Анализ кредитного портфеля банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ кредитного портфеля банка, на примере Сбербанка.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность и структуру кредитного портфеля;
- провести анализ кредитного портфеля коммерческого банка на примере Сбербанка;
- рассмотреть проблемы и пути повышения качества кредитного портфеля.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа кредитного портфеля 5
Сущность и понятие кредитного портфеля коммерческого банка 5
Обязательные экономические нормативы 10
Глава 2. Анализ кредитного портфеля ОАО Сбербанк 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика банка 24
2.2. Структурный анализ кредитного портфеля 33
2.3. Коэффициентный анализ кредитного портфеля 47
Глава 3. Пути повышения качества кредитного портфеля 50
3.1. Проблемы и пути повышения качества кредитного портфеля Российских банков. 50
3.2. Проблемы оптимизации кредитного портфеля и способы их решения. 51
Заключение 67
Список литературы 71

Файлы: 1 файл

Анализ кредитного портфеля коммерческого банка.docx

— 143.80 Кб (Скачать файл)

- установление постоянного  целесообразного взаимодействия  между руководством кредитуемого  заемщика и соответствующими  службами кредитной организации:  кредитным управлением, управлением  рисками и службами внутреннего контроля кредитной организации, а также перечисленными службами кредитной организации друг с другом.

Объем операций банка, надежная репутация, доверительные отношения  с клиентами, уникальный коллектив, который был сформирован за долгие годы, - все эти факторы создают  огромные возможности для движения вперед, развития Банка в целом  и дальнейшего укрепления его  положения на рынке.

На данное время кредитный  портфель Сбербанка растет с каждым годом, что говорит о стабильной работе банка.(Таблица 8).

 

Таблица 8 - Объемы кредитного портфеля

Отчетная дата

Объем кредитного портфеля

В том числе юридические  лица

01.01.2008г.

1933,1 млрд. руб.

1405,6 млрд. руб.

01.01.2009г.

2712,4 млрд. руб.

1929,4 млрд. руб.

01.01.2010г.

4103,9 млрд. руб.

3076,7 млрд. руб.

01.01.2011г.

5561,2 млрд. руб.

3972,9 млрд. руб.


 

Из проведенного анализа  можно сделать вывод, что очевидна высокая конкурентоспособность  Сбербанка России на рынке потребительских  кредитов населения. Высокая доступность  по обеспечению кредита, приемлемость их размеров, гибкие действующие процентные ставки, приемлемые сроки погашения  ссуд обеспечивают постоянный, достаточно высокий спрос на данную услугу. Но Сбербанк России должен приложить  много усилий для того, чтобы стать  еще эффективнее и успешнее: эффективно продавать кредитные продукты, качественно  обслуживать каждого клиента как единственного, оптимизировать систему управления кредитными рисками и стремиться к совершенству и развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проведенное исследование по оптимизации кредитного портфеля позволяет  вынести в заключении следующие  обобщенные положения и выводы.

Банк по своему назначению должен являться одним из наиболее надежных институтов общества, представлять основу стабильности экономической  системы. В современных условиях неустойчивой правовой и экономической  среды банки должны не только сохранять, но и приумножать средства своих  клиентов практически самостоятельно, ввиду отсутствия государственной  поддержки и опоры. В этих условиях профессиональное управление банковскими  рисками, оперативная идентификация  и учет факторов риска в повседневной деятельности приобретают первостепенное значение.

В современном мире сохраняется  высокий уровень уязвимости банковского  сектора, недоверие клиентов к кредитным  организациям, сохраняются также  высокие риски кредитования, обусловленные  неэффективной структурой экономики, дефектами управления и низкой транспарентностью многих предприятий.

Кредитные операции - основа банковского бизнеса, поскольку  являются главной статьей доходов  банка. Но эти операции связаны с  риском невозврата ссуды (кредитным  риском), которому в той или иной мере подвержены банки в процессе кредитования клиентов. Именно поэтому  кредитный риск как один из видов  банковских рисков является главным  объектом внимания банков.

Эффективное управление кредитным  портфелем начинается с тщательной разработки кредитной организацией политики кредитования, которая реализуется  в документ, утвержденный и периодически пересматриваемый советом директоров или правлением кредитной организации. В нем должны быть сформулированы цели и задачи при предоставлении денежных средств в части обеспечения высокого качества активов, прибыльности данного направления деятельности. Кредитный портфель – это характеристика структуры и качества выданных суд, классифицированных по определенным критериям. Одним из таких критериев, применяемых в зарубежной и отечественной практике, является степень кредитного риска. Поэтому критерию определяется качество кредитного портфеля. Анализ и оценка качества кредитного портфеля позволяют менеджерам банка управлять его ссудными операциями.

