Анализ деятельности ЦБ РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – методы и регулирования коммерческих банков как функция ЦБ.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность ЦБ как основного регулирующего органа.
2. Провести анализ деятельности ЦБ РФ
3. Рассмотреть перспективы развития системы банковского надзора.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. ЦБ как основной регулирующий орган…………………………...5
1.1. Характеристика ЦБ, задачи и функции ЦБ…………………….....5
1.2. ЦБ как орган банковского регулирования и надзора……………10
1.3. Методы регулирования, используемые ЦБ……………………….…..14
Глава 2. Анализ деятельности ЦБ РФ………………………………………….…18
2.1. Анализ деятельности ЦБ за деятельностью коммерческих банков….18
2.2. Анализ основных методов надзора за деятельностью
коммерческих банков………………………………………………………....27
Глава 3. Перспективы развития системы банковского надзора…………....37
Заключение…………………………………………………………………….44
Список используемой литературы…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

методы надзора и регулирования коммерческих банков как функция Центрального банка2 (курсовая).doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

За 2009 год было зарегистрировано 13 вновь созданных кредитных организаций, в том числе 8 банков и 5 небанковских кредитных организаций, против 12 кредитных организаций за 2008 год (8 банков и 4 небанковские кредитные организации).

В 2009 году продолжался  процесс реорганизации кредитных  организаций — 12 кредитных организаций  были присоединены к другим кредитным  организациям.

2009 год характеризовался  увеличением участия иностранного капитала в российской банковской системе. Количество кредитных организаций со 100 % иностранным участием в уставном капитале увеличилось с 77 до 82, также увеличилось и количество кредитных организаций с долей участия нерезидентов более 50% выросло с 76 до 82 (в 2008 году — с 65 до 86).

В 2009 году незначительно  уменьшилось число филиалов действующих  кредитных организаций — на 1.01.2010 их количество составило 3183 против 3470 на 1.01.2009, а за 2008 год напротив наблюдается увеличение с 3455 до 3 470.

В 2009 году сохранилась  тенденция к увеличению количества внутренних структурных подразделений  кредитных организаций, таких как  дополнительные офисы, операционные офисы  и передвижные пункты кассовых операций.

Таким образом, наблюдается снижение числа зарегистрированных, действующих кредитных организаций, имеющих генеральную и валютную лицензию. Число ликвидированных  кредитных организаций увеличилось  за весь рассматриваемый период, несмотря на то, что Банк России в 2009 году разрешил реструктуризацию кредитов без последствий для резервирования и ослабил критерии для просроченной задолженности.

Как известно банковская деятельность характеризуется рискованностью, снизить которую, и призван пруденциальный надзор. На банки влияют различные виды рисков. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Кредитный риск включает в себя качество кредитного портфеля по уровню качества выданных ссуд, а также наличие задолженности, которое показывает качество обслуживания долга.

В 2009 году наблюдалось  нарастание кредитного риска российских банков. В связи с ухудшением финансового положения заемщиков и их способности обслуживать кредиты. За весь рассматриваемый период с 2007 по 2009 год наблюдается рост просроченной задолженности. Темпы прироста просроченной задолженности значительно повысились по сравнению с 2008 годом. При росте кредитов, депозитов и прочих размещенных средств на 39,5% объем просроченной задолженности увеличился на 129,2% и на 1.01.2010 составил 422,0 млрд. рублей. Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме выданных кредитов за 2009 год повысился с 1,3 до 2,1%. Наиболее быстро росла просроченная задолженность по кредитам нефинансовым организациям: за 2008 год она увеличилась в 3,1 раза, в то время как объем данных кредитов вырос в 1,3 раз.

Количество  кредитных организаций, у которых  уровень просроченной задолженности  в кредитном портфеле составляет не более 1%, сократился с 463 до 320, а число кредитных организаций с уровнем просроченной задолженности от 1% и свыше 8 % возрастает за весь рассматриваемый период (диаграмма 2).

В 2008 году число  кредитных организаций, имеющих высокий (свыше 8%) уровень просроченной задолженности в кредитном портфеле, возросло с 28 до 63. Доля этих банков в активах банковского сектора на 1.01.2010 составила 2,2%.

За период с 2006 по 2009 год наблюдается рост кредитных  организаций, имеющих как высокий  так и низкий уровень просроченной задолженности.

