1.Введение.
2.Общие географические 
сведения о России.
3.География машиностроения.
4.Экономические связи России 
с КНР,КНДР,МНР и Кубой.
5.Список используемой 
литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Введение.
Экономическая география – 
наука, изучающая размещение и территориальную 
организацию субъектов мирового хозяйства. 
Одна из ее основных частей – регионалистика 
(региональная социально – экономическая 
география ), анализирующая закономерности 
территориальной организации общественных 
процессов в конкретных районах страны. 
Особенностью является рассмотрение в 
ней  объектов с точки зрения территориальной 
организации , то есть размещения , взаиморасположения, 
взаимодействия и управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Общие географические 
сведения о России.
     Географическое 
положение включает в себя 
три компонента – физико – географическое 
положение, экономико – географическое 
и геополитическое положение и означает 
особенности положения страны или другого 
географического объекта на физической, 
экономической и политической картах 
мира.
     Физико – географическое 
положение России ( то есть положение по 
отношению к основным природным объектам 
Земли – материкам и океанам, полюсам, 
экватору ,начальному меридиану ) характеризуется 
понятием «северность».
     Россия расположена 
в северной части материка 
Евразия ,занимает около 40% площади Европы 
и 30% площади Азии. Расстояние между крайней 
северной материковой точкой (мыс Челюскин 
) и крайней южной ( граница с Азербайджаном 
у г. Базардюзю ) – около 4 тыс. км ,между 
крайней восточной (мыс Дежнева) – около 
9 тыс. км.
    Россия – самое 
северное государство мира. Почти 
2/3 ее территории относится к 
зоне Севера. Россия расположена между 
78 и 41 градусом с. ш. , в то время как зарубежная 
Европа – между 71 и 36 градусом, а США (без 
Аляски ) – между 49 и 25 градусом с. ш.
    Специфическое 
физико-географическое положение 
влияет на возможности экономического 
развития. В первую очередь это 
относится к сельскому хозяйству: 
в России зона рискованного 
земледелия охватывает около 95% территории. 
    «Северность» России 
накладывает существенные ограничения 
на освоение территории. Громадные издержки 
страна несет из – за необходимости обогрева 
зданий, увеличения объемов конструкционных 
материалов, производство теплой одежды 
и обуви, строительства и поддержания 
дорожно-транспортной сети, укрепления 
инженерных сооружений.
    Экономико-географическое 
положение России – это отношение какого-либо 
места, района или города к внешней среде, 
имеющей то или иное экономическое значение.
    Компоненты экономико-географического 
положения- транспортно-географическое, 
промышленно-географическое, агропромышленное, 
рыночное. Транспортно-географическое 
положение страны, то есть положение относительно 
важнейших международных транспортных 
путей, в Российской империи и СССР характеризовалось 
тем, что имелось четыре достаточно обширных 
выхода в Мировой океан: Балтийский, Черноморский, 
Северный, Тихоокеанский. Геополитическое 
положение России – оценка места страны 
на политической карте мира – также существенно 
изменилось. В геополитическом положении 
России в 90-е годы ХХ в. Произошли следующие 
изменения:
1.По периметру России 
образовались новые суверенные 
государства, в том числе непосредственно 
на границе пять государств-членов 
СНГ и три государства Балтии.
2.По отношению к России возникло 
ближнее и дальнее зарубежье.
3.Образовались частично 
«прозрачные» границы с ближним 
зарубежьем, к 18 субъектам Федерации, 
бывшим пограничными в рамках 
СССР, прибавилось еще 25.
4.Было ликвидировано военное 
присутствие России в ряде 
стран Европы.
5.Блок НАТО расширился 
на восток, к границам России.
6.Образовался анклав – 
Калининградская область.
   Появление на границах 
России восьми новых государств 
потребовало разработки многих 
новых вопросов во внешней 
политике России. В частности, очень 
важны для страны отношения 
с Украиной, ставшей одним из 
крупнейших государств Европы. Экономический 
и геополитический потенциал 
Украины вызывает повышенное 
внимание к ней со стороны США  и Западной 
Европы.
