Анализ деятельности ЦБ РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – методы и регулирования коммерческих банков как функция ЦБ.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность ЦБ как основного регулирующего органа.
2. Провести анализ деятельности ЦБ РФ
3. Рассмотреть перспективы развития системы банковского надзора.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. ЦБ как основной регулирующий орган…………………………...5
1.1. Характеристика ЦБ, задачи и функции ЦБ…………………….....5
1.2. ЦБ как орган банковского регулирования и надзора……………10
1.3. Методы регулирования, используемые ЦБ……………………….…..14
Глава 2. Анализ деятельности ЦБ РФ………………………………………….…18
2.1. Анализ деятельности ЦБ за деятельностью коммерческих банков….18
2.2. Анализ основных методов надзора за деятельностью
коммерческих банков………………………………………………………....27
Глава 3. Перспективы развития системы банковского надзора…………....37
Заключение…………………………………………………………………….44
Список используемой литературы…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

методы надзора и регулирования коммерческих банков как функция Центрального банка2 (курсовая).doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

  Регулирующие и надзорные функции  ЦБ РФ осуществляются через  действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения ЦБ РФ, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров, а его руководитель назначается Председателем ЦБ РФ из числа членов Совета директоров.

  В целях обеспечения устойчивости  кредитных организаций ЦБ РФ  может устанавливать следующие  обязательные нормативы: 

• минимальный  размер уставного капитала для создаваемых  кредитных организаций', размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

  • предельный размер имущественных  (не денежных) вкладов в уставный  капитал кредитной организации; 

  • максимальный размер риска  на одного заемщика или группу  связанных заемщиков (являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними) — устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25%

  размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);

  • максимальный размер крупных  кредитных рисков. Устанавливается  как выраженное в процентах  отношение совокупной величины  крупных кредитных рисков и  размера собственных средств  (капитала) кредитной организации (банковской группы). Крупный кредитный риск — сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5% собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);

  • нормативы ликвидности кредитной  организации. Они определяются  как:

  отношение ее активов и пассивов  с учетом сроков, сумм и типов  активов и пассивов и других факторов;

  отношение ее ликвидных активов  (наличных денежных средств, требований  до востребования, краткосрочных  ценных бумаг, других легкореализуемых  активов) и суммарных активов;

нормативы достаточности собственных средств (капитала). Оп­ределяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;

размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков. ЦБ РФ регулирует размеры и  порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам;

минимальный размер резервов, создаваемых под  риски. ЦБ РФ определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения  резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков;

нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации  для приобретения акций (долей) других юридических лиц. Определяются как  выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);

максимальный  размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных  кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам). Определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Норматив не может превышать 50%6.

 

1.3. Методы регулирования, используемые ЦБ

 

Механизм  регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций Центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.

  Достижение поставленных задач  по управлению платежным оборотом  в едином экономическом пространстве  достигается Центральным банком  путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые административные методы вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и пространстве. Использование косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.

  К административным методам относятся  прямые ограничения (лимиты) или  запреты, устанавливаемые Центральным  банком в отношении количественных  и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

  квотирование отдельных видов  пассивных и активных операций;

  введение, потолков (или лимитов)  на выдачу различных категорий  ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

  ограничение на открытие филиалов  и отделений и т.д.;

  лимитирование размеров комиссионного  вознаграждения, тарифов за оказание  различных видов услуг, процентных  ставок;

  определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций и т.д. (так называемое контингентирование).

  К экономическим методам управления  совокупным денежным оборотом  и регулирования банковских операций  относятся мероприятия, использование  которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные (когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие (отличающиеся гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации). Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих — Центрального банка.

  К нормативным методам воздействия  относится использование таких  инструментов воздействия, как  отчисления в фонд регулирования  кредитных ресурсов, коэффициенты  ликвидности и достаточности  банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим — учетная политика (учетное окно) и операции на открытом рынке.

  Нормативные методы применяются  путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

  Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

  Для плановой административно-командной  экономики в целом характерно  преобладание административных  методов управления, когда основные  направления денежно-кредитной политики  Центрального банка непосредственно диктуются как обязательные для исполнения всеми существующими банковскими учреждениями. Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа, где развитие процессов саморегуляции на микроуровне предполагает проведение самостоятельной денежно-кредитной политики каждым кредитным учреждением второго уровня, эффективность и результаты которой определяют как его статус, так и дальнейшую роль в банковской системе, и стимулируют конкуренцию.

  В большинстве стран в целях  управления и регулирования банковских операций Центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков7.

  В банковском законодательстве  нашей страны юридически закрепляется  переход от чисто административных  к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной эмиссии, уровня банковских процентных ставок. Изменены принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими банками: Центральный банк не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Это создает предпосылки для формирования совершенно иных форм взаимодействия регулирующего органа в лице государственного Центрального банка и низовых кредитных учреждений.

  В новых условиях основными  инструментами реализации установок  денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, должны являться:

  установление минимальных резервных  требований;

  определение размеров рефинансирования  коммерческих банков (установление  учетной ставки и ставки ломбардного  — под залог ценных бумаг  — кредита);

  операции на открытом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ деятельности ЦБ РФ

2.1. Анализ деятельности ЦБ за  деятельностью коммерческих банков 

 

Под влиянием экономического кризиса текущее состояние банковской отрасли в России характеризуется процессами снижения качества активов, трудностями в формировании ресурсной базы. Происходящие качественные и количественные изменения в современном банковском бизнесе требуют повышенного внимания со стороны органов регулирования.

Мероприятия, проводимые Банком России, направлены на приближение банковского регулирования к общепринятым международным стандартам, однако процесс преобразования еще не завершен.

Поэтому данная ситуация определяет необходимость проведения анализа условий банковского контроля и надзора в России.

Надзор  за деятельностью кредитных организаций осуществляется на всех стадиях её деятельности от регистрации и лицензирования до ликвидации кредитной организации. Соответственно для выявления недостатков, необходим анализ на всех этапах деятельности.  Проанализируем первый этап Принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности.

На основании  данных диаграммы 1 следует, что в 2010 году сохранилась тенденция предыдущих лет к сокращению общего количества зарегистрированных кредитных организаций. За рассматриваемый период общее количество зарегистрированных кредитных организаций сократилось с 1345 до 1178. Сократилось и количество действующих кредитных организаций с 1189 в 2008 году до 1108 в 2009. Также сокращение наблюдается и на 01.01.2010 до 1058. Таким образом, за рассматриваемый период в 3 года наблюдается снижение, на что в большей мере повлиял мировой финансовый кризис, наблюдавшийся как раз в рассматриваемый период. Однако, уменьшение числа зарегистрированных  и действующих кредитных организаций не говорит об ослаблении банковской системы.  Напротив, слабые кредитные организации не выдерживают воздействие    кризиса и таким образом, происходит своеобразное оздоровление банковской системы, вытеснение из неё посредствам кризиса не стабильных, не конкурентоспособных и финансово не устойчивых кредитных организаций. А дальнейшее пруденциальное регулирование должно ориентироваться именно на оставшиеся кредитные организации, т.е. которые оказались более финансово устойчивыми.

 

Диаграмма 18.

 

Количество действующих кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию на осуществление банковских операций, в 2009 году в сравнении с предыдущим годом также сократилось — c 298 до 291. Однако если сравнивать предыдущие года, а именно 2008 год с 2007 произошло небольшое увеличение количества кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию.

Информация о работе Анализ деятельности ЦБ РФ