Анализ экономического положения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Россия является крупнейшей страной мира. Она занимает примерно 1/8 часть суши, около 17 млн. км2. Если исключить из российской территории земли, на которых не возможно вести хозяйственную деятельность, то ее территория сократится до весьма скромных – 5,5 млн. км2, и Россия окажется лишь на пятом месте по эффективной территории, уступив Бразилии (8,05млн. км2), США (8,00), Австралии (7,68) и Китаю (5,95). Природные богатства России очень велики. Но существует много проблем по их добыче. У нас есть нефть и газ, но их запасы лежат в основном в труднодоступных лесах и болотах Западной Сибири. Есть золото и алмазы, но их нужно добывать из вечной мерзлоты Якутии и Колымы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ --------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Теоретические основы анализа экономического положения России -------------------------------------------------------------5
Основные макроэкономические показатели, используемые при
анализе ----------------------------------------------------------------------------------5
Структура Российской экономики и ее место в мировом хозяйстве------11
глава 2. Анализ последствий влияния кризиса на экономику РФ --------------------------------------------------------------------15
2.1 Оценка социально-экономических показателей регионов Приволжского федерального округа со среднероссийскими за январь-декабрь 2010 г. ------15
2.2 Сравнительный анализ экономического развития РФ и Белоруссии ------25
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ В 2011-2012 гг. ------------------------------------------------------35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ --------------------------------------------------------------------------- 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ --------------------------------- 42

Файлы: 1 файл

dkb_kursovaya.docx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 

Рисунок 12. Исполнение консолидированного бюджета РФ и

бюджетов ГВБФ РФ по доходам, фактическое исполнение по

состоянию на 01.01.2011, млрд.руб.

 

 

Рисунок 13. Исполнение консолидированного бюджета РФ

и бюджетов ГВБФ РФ по расходам, фактическое исполнение

по состоянию на 01.01.2011, млрд.руб.

 

 

 

Рисунок 14. Исполнение расходов консолидированного

бюджета по уровню бюджетной  системы, с учетом межбюджетных

трансфертов в 2010 году по состоянию  на 01.01.2011, млрд.руб.

 

                  1 - Консолидированные бюджеты субъектов РФ;

                  2 - Федеральный бюджет

 

Рисунок 15. Распределение поступлений консолидированного

бюджета РФ по уровням бюджетной  системы, с учетом межбюджетных

трансфертов в 2010 году по состоянию  на 01.01.2011, млрд.руб.

 

 

1 - Консолидированные бюджеты субъектов РФ;

                  2 - Федеральный бюджет

 

 

 

          О средней и минимальной оплате труда

          Величина МРОТ в России установлена Федеральным законом № 82 от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и в настоящее время составляет 4330 рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата работников 2010 года в РФ составляет 19485,1 рублей

 

Показатели государственного долга Российской Федерации на 1 января,(млрд. долл. США)

 

Таблица 6. Динамика государственного долга РФ на 1 января,(млрд. долл. США)

 

 

Дата

Сумма, млрд. долл. США

2000

158,7

2001

143,7

2002

133,5

2003

125,7

2004

121,7

2005

114,1

2006

76,5

2007

52,0

2008

44,9

2009

40,6

2010

37,6


 

 

 

 

          РЕСПУБЛИКА БЕЛОРУССИЯ - 59-я экономика мира по объёму ВВП. И ВВП за 2010 год составил 162 963,6 млрд.рублей.

 

Таблица 7. Динамика ежегодного изменения ВВП Республики Беларусь

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

ВВП в сопост. ценах, в % к предыдущему  году

105,8

104,7

105,0

107,0

111,4

109,4

110,0

108,6

110,2

100,2

ВВП на душу населения, тыс. руб.

9131

1722

2634

3703

5088

6656

8145

10015

1340

14153




 

 

Рисунок 16. Темп Роста ВВП

 

 

 

Таблица 8. Численность безработных, зарегистрированных в

органах по труду, занятости  и социальной защите (на конец года)

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численн. безработ.,

тыс. чел.

95,8

102,9

130,5

136,1

83,0

67,9

52,0

44,1

37,3

40,3

33,1

Уровень зарегист. безработ.

(в % ЭАН)

2,1

2,3

2,9

3,1

1,9

1,5

1,1

1,0

0,8

0,9

0,7


 

На январь 2011 году, численность  безработных составила 34,4 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы 0,7 % ЭАН.

 

Рисунок 17. Численность безработных, зарегистрированных

в органах по труду, занятости  и социальной защите (на конец года)

 

 

 

 

Таблица 9. Инфляция в Белоруссии по годам с 2000 г.

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

107,5

46,1

34,8

25,4

14,4

8

6,6

12,1

13,3

10,1

9,9

2,7


 

 

 

Рисунок 18. Уровень инфляции в Республике Белоруссия

 

 

Экономика Белоруссии:

Денежная масса в Белоруссии: Широкая денежная масса в Белоруссии уменьшилась в январе 2011 года на 1,8% до 49,34 трлн. белорусских рублей (1 доллар — 3 010 белорусских рублей) на 1 февраля.