  Положение России 
в зоне Каспийского бассейна 
существенно изменилось. Каспийское 
море, бывшее раньше фактически 
внутренним озером СССР, становится 
ареной взаимоотношений пяти 
независимых государств – России, Азербайджана, 
Ирана, Туркменистана и Казахстана. Каждое 
из них имеет свои притязания на минеральные 
и биологические ресурсы Каспия.
  Серьезный вопрос 
– взаимоотношения с мусульманскими 
государствами на юных рубежах России, 
а также странами Юго-Восточной Азии.
  По суше Россия граничит 
на северо-западе с Норвегией и Финляндией, 
на западе и юго-западе — с Эстонией, Латвией, 
Белоруссией, на юге — с Грузией, Азербайджаном, 
Казахстаном, Монголией, Китаем, на юго-востоке 
— с КНДР.
  Большая часть морских границ 
проходит на севере, по водам морей Северного 
Ледовитого океана и на востоке — по морям 
Тихого океана. На севере Россия граничит 
с США, Канадой, на востоке — с США, Японией. 
На западе имеются морские границы со 
Швецией, Польшей, Германией и другими 
прибалтийскими государствами, на юге 
— с Украиной, Грузией (по водам Азовского 
и Черного морей). Границы с Азербайджаном 
и Казахстаном проходят по водам внутреннего 
Каспийского моря. До распада СССР Россия 
граничила лишь с во-семью зарубежными 
государствами, а границы с Украиной, Белоруссией, 
Казахстаном и др. в пределах бывшего СССР 
были внутренними. Границы, совпадающие 
с рубежами СССР, большей частью закреплены 
в международных договорах, они оборудованы 
пограничными заставами и таможнями, охраняются 
пограничными войсками. Значительная 
часть границ с государствами СНГ пока 
не обладает всеми атрибутами, присущими 
государственной границе, и является достаточно 
«прозрачной» для проникновения людей 
и грузов. Такая ситуация, к сожалению, 
наносит ущерб хозяйству страны и представляет 
собой угрозу для ее безопасности.
   Россия находится одновременно 
в трех климатических поясах, отличающихся 
господствующими воздушными массами и 
радиационным режимом. Среди них: умеренный, 
арктический и субарктический. Если брать 
отдельный климатический пояс, то даже 
в его пределах имеются зональные различия, 
что прежде всего, характерно для умеренного 
пояса, где климат тайги может смениться 
климатом пустыни.
   К арктическому российскому 
поясу относится побережье Северного 
Ледовитого океана в Сибири, включая все 
его острова, (за исключением самого южного 
острова Новой Земли), острова Вайгача 
и Колгуева, а также другие острова, которые 
находятся в Баренцевом море, а точнее 
– в южной его части. В этом районе очень 
мало солнечной радиации и поступает она 
сюда только летом, все остальное время 
здесь преобладает холодный арктический 
воздух. Западная часть пояса теплее благодаря 
влиянию Атлантики. Все солнечное тепло, 
которое поступает на территорию этого 
пояса летом, в значительном количестве 
теряется из-за отражения лучей снегом 
и льдом.
    Субарктический пояс 
 начинается от Восточно-Европейской равнины 
и Западной Сибири, а на северном востоке 
протягивается до 60° северной широты. 
Характерной особенностью данного пояса 
является постоянная смена воздушных 
масс в течении сезонов. Зима здесь суровая, 
а лето достаточно прохладное (температура 
воздуха в июле колеблется от +4°С на самом 
южном острове новой Земли до +14°С в районе 
южной границы пояса). Следует также отметить, 
что заморозки могут произойти в любой 
из месяцев. Невысокие температуры приводят 
к постоянной повышенной влажности воздуха 
и заболоченности региона. В пределах 
этого пояса можно выделить три климатических 
области, которые имеют разный климат. 
