Анализ кредитного портфеля банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ кредитного портфеля банка, на примере Сбербанка.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность и структуру кредитного портфеля;
- провести анализ кредитного портфеля коммерческого банка на примере Сбербанка;
- рассмотреть проблемы и пути повышения качества кредитного портфеля.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа кредитного портфеля 5
Сущность и понятие кредитного портфеля коммерческого банка 5
Обязательные экономические нормативы 10
Глава 2. Анализ кредитного портфеля ОАО Сбербанк 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика банка 24
2.2. Структурный анализ кредитного портфеля 33
2.3. Коэффициентный анализ кредитного портфеля 47
Глава 3. Пути повышения качества кредитного портфеля 50
3.1. Проблемы и пути повышения качества кредитного портфеля Российских банков. 50
3.2. Проблемы оптимизации кредитного портфеля и способы их решения. 51
Заключение 67
Список литературы 71

Файлы: 1 файл

Анализ кредитного портфеля коммерческого банка.docx

— 143.80 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Факультет Управления экономики и  права

Кафедра Финансы и кредит

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анализ банковской деятельности и аудит»

На тему «Анализ кредитного портфеля банка»

 

Специальность: Финансы и кредит

Выполнила: студентка ФкДД-353

Нырова  Ирина Андреевна

 

Научный руководитель: Доцент

 Кандидат экономических  наук

Ханина Екатерина Владимировна

 

 

 

г.Нижний Новгород

2013г.

Содержание

Введение           3

Глава 1. Теоретические основы анализа кредитного портфеля  5

    1. Сущность и понятие кредитного портфеля коммерческого банка     5
    2. Обязательные экономические нормативы     10

Глава 2. Анализ кредитного портфеля ОАО Сбербанк   24

2.1. Организационно-экономическая  характеристика банка  24

2.2. Структурный анализ  кредитного портфеля    33

2.3. Коэффициентный анализ  кредитного портфеля   47

Глава 3. Пути повышения качества кредитного портфеля   50

3.1. Проблемы и пути повышения качества кредитного портфеля Российских банков.         50

3.2. Проблемы оптимизации кредитного портфеля и способы их решения.           51

Заключение          67

Список литературы          71

 

 

 

 

 

 

Введение

Банк – это  организация, работающая в особой сфере  финансовых услуг. В процессе своей  деятельности банк вступает в контакт  с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством, с которыми банк взаимодействует с целью  оптимизации прибыли.

Однако это  не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке. Кроме  этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности  и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации  банков. В свою очередь, хорошая репутация, известность банка влияет на количество клиентов, обращающихся именно в этот банк.

Отношения банка  с клиентурой возникает в процессе покупки/продажи банковских продуктов. Они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитных счетов, операции по выпуску, покупке или  продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, а также трастовые  услуги, хранение драгоценностей.

Многие коммерческие банки делают немало для развития экспорта страны, в частности, во Внешторгбанке, Внешэкономбанке, в том числе  и в Сберегательном банке работают профессионалы высокой квалификации, пришедшие из государственных финансовых, коммерческих структур. Они принесли с собой ценнейший опыт, знания в сфере торговли, инвестирования, валютных и страховых операций, международного и страхового права, что в изменившихся условиях российской экономики неизбежно  будут происходить серьезные  метаморфозы в кредитной сфере, меняться ее приоритеты, цели и задачи.

Совершенно очевидно, что в сложившейся в России экономической и политической ситуации государственное финансирование заметно  сокращается и все чаще осуществляется через коммерческие структуры. Это  в свою очередь приводит к широкому охвату коммерческими банками значительного числа предприятий, располагающих мощными финансовыми ресурсами. В этой обстановке усиливается внимание к проблемам качественного обслуживания и привлечения клиентов.

Тот факт, что  отношения банков с клиентурой и  пути их совершенствования и развития в перспективе деятельности банков не было предметом специального исследования специалистов в нашей стране, подчеркивает новизну и актуальность в настоящий  момент.

Целью данной работы является анализ кредитного портфеля банка, на примере Сбербанка.