Из общего размера денежной массы  объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) в январе 2011 года увеличился на 0,3% до 4,506 трлн. белорусских рублей. Удельный вес наличных денег в структуре денежной массы вырос до 9,1% на 1 февраля против 8,9% на 1 января 2011 года.

Денежный агрегат M1, который включает наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках, снизился в январе на 10,4% до 12,238 трлн. белорусских рублей. Удельный вес денежного агрегата М1 в структуре широкой денежной массы сократился до 24,8% на 1 февраля с 27,2% на 1 января 2011-го.

Рублевая денежная масса (агрегат  М2), которая кроме агрегата М1 включает объем срочных рублевых депозитов  и ценных бумаг, выпущенных банками  и находящихся вне банковского  оборота, уменьшилась в январе 2011 года на 3,4% до 25,533 трлн. белорусских рублей. Удельный вес рублевой составляющей в широкой денежной массе снизился до 51,7% на 1 февраля с 52,6% на начало 2011 года.

В то же время размер инвалютной составляющей широкой денежной массы уменьшился с начала 2011 года на 0,5% до 7,907 млрд. долларов. Доля этого показателя в структуре широкой денежной массы при этом возросла до 48,3% на 1 февраля с 47,4% на 1 января 2011-го.

За 2010 год прирост широкой денежной массы в Белоруссии составил 31,9% против 23,1% за 2009-й. В том числе  денежная масса в нацвалюте увеличилась  в 2010 году на 27,4% после прироста всего  на 1% за 2009 год.

В кризисном 2009 году республиканский бюджет составил c профицитом 0,5 трлн. рублей, или 0,4% ВВП, доходы составили 46,8 трлн. рублей. Соответственно расходы республиканского бюджета в 2009 году составили около 46,3 трлн. рублей.

Дефицит республиканского бюджета Белоруссии в 2010 году составил 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП. Доходы республиканского бюджета по итогам прошедшего года составили 30,3 трлн. (101,2% годового плана), расходы - 34,3 трлн. (98,7%).

Проект бюджета-2011 внесен с дефицитом 6 трлн., или 3% ВВП.

Государственный долг Белоруссии по состоянию на 1 января 2010 года составил около 7,9 миллиарда долларов. Годом ранее госдолг Белоруссии был примерно в два раза меньше - около 3,7 миллиарда долларов. Государственный долг Белоруссии на 1 февраля 2011 года составил $13,5 млрд., увеличившись на 7,3% за январь.

 

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И  СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ В 2011-2012 гг.

 

             В 2011-2012 гг. ожидается сохранение устойчивых темпов роста мировой экономики. В 2011 г. прогнозируется некоторое замедление роста мирового ВВП (рассчитанного на основе паритета покупательской способности) до 3,2% с 3,8% в 2010 г., а затем небольшое ускорение до 3,6% в 2012 г. (таблица 10). Прогнозируется, что в странах с высоким уровнем доходов в результате землетрясения в Японии и ужесточения бюджетной политики  (а также прочих факторов), экономический рост в 2011 г. снизится до 2,2% по сравнению с 2,7% в 2010 г. Однако к 2012 г. и далее предполагается стабилизация роста на уровне около 2,7%, по мере того как будут ослабевать негативные последствия снижения расходов  населения, банковского сектора и государства, а также интенсифицируется восстановление разрушенных районов в Японии.  По мере того как в развивающихся странах фактический выпуск будет приближаться к потенциальному, прогнозируется некоторое снижение темпов роста в этой группе стран. 

 

Таблица 10. Прогноз развития мировой экономики: темпы роста ВВП (%)

 

            В данных условиях международной конъюнктуры сохраняется прогноз по росту российского ВВП в 2011 г. на уровне 4,4%, несмотря на значительно более высокую цену на нефть.  Учитывая вялый характер восстановления внутреннего спроса и кредитной активности в течение первых четырех месяцев 2011 г., представляется, что фаза пополнения товарно-материальных запасов завершится  во второй половине 2011 г., и главным движущим фактором экономического роста станет  частное потребление (рис. 20).   В 2012 г., когда отрицательный разрыв выпуска будет закрыт, рост экономики, по-видимому, ограничится 4%, что в большей мере соответствует потенциальному долгосрочному темпу росту экономики в посткризисный период. В долгосрочной перспективе, для достижения устойчивого роста экономики и экспорта, а также для диверсификации экономики России крайне необходимы рост производительности, инноваций и конкуренции. При условии проведении эффективной политики по этим направлениям Россия сможет достичь еще более высоких долгосрочных темпов экономического роста и более высокого  уровня жизни населения.     

 

 

Рисунок 14. Средняя цена сырой нефти, прогноз Всемирного банка

(Brent, Dubai и WTI, простое среднее, $/баррель) 

 

 

Таблица 11. Прогноз для России на 2011–2012 гг.