Сибирская субарктическая область самая 
суровая, здесь на территории России наблюдаются 
самые низкие средние температуры в январе. 
Две остальных области — Атлантическая 
и Тихоокеанская не такие суровые, зимой 
сюда попадает теплый воздух с умеренных 
широт. Что касается осадков, то на территории 
субарктического пояса их выпадает разное 
количество, от 400 мм на равнинах до 1000 
мм на вершинах плато Путорана. В летнее 
время ветры с моря не позволяют воздуху 
нагрется, в связи с чем, на этой территории 
формируется климат и тундр, и лесотундр, 
а в Сибирской области — редколесий и 
северной тайги.
 
 Третий Российский климатический 
пояс – это умеренный. Его особенностью 
является господство воздушных масс, приходящих 
с умеренных широт в течение круглого 
года. Вместе с этим, большие различия 
наблюдаются в количестве солнечной радиации, 
которая в разные сезоны года поступает 
на поверхность. Зимой ее поступает мало, 
при этом значительная часть отражается 
снежным и ледовым покровом, а летом приток 
солнечного тепла увеличивается. Поэтому 
вполне естественно, что в этом поясе холодная 
зима и теплое лето. По всей территории 
пояса с севера на юг, а также с востока 
на запад климат сильно меняется. При этом, 
с северных границ, по мере продвижения 
на южные, увеличивается сухость воздуха 
и уменьшается количество осадков. Также 
характерными является перемена в структуре 
баланса приходящей энергии, с чем связаны 
изменения климатических зон в пределах 
пояса от климата тайги до климата пустыни. 
Помимо этого температурные изменения 
происходят и с запада на восток, причиной 
чего являются циркуляционные условия, 
т.е.  повторяемость воздушных масс. Таким 
образом, в третьем климатическом поясе 
России выделяются четыре подтипа: муссонный, 
резко континентальный, континентальный 
и умеренно-континентальный.
3.География машиностроения.
Машиностроение — главная отрасль промышленного 
производства, влияющая на развитие других 
сфер хозяйственной деятельности и отражающая 
уровень научно-технического состояния 
и обороноспособности страны. В развитых 
странах на долю машиностроения приходится 
25-35% ВВП и примерно столько же от общей 
численности занятых в экономике. Аналогичные 
показатели для НИС, для других развивающихся 
стран доля промышленности — 15-20%, в НРС 
— менее 10%. Ведущие тенденции — рост объема 
производства при углублении специализации 
и кооперации различных машиностроительных 
отраслей, расширение сфер использования, 
улучшение потребительских свойств конечной 
продукции. Особенностью машиностроения 
развитых стран является растущее многообразие 
продукции машиностроения, ее высокое 
качество и конкурентоспособность. Доля 
машиностроительной продукции в экспорте 
Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции 
— 45-48%.
Машиностроение принято делить 
на следующие подразделения: общее машиностроение 
(производство средств производства и 
станкостроение), электротехника и электроника, 
транспортное и сельскохозяйственное 
машиностроение.
Полный объем тяжелого машиностроения 
(горно-шахтное, металлургическое, научно-прессовое 
оборудование и др.) представлен в ведущих 
развитых странах. Лидерами в станкостроении 
являются Япония, Германия, США, Англия, 
Швеция и Швейцария. На долю развивающихся 
стран приходится менее 10% выпуска станков 
(Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Индия).
Из недр электротехнической 
промышленности быстро выдвинулась электронная 
индустрия, являющаяся в настоящее время 
наиболее динамичной отраслью, продукция 
которой используется во всех сферах (ежегодно 
реализуется продукции на более чем 1 трлн. 
