Анализ кредитоспособности заёмщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии понятия кредитоспособности, рассмотрении требований к кредитоспособности заемщика на примере предприятия ООО«Юмакс-С», г.Сысерть ул. Трактовая, 2.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1.Информационное обеспечение и организационно-экономические проблемы оценки кредитоспособности заёмщика………………………………….5
1.1. Информационное обеспечение оценки кредитоспособности заёмщи-ка..5
1.2. Организационно-экономические проблемы оценки кредитоспособ-ности. заёмщика……………………………………………………………………………….7
Глава 2.Методики оценки кредитоспособности заёмщи-ка…………………..12
2.1.Рейтинговая оценка…………………………………………………………12
2.2.Методика Сбербанка РФ………………………………………………..…..19
2.3.Американская методика………………………………………………….....24
2.4.Французская методи-ка……………………………………………………...27
Глава 3.Сравнительная характеристика методик……………………………...31
Заключение……………………………………………………………………....33

Файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Негосударственное образовательное  частное учреждение высшего профессионального  образования

 

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ФОНДОВОГО  РЫНКА

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По предмету  «Экономика организации (предприятия)»

 

Тема: «Анализ  кредитоспособности заёмщика»

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Работу выполнил :

                                                                                           Студент заочного отделения

                                                                                           080105 «Финансы и кредит»                                                    

                                                                Сулин А.С.

                                                                       № зач.кн.083203

 

 

 

 

 

 

Руководитель

_______________________

(ученая  степень, ученое звание)

 

_______________   ______________

 

   


 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург  2010

 

Оглавление.

                                                  Стр.

Введение…………………………………………………………………………4

Глава 1.Информационное обеспечение  и организационно-экономические  проблемы оценки кредитоспособности заёмщика………………………………….5

1.1. Информационное обеспечение  оценки кредитоспособности заёмщика..5

1.2. Организационно-экономические  проблемы оценки кредитоспособности. заёмщика……………………………………………………………………………….7

Глава 2.Методики оценки кредитоспособности заёмщика…………………..12

2.1.Рейтинговая оценка…………………………………………………………12

2.2.Методика Сбербанка РФ………………………………………………..…..19

2.3.Американская методика………………………………………………….....24

2.4.Французская методика……………………………………………………...27

Глава 3.Сравнительная характеристика методик……………………………...31

Заключение……………………………………………………………………....33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Введение.

 

 

Перемены, происходящие в экономике  России, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования - предприятиями, организациями, другими банками. Банки как коммерческие организации,  основными операциями которых являются кредитование, расчетные, депозитные, кассовые и другие операции, несут при их проведении самые разнообразные риски: невозврат выданного кредита, неуплату процентов по ссуде, риски расчетные, валютные, процентных ставок и т.п. Высокая рискованность банковских операций главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов.

Финансовая устойчивость банка  должна быть обеспечена квалифицированным выбором партнеров на внутреннем и внешнем рынках. Важнейшим средством такого выбора является экономический анализ деятельности клиента. Анализ предоставляет руководству банка информацию, позволяющую оценивать вероятность выполнения клиентом своих обязательств и принимать соответствующие управленческие решения.

Экономический анализ деятельности клиента  должен осуществляться банком постоянно, начиная с первого этапа - подготовки к заключению договора на обслуживание клиента. Особенно глубоким должен быть экономический анализ (анализ кредитоспособности) при заключении кредитных договоров. Это позволит предотвратить неоправданные с точки  зрения денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные  сдвиги, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, что имеет важное значение для повышения эффективности использования материальных и денежных ресурсов.

Цель данной курсовой работы состоит  в раскрытии понятия кредитоспособности, рассмотрении требований к кредитоспособности заемщика на примере предприятия ООО«Юмакс-С», г.Сысерть ул. Трактовая, 2.

 

 

Глава 1. Информационное обеспечение и организационно-экономические проблемы оценки кредитоспособности заёмщика.

 

1.1. Информационное обеспечение оценки кредитоспособности заёмщика.

           Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степень риска, который банк готов взять на себя; размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.

Все это обуславливает необходимость  оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.

По данным американских аналитиков 35-40% просроченных ссуд возникает в  результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика на предварительной стадии переговоров.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержаться исходные данные о требуемой ссуде:

- цель

- размер кредита

- на какой срок

- предполагаемое обеспечение.

К заявке должны быть приложены документы  и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк.

Эти документы необходимая составная  часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того, как представитель банка проведет предварительное интервью с заемщиком и сделает вывод о перспективности сделки.

Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании - заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка - кредитора.

Практика ведущих зарубежных банков показывает, что ознакомительная  беседа с потенциальным заемщиком  может касаться следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (см. табл. 1)

Таблица 1

Вопросы кредитного работника  к

потенциальному заемщику

 

1. Сведения о клиенте  и его компании:

- какая правовая форма у компании

- когда она была учреждена

- как была произведена оценка  имущества, предлагаемого в качестве  обеспечения

- подвержено ли это имущество  порче

- каковы издержки по его хранению

- кто владелец (основной акционер  или пайщик) компанией, сколько  акций (паев) он имеет

- какова основная продукция  компаний (или каковы виды основных  услуг)

- каков опыт и квалификация менеджеров

- прибыльна ли компания

- кто основные клиенты - поставщики  и покупатели компаний

- на каких условиях продается  товар (услуга)?