Задачи работы:

- рассмотреть  сущность и структуру кредитного  портфеля;

- провести анализ  кредитного портфеля коммерческого  банка на примере Сбербанка;

- рассмотреть  проблемы и пути повышения качества кредитного портфеля.

Объектом исследования является коммерческий банк. Предметом  исследования являются экономические  отношения, возникающие между банком и другими субъектами хозяйственной  деятельности по поводу предоставления в ссуду денежных средств на принципах  платности, срочности и возвратности.

 

При написании  курсовой работы использовались законодательные  акты, нормативные документы, статистические данные, отчетность банка и предприятий, работы отечественных и зарубежных авторов.

 

Глава 1. Теоретические основы анализа кредитного портфеля

    1. Сущность и понятие кредитного портфеля коммерческого банка

В современном мире кредит — это активный и весьма важный эффективный "участник" народнохозяйственных процессов. Без него не обходятся  ни государства, предприятия, организации  и население, ни производство и обращение  общественного продукта. С помощью  кредита происходит перелив ресурсов, капитала, создается новая стоимость.

Кредитная деятельность —  один из важнейших, конституирующих  само понятие банка признаков. Уровень  организации кредитного процесса —  едва ли не лучший показатель всей вообще работы банка и качества его менеджмента.

Прежде чем начать выдавать кредиты, банк должен сформулировать свою кредитную политику (наряду и в  согласии с его политиками применительно  ко всем другим направлениям деятельности — депозитной, процентной, тарифной, технически, кадровой, по отношению  к клиентуре, к конкурентам и  т.д.), а также предусмотреть способы  и средства ее воплощения в реальную практику.

Формулирование политики (политик) банка составляет один из этапов планирования его деятельности. Определить и утвердить свою кредитную  политику — значит сформулировать и закрепить в необходимых  внутренних документах позицию руководства  банка.

Для принятия банком обоснованных решений по указанному кругу вопросов важное значение имеют четкая и взвешенная постановка общих целей деятельности банка на предстоящий период (т.е. хорошая постановка планирования в  целом), адекватный анализ кредитного рынка (т.е. хорошая работа маркетинговой  службы), ясность перспектив развития ресурсной базы банка, верная оценка качества кредитного портфеля, учет динамики уровня квалификации персонала и другие факторы.

Все положения кредитной  политики направлены на то, чтобы добиться максимально возможного качества кредитной  деятельности банка.

О качестве кредитной деятельности банка (качестве организации банком своей кредитной деятельности) можно  судить по ряду критериев (признаков), среди которых:

  • рентабельность кредитных операций (в динамике);
  • наличие ясно сформулированной кредитной политики на каждый конкретный период, адекватной возможностям самого банка и интересам его клиентов, а также четко прописанных механизмов (включая организационное и информационно-аналитическое обеспечение) и процедур реализации такой политики (регламентов проведения всех этапов кредитной операции);
  • соблюдение законодательства и нормативных актов Банка России, относящихся к кредитному процессу;
  • состояние кредитного портфеля;
  • наличие работающего механизма управления кредитными рисками.

Кредитный портфель - совокупность требований банка по кредитам, которые классифицированы по критериям, связанным с различными факторами кредитного риска или способами защиты от него.

В нормативных документах Банка России, регламентирующих отдельные  стороны управления кредитным портфелем, определена его структура, из которой  вытекает, что в него включается не только ссудный сегмент, но и различные  другие требования банка кредитного характера: размещенные депозиты, межбанковские  кредиты, требования на получение (возврат) долговых ценных бумаг, акций и векселей, учтенные векселя, факторинг, требования по приобретенным по сделке правам, по приобретенным на вторичном рынке закладным, по сделкам продажи (покупки) активов с отсрочкой платежа (поставки), по оплаченным аккредитивам, по операциям финансовой аренды (лизинга), по возврату денежных средств, если приобретенные ценные бумаги и другие финансовые активы являются некотируемыми или не обращаются на организованном рынке.

