Экономическое положение России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Экономическая география – наука, изучающая размещение и территориальную организацию субъектов мирового хозяйства. Одна из ее основных частей – регионалистика (региональная социально – экономическая география ), анализирующая закономерности территориальной организации общественных процессов в конкретных районах страны. Особенностью является рассмотрение в ней объектов с точки зрения территориальной организации , то есть размещения , взаиморасположения, взаимодействия и управления.

Содержание работы

1.Введение.
2.Общие географические сведения о России.
3.География машиностроения.
4.Экономические связи России с КНР,КНДР,МНР и Кубой.
5.Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

География.docx

— 36.63 Кб (Скачать файл)

1.Введение.

2.Общие географические  сведения о России.

3.География машиностроения.

4.Экономические связи России с КНР,КНДР,МНР и Кубой.

5.Список используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Экономическая география – наука, изучающая размещение и территориальную организацию субъектов мирового хозяйства. Одна из ее основных частей – регионалистика (региональная социально – экономическая география ), анализирующая закономерности территориальной организации общественных процессов в конкретных районах страны. Особенностью является рассмотрение в ней  объектов с точки зрения территориальной организации , то есть размещения , взаиморасположения, взаимодействия и управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Общие географические  сведения о России.

     Географическое  положение включает в себя  три компонента – физико – географическое положение, экономико – географическое и геополитическое положение и означает особенности положения страны или другого географического объекта на физической, экономической и политической картах мира.

     Физико – географическое положение России ( то есть положение по отношению к основным природным объектам Земли – материкам и океанам, полюсам, экватору ,начальному меридиану ) характеризуется понятием «северность».

     Россия расположена  в северной части материка  Евразия ,занимает около 40% площади Европы и 30% площади Азии. Расстояние между крайней северной материковой точкой (мыс Челюскин ) и крайней южной ( граница с Азербайджаном у г. Базардюзю ) – около 4 тыс. км ,между крайней восточной (мыс Дежнева) – около 9 тыс. км.

    Россия – самое  северное государство мира. Почти 2/3 ее территории относится к  зоне Севера. Россия расположена между 78 и 41 градусом с. ш. , в то время как зарубежная Европа – между 71 и 36 градусом, а США (без Аляски ) – между 49 и 25 градусом с. ш.

    Специфическое  физико-географическое положение  влияет на возможности экономического  развития. В первую очередь это  относится к сельскому хозяйству: в России зона рискованного  земледелия охватывает около 95% территории.

    «Северность» России накладывает существенные ограничения на освоение территории. Громадные издержки страна несет из – за необходимости обогрева зданий, увеличения объемов конструкционных материалов, производство теплой одежды и обуви, строительства и поддержания дорожно-транспортной сети, укрепления инженерных сооружений.

    Экономико-географическое положение России – это отношение какого-либо места, района или города к внешней среде, имеющей то или иное экономическое значение.

    Компоненты экономико-географического  положения- транспортно-географическое, промышленно-географическое, агропромышленное, рыночное. Транспортно-географическое положение страны, то есть положение относительно важнейших международных транспортных путей, в Российской империи и СССР характеризовалось тем, что имелось четыре достаточно обширных выхода в Мировой океан: Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский. Геополитическое положение России – оценка места страны на политической карте мира – также существенно изменилось. В геополитическом положении России в 90-е годы ХХ в. Произошли следующие изменения:

1.По периметру России  образовались новые суверенные  государства, в том числе непосредственно  на границе пять государств-членов  СНГ и три государства Балтии.

2.По отношению к России возникло ближнее и дальнее зарубежье.

3.Образовались частично  «прозрачные» границы с ближним  зарубежьем, к 18 субъектам Федерации, бывшим пограничными в рамках  СССР, прибавилось еще 25.

4.Было ликвидировано военное  присутствие России в ряде  стран Европы.

5.Блок НАТО расширился  на восток, к границам России.

6.Образовался анклав –  Калининградская область.

   Появление на границах  России восьми новых государств  потребовало разработки многих  новых вопросов во внешней  политике России. В частности, очень  важны для страны отношения  с Украиной, ставшей одним из  крупнейших государств Европы. Экономический  и геополитический потенциал  Украины вызывает повышенное  внимание к ней со стороны США  и Западной Европы.

  Положение России  в зоне Каспийского бассейна  существенно изменилось. Каспийское  море, бывшее раньше фактически  внутренним озером СССР, становится  ареной взаимоотношений пяти  независимых государств – России, Азербайджана, Ирана, Туркменистана и Казахстана. Каждое из них имеет свои притязания на минеральные и биологические ресурсы Каспия.