2. Вопросы об испрашиваемом  кредите

- на какую сумму клиент хотел  бы получить кредит

- как им определена эта сумма

- достаточно ли обосновано составлен  прогноз финансовых потребностей

- учитывают ли условия, на  которых клиент хочет получить  кредит, срок службы активов, финансируемых  с помощью кредита

- учитывают ли условия кредита  способность клиента погасить кредит в срок?

3. Вопросы о погашении  кредита

- как клиент предполагает погашать  кредит

- сколько денежной наличности  компания получает в ходе операционного цикла

- имеется ли у клиента специальный  источник погашения кредита

- есть ли юридические лица готовые дать гарантию, поручительство

- каково их финансовое положение?

4. Вопросы об обеспеченности  возврата кредита

- каков вид обеспечения

- кто владелец обеспечения

- где и под чьим контролем  оно находиться

- как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения?

5. Вопрос об отношениях  клиента с другими банками

- услугами каких банков пользуется  в настоящее время клиент

- обращался ли он за кредитом  в другие банки

- почему клиент пришел именно  в этот банк

- имеет ли клиент непогашенные кредиты, какова их сумма и сроки погашения?


 

1.2. Организационно - экономические проблемы оценки  кредитоспособности заемщика.

          На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить:

 

А. Серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов.

Б. Обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости сам выбрать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика.

В. Соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного портфеля.

 

Банку следует воздержаться от предоставления ссуд предприятиям в тех отраслях экономики, в которых банковским служащим, занимающимся кредитованием, не хватает профессиональных знаний. Правда, банк в данном случае может привлечь для оценки кредитного предложения компетентных экспертов. Однако это приведет к увеличению затрат банка и не станет гарантией от рисков, связанных с кредитованием

Ключевым моментом анализа любой  заявки и сопроводительных документов, а также результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая Заемщику готовить заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких, как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиента, как правило, дают значительно больше информации, чем сведения, изложенные в письменном виде.

Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и стабильности доходов заемщика (юридических и физических лиц). Они предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (т.е. доходе после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике, то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности работы в данной фирме.

Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о среднедневном остатке на  расчетном (депозитном) счете клиента. Эти данные, представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной из соответствующего банка.

Поддержание значительных остатков на расчетных (депозитных) счетах в банках свидетельствует о надежности финансового положения клиента, его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый кредит.

Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так называемой “пирамиде долга”, когда заемщик берет кредит в одной фирме или банке для оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не исчезает значительная и растущая задолженность клиента по кредитным карточкам и частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета. На основе подобных фактов делается вывод о реальном финансовом положении клиента и его навыках управления денежными средствами.

На этом предварительном этапе  работы по кредитованию инспектор сможет определить порядочность клиента и достоверность представленной им информации. После внимательного изучения всех документов, представленных потенциальным заемщиком, проведения беседы, оценки  информации, полученной на вопросы, кредитный инспектор по согласованию с руководством банка и начальником отдела принимает решение о продолжении работы с клиентом или отказе ему. Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор комплектует кредитное досье (включая в  него заявку и сопроводительные документы, ответы на вопросы, записи бесед и т.д.) и осуществляет тщательное изучение кредитоспособности клиента.

Перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оценить кредитоспособность, платежеспособность и финансовую устойчивость заемщика. При этом отметим, что существуют различия в определении понятия “платежеспособность” и “кредитоспособность”.

 

  Платежеспособность предприятия - это его возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности. В то же время кредитоспособность характеризуется лишь возможностью предприятия погасить кредиторскую задолженность. Вместе с тем характеристика кредитоспособности должна быть несколько иной по сравнению с платежеспособностью, поскольку погашение ссуд возможно за счет выручки от реализации имущества, принятого банком в залог по ссуде или благодаря использованию гарантии своевременного возврата средств или даже за счет страхования погашения ссуды.

Применяемые в настоящее время  и рекомендованные способы оценки кредитоспособности опираются главным образом на анализ данных о деятельности заемщика в предшествующем периоде. Кроме того, для оценки возможностей предприятия погашать свои обязательства производится сопоставление данных, имеющихся в отчетности, об обязательствах предприятия и источниках средств для их погашения. Такое сопоставление может делаться на основе данных об обязательствах предприятия и источниках средств для их погашения не только в целом по суммам обязательств и источниках погашения, но также по суммам обязательств и источников их погашения, приходящихся на отдельные короткие периоды.

При различных вариантах оценки кредитоспособности их объединяет то, что они основываются на данных отчетности и относятся к предшествующему  периоду. При всем значении такой  оценки она не может исчерпывающем образом характеризовать кредитоспособность заемщика в предстоящем периоде.

При использовании главным образом  данных отчетности оценка платежеспособности и финансовой устойчивости ссудозаемщика рассматривается лишь как предварительная.

Информация о работе Анализ кредитоспособности заёмщика