Такое расширенное содержание совокупности элементов, образующих кредитный  портфель, объясняется тем, что такие  категории как депозит, межбанковский  кредит, факторинг, гарантии, лизинг, ценная бумага имеют сходные сущностные характеристики, связанные с возвратным движением стоимости и отсутствием  смены собственника. Различия заключаются  в содержании объекта отношения  и форме движения стоимости.

Анализ кредитного портфеля банка производится регулярно и  лежит в основе его управления, которое имеет целью снижение совокупного кредитного риска за счет диверсификации кредитных вложений и выявления наиболее рисковых сегментов  кредитного рынка. Основные этапы анализа: выбор критериев оценки качества ссуд, определение метода этой оценки (номерная или балльная система оценки, классификация ссуд по группам риска, определение процента риска по каждой группе, расчет абсолютной величины риска в разрезе каждой группы и в целом по кредитному портфелю, определение величины источников резерва на покрытие возможных потерь по ссудам, оценка качества кредитного портфеля на основе системы финансовых коэффициентов, а также путем его сегментации – структурного анализа).1

При формировании "кредитного портфеля" необходимо учитывать  следующие риски: кредитный, ликвидности  и процентный.

Факторы кредитного риска  являются основными критериями его  классификации. В зависимости от сферы действия факторов выделяются внутренние и внешние кредитные риски; от степени связи факторов с деятельностью банка - кредитный риск, зависимый или не зависимый от деятельности банка. Кредитные риски, зависимые от деятельности банка, с учетом ее масштабов делятся на фундаментальные (связанные с принятием решений менеджерами, занимающимися управлением активными и пассивными операциями); коммерческие (связанные с направлением деятельности ЦФО); индивидуальные и совокупные (риск кредитного портфеля, риск совокупности операций кредитного характера).

К фундаментальным кредитным  рискам относятся риски, связанные  со стандартами маржи залога, принятием  решений о выдаче ссуд заемщикам, не отвечающим стандартам банка, а также  являющиеся следствием процентного  и валютного риска банка и т.д.

Коммерческие риски связаны  с кредитной политикой в отношении  малого бизнеса, крупных и средних  клиентов - юридических и физических лиц, с отдельными направлениями  кредитной деятельности банка.

Индивидуальные кредитные  риски включают риск кредитного продукта, услуги, операции (сделки), а также  риск заемщика или другого контрагента.

Для риска ликвидности  факторная сторона заключена  в возможности не выполнить обязательства  перед вкладчиками и кредиторами  из-за отсутствия необходимых источников или выполнить их с потерей  для себя.

К внутренним факторам риска  ликвидности принято относить: качество активов и пассивов, степень несбалансированности активов и пассивов по срокам, суммам и в разрезе отдельных валют, уровень банковского менеджмента, имидж банка.

Качество активов выражается в низкой ликвидности, не позволяющей  своевременно обеспечить приток денежных средств.

Качество пассивов обусловливают  возможность непредвиденного, досрочного оттока вкладов и депозитов, что  увеличивает объем требований к  банку в каждый данный момент.2

Несбалансированность активов  и пассивов по срокам, суммам и в  разрезе отдельных валют не во всех случаях представляет угрозу ликвидности. Если уровень этой несбалансированности не выходит за критические точки, и если имеет место разнохарактерная направленность отклонений в последующие  периоды, риск ликвидности минимален.

Процентный риск относится  к тем видам риска, которых  банк не может избежать в своей  деятельности. Более того, ответственность  за измерение, анализ и управление им полностью лежит на менеджменте  кредитной организации. Органы надзора  ограничиваются, в основном, оценкой  эффективности созданной в коммерческом банке системы управления рисками.

Факторы процентного риска  можно подразделить на внутренние и внешние. В российской экономике в отличие от развитых стран уровень риска усиливают в основном внешние факторы.

К ним относятся:

- нестабильность рыночной  конъюнктуры в части процентного  риска;

- правовое регулирование  процентного риска;

- политические условия;

- экономическая обстановка  в стране;

Информация о работе Анализ кредитного портфеля банка