долл.). В объеме производимой продукции 
на долю электронных машин и ПК приходится 
около 50%, электронных компонентов (микросхемы, 
диски, процессоры и т. п.) — 30%, бытовой 
электроники — 20%. Электроника развивается 
в направлении миниатюризации изделий, 
повышения их надежности, долговечности 
и качества. В разработке новых процессоров, 
микросхем и компьютерных систем, а также 
программного обеспечения лидерами являются 
США и Япония. В производстве комплектующих 
и бытовой электроники заметную роль играют 
Республика Корея, страны Юго-Восточной 
Азии.
Транспортное машиностроение 
развивается в направлении совершенствования 
конструкций, повышения экономичности 
двигателей и уменьшения токсичности 
выбросов, использования новых материалов, 
компьютеризации обслуживания и управления, 
повышения надежности и безопасности. 
В производстве автомобилей ведущими 
компаниями являются: «Дженерал Моторс» 
(около 9 млн. автомобилей в год), «Форд» 
(7 млн.), «Тойота» (5 млн.), «Фольксваген» 
(4,5 млн.), «Нисан» (3 млн.), «Фиат» (2,8 млн.). 
Из развивающихся стран собственное автомобилестроение 
налажено в Южной Корее, Бразилии, Турции 
и Индии. Быстрыми темпами растет автомобилестроение 
в Китае.
В мировом судостроении и производстве 
железнодорожного подвижного состава 
наряду с развитыми странами все более 
заметную роль играют развивающиеся страны. 
В судостроении на долю Японии и Ю. Кореи 
приходится более 50% мировой сборки морских 
судов.
Крупнейшей авиакосмической промышленностью 
(по объему производимой продукции и технологических 
разработок) располагают США (около 75% 
производства авиатехники развитых стран) 
и Россия. Из других стран авиакосмическим 
производством выделяются Франция и Англия.
Машиностроение — ведущий комплекс промышленности, 
обеспечивающий оборудованием все другие 
комплексы. В 2007 г. на вид экономической 
деятельности “Производство машин и оборудования” 
пришлось 6% объема отгруженных товаров 
собственного производства страны, здесь 
было занято 1,1 млн. чел. или 1/10 всех занятых 
в промышленности, функционировало более 
22 тыс. предприятий или более 5% предприятий 
обрабатывающих производств.
Машиностроение — одна из отраслей 
отечественной промышленности, значительно 
пострадавшая от экономического кризиса. 
Основные причины кризиса отечественного 
машиностроительного комплекса:
  - демилитаризация экономики;
  - возросшая в 1990-е гг. конкуренция 
  зарубежных средств производства и предметов 
  потребления;
  - резкое сужение рынка сбыта 
  продукции отрасли в самой России и в остальных 
  странах СНГ — основных ее потребителях;
  - прогрессирующий моральный 
  и физический износ оборудования машиностроительных 
  предприятий.
Начиная с 1999 г. положение в 
отечественном МК стало улучшаться. В 
развитии машиностроения приоритетными 
являются два основных направления. Первое 
связано с решением социальных проблем: 
выпуск машин и оборудования для агропромышленного 
комплекса, легкой промышленности, медицинской 
техники и оборудования. Второе — развитие 
электроэнергетической и электротехнической 
промышленности, производства вычислительной 
техники, приборостроения и станкостроения.
Машиностроение относится к 
числу наиболее распространенных в территориальном 
отношении отраслей. Но в одних районах 
оно имеет профилирующее значение, а в 
других удовлетворяет внутренние потребности, 
дополняет промышленный комплекс. Почти 
90% продукции МК производится в европейской 
части России. В Сибири и на Дальнем Востоке 
отрасль представлена в основном предприятиями 
электротехнической промышленности, тракторного 
и сельскохозяйственного машиностроения, 
по выпуску кузнечно-прессового и литейного 
оборудования. Рациональность дальнейшего 
размещения предприятий МК в этих районах 
обусловливается возрастающей потребностью 
в продукции, а также наличием энергии, 
топлива, металла, водных ресурсов, промышленных 
площадок, пригодных к строительству. 
Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие 
отрасли.