Японский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение отличительных особенностей японского менеджмента.
Для достижения цели ставятся задачи:
ознакомится с теоретическими основами японского менеджмента,
изучить особенности японского менеджмента,
рассмотреть практические аспекты японского менеджмента.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы японского менеджмента ……...……………………….. 5
1.1 Философия и приоритеты японского менеджмента …………………………. 5
1.2 Принципы японского менеджмента …...………………………..……………. 9
1.3 Поведение в организации ……………………………………………………..13 1.4 Система планирования в японском менеджменте ……………………….…. 16
1.5 Система контроля в японском менеджменте …………………………….…. 18
2. Особенности японского менеджмента …………..…………………………… 20
2.1 Особенности японского менеджмента в системе управления персоналом.. 20
2.2 Система пожизненного найма ……………………………………………….. 21
2.3 Система оплаты труда ……………………………..…………………………. 24
2.4 Система должностей …...…………………………………………………….. 25
2.5 Система мотивации ……...…………………………………………………… 27
2.6 Система непрерывного обучения ……………………………………………. 28
2.7 Особенности японского менеджмента в системе управления качеством .. 29
3 Практические аспекты японского менеджмента …………...………………… 35
3.1 Анализ внедрения японского менеджмента на примере
Альянса Renault-Nissan …...………………………………………………….. 35
3.2 Пути внедрения японского менеджмента в России …………...…………… 38
Заключение ………...……………………………………………………………… 42
Список использованных источников ……………

Файлы: 1 файл

K.R.docx

— 83.19 Кб (Скачать файл)

Также в качестве отличительной черты следует выделить особую групповую организацию управления. Здесь отсутствуют жесткие структуры управления, персональная ответственность, индивидуальный учет производительности [14, с.216-217]. 

Следует заметить, что внимательное отношение к каждой особенности и учет каждой тенденции японского менеджмента позволит выбрать из них те, которые смогут повысить эффективность российского менеджмента. Ведь реализация этих особенностей в Японии сделала управление более гибким и целенаправленным.

Конечно, мы понимаем, что невозможно автоматически перенести всю систему японского менеджмента на российские предприятия. Однако, такие элементы японской системы менеджмента, как система пожизненного найма, система кадровой ротации, система подготовки на рабочем месте, система оплаты труда необходимо применять для положительных изменений системы управления в России.

Так, для того, чтобы российские предприятия эффективно функционировали, их руководителям необходимо создавать условия для долгосрочной занятости сотрудников. Кроме того, в условиях долгосрочного найма целесообразно применение системы кадровой ротации, что позволит персоналу не только избежать однообразной работы в течение длительного периода, но и будет способствовать их профессиональному росту, а также позволит им получить представление о различных аспектах деятельности предприятия и действовать именно в интересах всей компании. 
С учетом того, что немногие российские предприятия имеют собственные программы обучения сотрудников, представляется целесообразным использование в их деятельности системы подготовки на рабочем месте, что влияет на наличие перспективных потенциальных сотрудников, не имеющих узкоспециализированных знаний, а также способствует обеспечению профессионального роста работников.

Также необходимо обратить особое внимание на японскую систему оплаты труда: «плавающие» оклады, распределение доходов работника на основе экспертной оценки, бестарифная оплата труда. Такие методы оплаты труда способствуют созданию мотивационной среды на предприятии.

На наш взгляд следует внедрять японские подходы к управлению качеством. Ведь одной из причин всемирной известности японской техники является высокое качество продукции. И действительно, такой системы контроля качества нет ни в одной другой стране. Японские рабочие все как один чувствуют личную ответственность за производимую ими продукцию. С целью контроля качества создаются так называемые кружки качества, члены которых должны постоянно самосовершенствовать собственные знания и умения. Японские менеджеры придерживаются точки зрения, что лучше выявить брак на первых стадиях производства, нежели обнаружить неполадки, выпустив готовый продукт.

