски. Привлекая средства населения, Банк формирует стабильный источник кредитования предприятий различных секторов экономики.

Сбербанк России имеет  обширный опыт массового обслуживания клиентов, что позволяет ему оставаться безусловным лидером на розничном рынке банковских услуг и создавать стандарты работы на нем. Наличие отработанных технологий предоставления банковских продуктов позволяет Банку осуществлять большое количество операций и обслуживать значительные финансовые потоки.

За анализируемый период наблюдается рост некоторых основных экономических показателей деятельности «Сбербанк России».

На конец 2010 года доходы банка составили 7 527 480 365 тыс. руб., а расходы – 7 491 275 681 тыс. руб. Прибыль банка в 2010 году составила 36204684тыс. руб., что на 77,4% меньше прибыль за 2009 год. Чистая прибыль на конец 2010 года стала равной 264 507 847 тыс. руб. Следует отметить, что чистая прибыль уменьшилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

Приложение Б –  Анализ основных экономических показателей  «Сбербанк России» за 2009 – 2011 гг., тыс. руб. Данные взяты из Приложения Б1 и Приложения Б2.

За весь исследуемый  период наблюдается увеличение темпа  роста чистой прибыли, равный 124,70%.

Что касается показателей величины активов и обязательств, то за последние 3 года по данным показателям наблюдались темпы роста, равные 133,71 % и 122,52 % соответственно.

Увеличились собственные  средства банка, с 2009 по 2011 год темп роста составил 127,35 %.

Также произошли увеличения среди таких экономических показателей  как вклады физических лиц, средства кредитных организаций и процентные доходы.

 

2.2 Анализ структуры  и динамики кредитного портфеля

 

Осуществляя кредитные  операции, банк стремится не только к их объемному росту, но и к повышению качества кредитного портфеля. Таким образом, для эффективного управления кредитным портфелем необходим его анализ по различным количественным и качественным характеристикам как в целом по банку, так и по его структурным подразделениям.

Таблица 2 – Анализ кредитного портфеля по объёму кредита за 2009-2011 гг.

Наименование кредита

сумма, в млн.руб.

структура, в %

 

2009

2010

2011

2009

2010

2011

Темп роста

Потребительские

291430,86

371430,87

251413,45

60

60,54

48,99

86,27

Жилищные

150572,61

190572,61

211325,02

31

31,06

41,18

140,35

Автокредиты

43714,63

51514,63

50475,93

9

8,40

9,83

115,47

Итого:

485718,1

613518,11

513214,4

100

100

100

105,66


 

Из таблицы №2 мы видим, что жилищные и потребительские кредиты возрастают, а автокредит снижается. Это как такое может быть???

 

Таблица 3– Анализ кредитного портфеля по ставке процентов по кредиту  за 2009-2010 гг.

Наименование кредита

ставка, в %

 

2009

2010

2011

Темп роста

Потребительские:

Потребительский кредит без обеспечения

18,6%

19,2%

17,1—19,9%

100

Потребительский кредит под поручительство физических лиц

17,7%

17,2%

15,3—17,9%

93,7

Корпоративный кредит

14,1%

14,4%

14—14,5%

101,1

Образовательный кредит

13%

12%

12%

92,3

Жилищные:

Приобретение готового жилья

15%

14%

9,5—14%

78,3

Приобретение строящегося  жилья

14,7%

14%

9,5—14%

159

Строительство жилого дома

13,7%

13%

11,05—14%

91,4

Автокредит:

Автокредит

15,4%

15%

10,9—16,5%

97,8

Автокредит с государственным  субсидированием

8,9%

8%

5,4—9,0%

80,9

Информация о работе Анализ кредитования физических лиц