  Серьезный вопрос  – взаимоотношения с мусульманскими  государствами на юных рубежах России, а также странами Юго-Восточной Азии.

  По суше Россия граничит на северо-западе с Норвегией и Финляндией, на западе и юго-западе — с Эстонией, Латвией, Белоруссией, на юге — с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, на юго-востоке — с КНДР.

  Большая часть морских границ проходит на севере, по водам морей Северного Ледовитого океана и на востоке — по морям Тихого океана. На севере Россия граничит с США, Канадой, на востоке — с США, Японией. На западе имеются морские границы со Швецией, Польшей, Германией и другими прибалтийскими государствами, на юге — с Украиной, Грузией (по водам Азовского и Черного морей). Границы с Азербайджаном и Казахстаном проходят по водам внутреннего Каспийского моря. До распада СССР Россия граничила лишь с во-семью зарубежными государствами, а границы с Украиной, Белоруссией, Казахстаном и др. в пределах бывшего СССР были внутренними. Границы, совпадающие с рубежами СССР, большей частью закреплены в международных договорах, они оборудованы пограничными заставами и таможнями, охраняются пограничными войсками. Значительная часть границ с государствами СНГ пока не обладает всеми атрибутами, присущими государственной границе, и является достаточно «прозрачной» для проникновения людей и грузов. Такая ситуация, к сожалению, наносит ущерб хозяйству страны и представляет собой угрозу для ее безопасности.

   Россия находится одновременно в трех климатических поясах, отличающихся господствующими воздушными массами и радиационным режимом. Среди них: умеренный, арктический и субарктический. Если брать отдельный климатический пояс, то даже в его пределах имеются зональные различия, что прежде всего, характерно для умеренного пояса, где климат тайги может смениться климатом пустыни.

   К арктическому российскому поясу относится побережье Северного Ледовитого океана в Сибири, включая все его острова, (за исключением самого южного острова Новой Земли), острова Вайгача и Колгуева, а также другие острова, которые находятся в Баренцевом море, а точнее – в южной его части. В этом районе очень мало солнечной радиации и поступает она сюда только летом, все остальное время здесь преобладает холодный арктический воздух. Западная часть пояса теплее благодаря влиянию Атлантики. Все солнечное тепло, которое поступает на территорию этого пояса летом, в значительном количестве теряется из-за отражения лучей снегом и льдом.

    Субарктический пояс  начинается от Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири, а на северном востоке протягивается до 60° северной широты. Характерной особенностью данного пояса является постоянная смена воздушных масс в течении сезонов. Зима здесь суровая, а лето достаточно прохладное (температура воздуха в июле колеблется от +4°С на самом южном острове новой Земли до +14°С в районе южной границы пояса). Следует также отметить, что заморозки могут произойти в любой из месяцев. Невысокие температуры приводят к постоянной повышенной влажности воздуха и заболоченности региона. В пределах этого пояса можно выделить три климатических области, которые имеют разный климат. Сибирская субарктическая область самая суровая, здесь на территории России наблюдаются самые низкие средние температуры в январе. Две остальных области — Атлантическая и Тихоокеанская не такие суровые, зимой сюда попадает теплый воздух с умеренных широт. Что касается осадков, то на территории субарктического пояса их выпадает разное количество, от 400 мм на равнинах до 1000 мм на вершинах плато Путорана. В летнее время ветры с моря не позволяют воздуху нагрется, в связи с чем, на этой территории формируется климат и тундр, и лесотундр, а в Сибирской области — редколесий и северной тайги.

 

 Третий Российский климатический пояс – это умеренный. Его особенностью является господство воздушных масс, приходящих с умеренных широт в течение круглого года. Вместе с этим, большие различия наблюдаются в количестве солнечной радиации, которая в разные сезоны года поступает на поверхность. Зимой ее поступает мало, при этом значительная часть отражается снежным и ледовым покровом, а летом приток солнечного тепла увеличивается. Поэтому вполне естественно, что в этом поясе холодная зима и теплое лето. По всей территории пояса с севера на юг, а также с востока на запад климат сильно меняется. При этом, с северных границ, по мере продвижения на южные, увеличивается сухость воздуха и уменьшается количество осадков. Также характерными является перемена в структуре баланса приходящей энергии, с чем связаны изменения климатических зон в пределах пояса от климата тайги до климата пустыни. Помимо этого температурные изменения происходят и с запада на восток, причиной чего являются циркуляционные условия, т.е.  повторяемость воздушных масс. Таким образом, в третьем климатическом поясе России выделяются четыре подтипа: муссонный, резко континентальный, континентальный и умеренно-континентальный.