Сегодня в мировой практике большое значение в развитии компаний имеет четко разработанный план действий. И японцы здесь занимают лидирующее место. Они как нельзя лучше научились продумывать все возможные пути развития и успешно применяют данное умение на практике. В большинстве японских организаций план действий составляется как минимум на год вперед. Это позволяет избежать в будущем непредвиденных ситуаций и минимизировать затраты при решении возникающих проблем.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что внедрение японского менеджмента в российскую систему менеджмента должно быть продуманным и поэтапным, нацеленным на положительную динамику изменений сферы управления в России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основной целью выполнения курсовой работы являлось определение  отличительных особенностей японского менеджмента.

Для достижения этой цели нами был разработан комплекс взаимосвязанных задач: ознакомится с теоретическими основами японского менеджмента, изучить особенности японского менеджмента, рассмотреть практические аспекты японского менеджмента.

В процессе ознакомления с теоретическими основами японского менеджмента мы остановились на исследовании: философии и приоритетов японского менеджмента, применяемых принципов, поведения в организации, систем планирования и контроля.

В результате проведенной работы были сделаны выводы, что в современном японском менеджменте сочетаются традиционные и инновационные черты, что позволило японской экономике включиться в процесс мирового экономического сотрудничества и развития. Внедрение элементов европейского менеджмента и использование традиционных методов управления позволили Японии выйти из кризиса на современный экономический уровень. Основное отличие японского менеджмента от западного заключается в том, что японцы используют систему гласности и контроля качества продукции. Они не пытаются повысить доход путем увеличения объемов производства. Наоборот, стараются отдавать приоритет отслеживанию качества, нежели сверхпроизводству. Практика открытого обсуждения планов развития компании позволяет внедрять новые методы управления и производства без сопротивления со стороны сотрудников. Ведь они уже осведомлены о грядущих переменах и морально к ним готовы. Такой метод управления крайне отличается от западного, где руководство предпочитает ставить работников перед фактом внедрения изменений. Вообще в Японии человек с его потребностями и особенностями стоит в центре управленческой концепции. Еще К. Мацусита отмечал необходимость правильной оценки потенциала человека и создания условий для его продуктивного роста. Именно поэтому в Японии приоритет отдается – человеку и качеству продукции.

Именно этим был обусловлен подход к решению следующий задачи:  изучить особенности японского менеджмента. Мы остановились на системе управления персоналом и системе управления качеством. При изучении особенностей японской системы управления персоналом, мы остановились на следующих системах: пожизненного найма, оплаты труда, должностей,  мотивации, непрерывного обучения. При изучении особенностей японской системы управления качеством мы рассмотрели: кружки качества, систему «Канбан», комплексное управление качеством.

В результате изучения особенностей японских систем управления персоналом и управления качеством сделаны выводы, что японский менеджмент основан на учете социальных, культурных, исторических и национальных особенностей своей страны. Они учитывают и используют десятки специфических,  неповторимых элементов.

Нами выделены отличительные элементы японского менеджмента:

  • Система пожизненного найма и продвижение по служебной лестнице в зависимости от выслуги лет;
  • Организация групповой работы;
  • Оплата труда с учетом выслуги лет и вклада в рационализацию и качество процесса;
  • Система непрерывного обучения преимущественно на производстве.

В японском менеджменте, например, не человека подбирают под должность, а наоборот, тщательно изучив с помощью психологических тестов человека, определяют, какие обязанности ему можно поручить. Чтобы повысить статус и заработную плату руководителей, должностное положение которых не менялось уже несколько лет, хотя опыт и знания с годами растут, вводится система рангов и званий, позволяющих работнику расти по горизонтали. Принадлежность к определенной группе, фирме, преданность ей высоко ценятся в Японии. Они подкрепляются и усиливаются практикой долгосрочного, нередко пожизненного найма, организацией кружков качества, неформальным общением и контролем. Члены группы способны совмещать профессии, заменять друг друга и заинтересованы в ее успехе в целом. Ни в какой другой стране так не ценится психологическая атмосфера внутри группы, как в Японии: большую роль здесь играют «морально-психологические рычаги воздействия на личность».