Управление кредитным  портфелем имеет несколько этапов: выбор критериев оценки качества отдельно взятой ссуды; определение  основных групп ссуд с указанием  связанных с ними процентов риска; оценка каждой выданной банком ссуды  исходя из избранных критериев, т.е. отнесение ее к соответствующей  группе; определение структуры кредитного портфеля в разрезе классифицированных ссуд; оценка качества кредитного портфеля в целом; анализ факторов, оказывающих влияние на изменение структуры кредитного портфеля в динамике; определение суммы резервного фонда, адекватного совокупного риску кредитного портфеля банка; разработка мер по улучшению качества кредитного портфеля. Основополагающим моментом в управлении кредитным портфелем банка является выбор критериев оценки качества отдельно взятой ссуды.

Повышение доходности кредитных  операций и снижение риска по ним  – две противоположные цели. Как  и во всех сферах финансовой деятельности, где наибольшие доходы инвесторам приносят операции с повышенным риском, повышенный процент за кредит является платой за риск в банковском деле. Таким  образом, при формировании кредитного портфеля банк должен придерживаться общего для всех инвесторов принципа – сочетать высокодоходные и достаточно рискованные вложения с менее  доходными, но менее рискованными направлениями  кредитования.

Было выявлено, что качеством  кредитного портфеля банка можно  управлять путем проведения комплекса  мероприятий, направленных на ужесточение  требований к заемщику и повышению  диверсифицированности кредитного портфеля банка.

Проведенное исследование показало, что качество кредитного портфеля коммерческого  банка необходимо оценивать не только при помощи анализа структуры  ссудной задолженности, но и при  помощи нормативов и коэффициентов разработанных банком в рамках разработки кредитной политики.

Недостаточная проработанность  Банком России проблемы управления кредитным  риском существенно усложняет управление качеством кредитных портфелей  коммерческих банков России.

Проанализировав кредитный  портфель Сбербанка России можно  сделать следующие выводы:

1) просроченная задолженность  банка на 1.01.2012г составила всего 0,98% в структуре ссудной задолженности, что является очень хорошим показателем;

2) как уже отмечалось выше Сбербанк России делает ставку на среднесрочные и долгосрочные кредиты, доля которых в кредитном портфеле Банка на конец рассматриваемого периода составляет 93,66%;

3) рассматривая структуру  выданных кредитов по категориям  заемщиков можно отметить, что  в кредитном портфеле преобладают  кредиты выданные негосударственным коммерческим предприятиям (69,11% на 1.01.2012г) и кредиты выданные физическим лицам (23,83% на 1.01.2012г);

4) Сбербанк России в  составе своего кредитного портфеля  имеет преимущественно кредиты выданные в рублях. Доля кредитов выданных в иностранной валюте на конец отчетного периода составляет 14,62%;

5) анализ коэффициентов  качества в целом показал, что  за рассматриваемый период произошло  небольшое ухудшение качества  кредитного портфеля.

Главной целью Сбербанка  России является укрепление ведущих  позиций в основных сегментах  российского финансового рынка, прежде всего на рынках банковского  обслуживания населения и корпоративных  клиентов. Основными инструментами  достижения данной цели Сбербанк считает  разработку и реализацию четкой клиентской политики, учитывающей потребности  различных групп клиентов, внедрение  модели ведения бизнеса, ориентированной  в первую очередь на клиентов, с  целью улучшения условий и  повышения качества обслуживания клиентов, расширения спектра продуктов и  услуг. В частности, предполагается повысить информационную прозрачность Банка.

Как становится ясным из данной работы, проблема управления качеством  кредитного портфеля коммерческого  банка велика и многогранна, а  существующие методики управления качеством  разнообразны и для более успешного  функционирования банковской системе  необходимо введение единой для всех банков нормативной базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994.г. (Часть первая) и 22 декабря 1995 г. (Часть вторая).
  2. Федеральный закон РФ от 3 февраля «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 8 июля 1999 г.).
  3. Федеральный закон РФ от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (в редакции от 4 марта 1998 г.).
  4. Федеральный закон РФ от 21 ноябр<span class="List_0020Paragraph__Char"

Информация о работе Анализ кредитного портфеля банка