Диаграмма 29.

 

В соответствии с международной практикой банковского надзора, о высоком кредитном риске свидетельствует доля неработающих кредитов, превышающая 10% величины совокупного кредитного портфеля.

По состоянию  на 1.01.2010 согласно отчетности кредитных  организаций доля стандартных ссуд в общем объеме ссудной задолженности банковского сектора составляла 51,6%, доля проблемных ссуд — 1,8%, безнадежных — 1,8% (на 1.01.2009 — 51,3; 1,0 и 1,5% соответственно), что ниже уровня кредитного риска, характерного для кризиса «плохих» долгов. Т.е. просматривается хорошее качество кредитного портфеля в рассматриваемом периоде. А соответственно и низкий уровень кредитного риска (диаграмма 3).

  Однако динамика просроченной задолженности на фоне более низких темпов роста кредитного портфеля может привести к существенному ухудшению качества кредитного портфеля уже в 2010 году.

Диаграмма 310.

 

Количество  кредитных организаций, кредитные  портфели которых более чем наполовину состояли из стандартных ссуд, по итогам 2009 года сократилось с 437 до 322 (удельный вес таких банков в совокупных активах банковского сектора практически не изменился — 42,1% на 1.01.2009 и 42,6% на 1.01.2010). В 2009 году повышение кредитного риска обусловило наращивание резервов на возможные потери по ссудам (РВПС). В целом сформированный по состоянию на 1.01.2009 РВПС составил 4,5% от фактической ссудной задолженности, в том числе 41,4% от проблемных ссуд и 86,1% от безнадежных ссуд (на 1.01.2008 эти показатели составляли 3,4; 35,1 и 86,9% соответственно).

Практически на все отчетные даты показатель фактически сформированного резерва у большинства банков полностью соответствовал минимальной требуемой величине. По состоянию на 1.01.2009 число банков, создавших РВПС в размере не менее 100% от расчетного, скорректированного с учетом фактора обеспечения, составляло 1038, а их удельный вес в активах банковского сектора — 98,0% (годом ранее — 1070 и 99,2% соответственно).

Проверки кредитных  организаций (их филиалов) за период с 2007 по 2209 проводились преимущественно  на плановой основе и были направлены на выявление на возможно ранних стадиях нарушений действующего законодательства, нормативных актов Банка России, рисков и проблем в деятельности кредитных организаций.

Основное внимание при проведении проверок уделялось  вопросам финансовой устойчивости кредитных организаций, оценки качества их активов, качества управления, организации и эффективности внутреннего контроля, выполнения законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По результатам проверок были приняты необходимые меры надзорного реагирования, проведены совещания с руководством кредитных организаций, в портфелях которых «сомнительные» векселя составляли наибольший объем. Повышенное внимание уделялось вопросам организации потребительского кредитования в кредитных организациях и их филиалах. Для выявления реального положения дел в секторе потребительского кредитования были проведены проверки 51 кредитной организации, предоставлявших наибольшие объемы потребительских кредитов.

В связи с кризисными явлениями  в экономике, в том числе в  банковском секторе, в IV квартале 2008 года акценты проверок были переориентированы на вопросы управления ликвидностью, своевременности проведения платежей, оценки перспектив деятельности кредитных организаций.

Диаграмма 411.

 

Всего в 2008 году уполномоченными  представителями Банка России было проведено 1510 проверок кредитных организаций (их филиалов).

Из общего числа проверок, проведенных в кредитных организациях (их филиалах), 299 (19,8%) были комплексными и 1211 (80,2%) тематическими. При этом в рамках комплексных проверок кредитных организаций было проведено 67 проверок их филиалов и 402 тематические проверки (из них 44 в филиалах Сбербанка России ОАО, где проводились только тематические проверки).Всего в 2008 году проверки были проведены в 824 кредитных организациях (72,5% от количествадействующих на 1.01.2008 кредитных организаций) и 462 филиалах кредитных организаций (13,4% от количества действующих на 1.01.2008 филиалов кредитных организаций), включая 44 филиала Сбербанка России ОАО (5,4% от количества действующих на 1.01.2008 филиалов Сбербанка России ОАО).

На внеплановой основе в 2008 году уполномоченными представителями Банка России проведено 389 проверок (26% от общего количества проведенных проверок).