Для решения третьей задачи: рассмотреть практические аспекты японского менеджмента мы проанализировали внедрение японского менеджмента на примере альянса Renault-Nissan и пути внедрения японского менеджмента в России.

В результате проведенного анализа сделаны выводы, что система японского менеджмента оказалась более приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская система. Японская модель менеджмента, являющаяся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации, так необходимую в современном динамичном мире. Нами предложены конкретные элементы японской системы менеджмента, в частности: система пожизненного найма, система кадровой ротации, система подготовки на рабочем месте, система оплаты труда, которые необходимо внедрять на российских предприятиях для повышения эффективности их деятельности. Но внедрение следует проводить с учетом тезы директора центра Стерлинского университета по изучению Японии профессора Жан-Пьер Лемана: «Японию нельзя воспринимать как модель, которую можно копировать. Ее следует использовать как зеркало, в котором нужно рассматривать собственные сильные и слабые стороны».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Басовский Л.Е. Менеджмент : учеб. пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 216 с.
  2. Веретнов В. Японский опыт в управлении бизнесом / В. Веретенов // Интернет-портал для управленцев. Раздел: Управление персоналом. – (http://www.management.com.ua/hrm/hrm045.html)
  3. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем / Н.А. Волгин. – М.: Экономика, 2010. – 256 с.
  4. Дорофеева Л.И. Менеджмент : учебник / Л.И.Дорофеева, М.В. Бгашев. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – 403 с.
  5. Дорофеев В.Д. Менеджмент : учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 440 с.
  6. Кабушкин Н.И. Основы  менеджмента : учебник / Н.И. Кабушкин. – 2-е издание, перераб.  и доп. – Минск: Новое знание, 2014. – 349 с.
  7. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент" / В.И. Кнорринг. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2011. – 528 с.
  8. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. –  6-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2009. – 560 с.
  9. Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: Опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров / А.Н. Курицын. – 2-е изд. – М.: Изд-во стандартов, 2007. – 198 с.
  10. Леонтьева Е.Л. Японские корпорации и корпоративные группы. Эволюция институтов : монография / Е.Л. Леонтьева. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. –    78 с.
  11. Международный менеджмент: учеб. для вузов / [под общей ред. С. Э. Пивоварова]. – СПб.: Питер, 2010. – 624 с.
  12. Менеджмент организации: учебное пособие. / [под общей ред. В.Е. Ланкина]. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 304 с.
  13. Пантелеева Е. Современный японский менеджмент / Е Пантелеева // Управление персоналом. – №14. – (http://www.top-personal.ru/issue.html? 2101)
  14. Пивоваров С.Э. Сравнительный менеджмент / С.Э. Пивоваров, И.А. Максимцев. – СПб: Питер. – 2008. – 480 с.
  15. Пшенников В.В. Японский менеджмент. Уроки для нас / В.В. Пшенников. – М.: Изд-во: Япония сегодня. – 2000. – 215 с.
  16. Рохмина Е.Б. Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента /  Е.Б. Рохмина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. –  2014. – № 2. – (http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3788).
  17. Семенов А.К. Основы менеджмента / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – 5-е изд., перераб.  и доп. – М.: Дашков и К., 2008. – 556 с.
  18. Симхович В. Истоки современной японской системы управления / В. Симхович В. // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – № 6. – С. 114-120.
  19. Трегубов В.  Нужен ли нам опыт японского менеджмента? / В. Трегубов // Интернет-портал HR Лига. – Сообщество кадровиков и специалистов по управлению персоналом. – (http://hrliga.com/index.php?module=profession&

op=view&id=265)

  1. Чалых Я.Н. Анализ системы японского менеджмента / Я.Н. Чалых, Н.Н. Климова // Вестник КАСУ. – 2008. – №4. – С.91-95

 

 

 


Информация о работе Японский менеджмент