 

             В целом в 2011 г., несмотря на значительную волатильность  потоков капитала и благодаря высоким ценам на нефть, ожидается стабильное состояние платежного баланса.  С учетом пересмотренного прогноза цен на нефть, профицит текущего счета платежного баланса составит в 2011 г. около 63 миллиардов долларов США (около 3,3% ВВП), а затем снизится до 10 миллиардов в 2012 г. Состояние счета капитала, по-видимому, улучшится, однако в 2011 г. дефицит по этому счету сохранится на уровне 17,4 миллиардов долларов в результате оттока капитала, который возможен на фоне  сохраняющегося неблагоприятного инвестиционного климата и  усугубления краткосрочных  политических рисков, связанных с периодом выборов 2011-2012 гг. Однако в 2012 г. прогнозируется увеличение сальдо по счету капитала до 19 миллиардов долларов в результате возобновления недолгового притока, снижения объема погашений и улучшения возможностей заимствований банков и нефинансовых организаций.  

              С учетом обновленного прогноза цен на нефть, прогнозируется существенное улучшение состояния государственных финансов России  и  восстановление фискальных резервов  2011 и 2012 гг. Несмотря на то, что под дополнительные нефтегазовые доходы, возникающие в результате пересмотренного прогноза, уже  планируются дополнительные  расходные обязательства в области социальной политики, модернизации инфраструктуры и армии, эти доходы предположительно будут достаточно велики, чтобы обеспечить профицит бюджета и в  2011  и в 2012 гг. Общий профицит консолидированного бюджета прогнозируется  в размере 0,4% ВВП в 2011 г. и 0,6% ВВП в 2012 г., включая оценку дополнительных расходов на увеличение зарплат в бюджетной сфере (здравоохранении и образовании), объявленное в начале июня 2011 г. При этом сохраняется риск для данного прогноза, связанный с  высокой волатильности цен на нефть. Но,  как  было  указано  выше,  несмотря на ожидаемый профицит в 2011-2012 гг.,  перед российским правительством остается очень  сложная задача по бюджетной консолидации и эффективному контролю за расходами в среднесрочной перспективе, с тем чтобы сократить ненефтяной дефицит до устойчивого уровня.  

 

 

Рисунок 20. Источники роста реального ВВП со стороны                  Рисунок 21. Помесячная динамика безработицы спроса, поквартально (изменение в % к соответствующему            в России, 1999-2011 гг., в %

периоду предыдущего  года)

 

 

              С учетом текущих трендов и экономической политики, ожидается ослабление инфляционного давления к концу 2011 г., однако маловероятно достижение официального целевого показателя инфляции, скорректированного до уровня 6,5  –  7,5%.  Хотя ужесточение кредитно-денежной политики способно содействовать сдерживанию  инфляции во второй половине 2011 г.,  Банк Росси объявил, что до конца года больше не планирует меры по дальнейшему ужесточению денежно-кредитных условий.   Влияния роста цена на  продовольствие  и энергоресурсы в России и соседних странах региона ЕЦА было существенным. Однако снижение цен на ресурсы на мировых рынка и ожидаемый хороший урожай зерновых в России, вероятно, окажут понижательное давление на инфляцию в летний период.  Поэтому, прогноз  по инфляции изменится до 7,5-8,0%  в  2011 г. и,  возможно, немного ниже  7%  в 2012 г.  При этом сохраняются риски  роста  инфляция,  в связи с непредвиденными  дополнительными расходами бюджета в предвыборный период.  Более того, баланс макроэкономических рисков остается смещенным в сторону инфляции. 

             Уровень бедности в России практически не  изменился в  2010 г., при этом  масштабные меры фискального стимулирования помогли смягчить негативные последствия кризиса. Однако  все еще 18 миллионов россиян остаются за чертой бедности, при этом большой сегмент среднего класса все еще остается уязвимым к новым шокам, которые могут повлиять на их доходы (например, высокая инфляция). По сравнению с предыдущей оценкой уровня бедности на конец 2010 г.  в  12,7%, недавно опубликованная официальная цифра составляет 13,1%. Такая динамика в  уровне  бедности означает, что посткризисное восстановление роста еще не успело дать ощутимого эффекта для сокращения бедности, несмотря на улучшение ситуации на рынке труда. В начале 2009 г. Резко вырос уровень безработицы и уровень бедности. Вместе с тем, когда начало сказываться ощутимое повышение  пенсий  и  заработной платы в бюджетном секторе, а также сокращаться безработица в результате административных мер на рынке труда, общероссийский уровень бедности сократился с 13,4% в 2008 г. до 13,2% на конец 2009 г, а затем еще немного до 13,1% в 2010 г. На сегодняшний день прогнозируются  умеренные темпы снижения бедности в 2011 г. (до  12,4%) и в 2012 г. (до  11,3%) (рис. 22).    В этих условиях будет оправдана политика по борьбе с бедностью, которая будет использовать более эффективные программы, особенно в беднейших регионах России. 

Информация о работе Анализ экономического положения России