Из общего числа внеплановых  проверок 98 проверок (25,2% от их общего количества) были проведены на основании решений руководства Банка России. В ходе таких проверок основное внимание уделялось тем видам банковской деятельности, которые связаны с повышенными рисками, в частности, оценке качества активов кредитных организаций, состоянию ликвидности, соблюдению расчетной дисциплины, в том числе своевременности и полноте проведения клиентских платежей.

В ходе проведенных в 2008 году проверок выявлены 16 997 нарушений в деятельности кредитных организаций (их филиалов).

Наибольшее количество нарушений касается требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — 4651, или 27,4% от общего числа нарушений. Значительную часть составили нарушения при проведении кредитных операций — 3794 (22,3%), организации работы по ведению бухгалтерского учета — 1569 (9,2%), достоверности учета и отчетности — 1334 (7,8%). Нарушение порядка совершения кассовых операций было допущено в 1013 случаях (6%), требований валютного законодательства — в 862 случаях (5,1%).

В отчетный период на постоянной основе проводилась работа по повышению качества инспекционной деятельности, эффективности и уровня предпроверочной подготовки, совершенствованию методической базы инспекционной деятельности, усилению контроля за качеством актов проверок.

В целях повышения  качества проверок, оптимизации процесса проверок проводился текущий мониторинг хода и предварительного результата проверок, были разработаны технологические карты проверки кредитной организации по оценке качества ссудной задолженности юридических лиц, оценке кредитного риска по вексельной задолженности третьих лиц, оценке деятельности кредитной организации в области потребительского кредитования, проверки активных операций с ценными бумагами.

В 2009 году возросли роль и значение межрегиональных инспекций Главной инспекции кредитных организаций в планировании и организации инспекционной деятельности, повышении качества проверок кредитных организаций. Специалисты межрегиональных инспекций приняли непосредственное участие в 47 проверках, проанализировали около 900 актов проверок, проведенных территориальными учреждениями Банка России. По 199 актам проверок в адрес территориальных учреждений были направлены заключения по совершенствованию инспекционной деятельности.12

Таким образом, можно сделать сказать, что за рассматриваемый период в динамике всех показателей  имеет место ухудшение по всем статьям, это обусловлено всемирным финансовым кризисом 2007-2008г.г. Повышенное внимание уделялось именно преодолению кризиса. Однако к началу 2009г. наблюдается рост стабильности и финансовой устойчивости, из чего можно сделать вывод о правильности принятия решений Банком России по преодолению кризисной ситуации. Дальнейшее регулирование должно быть направлено на финансово устойчивые банки.

 

2.2. Анализ  основных методов надзора за  деятельностью

 коммерческих  банков

 

Эффективность банковского надзора - сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.

Обычно, когда рассматривают  вопрос об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют  в виду адекватность достигнутых  в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.).

С учетом этого положения  критерием эффективности банковского надзора будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.

В широком смысле такой целью для банковского надзора будет обеспечение стабильности банковской системы. Методологической проблемой установления критериев по этой цели является определение "вклада" банковского надзора в уровень достижения цели. Но в принципе это возможно.

В узком смысле целью банковского надзора является сокращение количества и объемов правонарушений в банковской сфере. Определение этого критерия с методической точки зрения не представляет сложности.

Таким образом, конечный результат, т. е. совокупность объективных  последствий банковского надзора, - это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта надзора, изменений, происходящих под влиянием надзора в управленческой деятельности. Невозможно судить об итогах контроля без выявления практических результатов, которые он оказал на содержание деятельности проверяемого субъекта. Учет последствий надзора для управленческой деятельности тем более необходим, т. к. под эффективностью надзора подразумевается достижение не всякого положительного результата, а только того, который является следствием надзора. Если надзорный орган обнаружил какие-то недостатки или нарушения, выяснил, кто в них персонально виноват, он обязан не только принять меры к виновным, но, прежде всего, указать пути и способы улучшения работы, как и кто должен устранить выявленные недостатки или нарушения, установить для этого определенный срок, а затем проверить исполнение.

Однако результаты банковского надзора будут неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение надзора могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. Степень эффективности надзора тем выше, чем меньше усилий и средств затрачивается на достижение положительного результата. В этой связи одним из критериев эффективности банковского надзора является его экономичность.

Информация о работе Анализ деятельности ЦБ РФ