3.География машиностроения.

Машиностроение — главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% ВВП и примерно столько же от общей численности занятых в экономике. Аналогичные показатели для НИС, для других развивающихся стран доля промышленности — 15-20%, в НРС — менее 10%. Ведущие тенденции — рост объема производства при углублении специализации и кооперации различных машиностроительных отраслей, расширение сфер использования, улучшение потребительских свойств конечной продукции. Особенностью машиностроения развитых стран является растущее многообразие продукции машиностроения, ее высокое качество и конкурентоспособность. Доля машиностроительной продукции в экспорте Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции — 45-48%.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения: общее машиностроение (производство средств производства и станкостроение), электротехника и электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Полный объем тяжелого машиностроения (горно-шахтное, металлургическое, научно-прессовое оборудование и др.) представлен в ведущих развитых странах. Лидерами в станкостроении являются Япония, Германия, США, Англия, Швеция и Швейцария. На долю развивающихся стран приходится менее 10% выпуска станков (Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Индия).

Из недр электротехнической промышленности быстро выдвинулась электронная индустрия, являющаяся в настоящее время наиболее динамичной отраслью, продукция которой используется во всех сферах (ежегодно реализуется продукции на более чем 1 трлн. долл.). В объеме производимой продукции на долю электронных машин и ПК приходится около 50%, электронных компонентов (микросхемы, диски, процессоры и т. п.) — 30%, бытовой электроники — 20%. Электроника развивается в направлении миниатюризации изделий, повышения их надежности, долговечности и качества. В разработке новых процессоров, микросхем и компьютерных систем, а также программного обеспечения лидерами являются США и Япония. В производстве комплектующих и бытовой электроники заметную роль играют Республика Корея, страны Юго-Восточной Азии.

Транспортное машиностроение развивается в направлении совершенствования конструкций, повышения экономичности двигателей и уменьшения токсичности выбросов, использования новых материалов, компьютеризации обслуживания и управления, повышения надежности и безопасности. В производстве автомобилей ведущими компаниями являются: «Дженерал Моторс» (около 9 млн. автомобилей в год), «Форд» (7 млн.), «Тойота» (5 млн.), «Фольксваген» (4,5 млн.), «Нисан» (3 млн.), «Фиат» (2,8 млн.). Из развивающихся стран собственное автомобилестроение налажено в Южной Корее, Бразилии, Турции и Индии. Быстрыми темпами растет автомобилестроение в Китае.

В мировом судостроении и производстве железнодорожного подвижного состава наряду с развитыми странами все более заметную роль играют развивающиеся страны. В судостроении на долю Японии и Ю. Кореи приходится более 50% мировой сборки морских судов.

Крупнейшей авиакосмической промышленностью (по объему производимой продукции и технологических разработок) располагают США (около 75% производства авиатехники развитых стран) и Россия. Из других стран авиакосмическим производством выделяются Франция и Англия.

Машиностроение — ведущий комплекс промышленности, обеспечивающий оборудованием все другие комплексы. В 2007 г. на вид экономической деятельности “Производство машин и оборудования” пришлось 6% объема отгруженных товаров собственного производства страны, здесь было занято 1,1 млн. чел. или 1/10 всех занятых в промышленности, функционировало более 22 тыс. предприятий или более 5% предприятий обрабатывающих производств.

Машиностроение — одна из отраслей отечественной промышленности, значительно пострадавшая от экономического кризиса. Основные причины кризиса отечественного машиностроительного комплекса:

  • демилитаризация экономики;

  • возросшая в 1990-е гг. конкуренция зарубежных средств производства и предметов потребления;

  • резкое сужение рынка сбыта продукции отрасли в самой России и в остальных странах СНГ — основных ее потребителях;

  • прогрессирующий моральный и физический износ оборудования машиностроительных предприятий.

Начиная с 1999 г. положение в отечественном МК стало улучшаться. В развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для агропромышленного комплекса, легкой промышленности, медицинской техники и оборудования. Второе — развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.

Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Почти 90% продукции МК производится в европейской части России. В Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий МК в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.

Информация о работе Экономическое положение России