Японский менеджмент в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Территория Японии бедна природными ресурсами, особенно такими, как нефть и железная руда. Дефицит сырья заставляет японцев закупать его за рубежом. Для того, чтобы получить денежные средства на закупку сырья, японцы вынуждены развивать свои производственные мощности, изобретать новые технологии и совершенствовать качество своей продукции. Современная японская экономика движется по схеме: импорт сырья – переработка – производство продукции – экспорт конечного продукта высокого качества. В послевоенной Японии национальным героем стал бизнесмен-экспортер вместо самурая-солдата.

Содержание работы

Содержание
Практика японского менеджмента ………………………...……………………3
Уроки японского бизнеса ……………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Менеджмаенет сёмак (2).docx

— 32.83 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Волгоградский Государственный Технический  Университет

( ВолгГТУ)

 

Кафедра Менеджмент, маркетинг и организация производства

 

 

Семестровая работа по дисциплине менеджмент

                                            на тему:

                     Японский менеджмент в XXI веке

 

 

 

                                                        

        Выполнил: студент

                                                                                     группы ТОА-424

                                                                  Чесноков В.А.                                                            

                                                          Проверил:

                                                                       Куликова К.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2013

 

Содержание 
Практика японского менеджмента ………………………...……………………3 
Уроки японского бизнеса ……………………………………………………….10 
Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практика японского менеджмента

Психология людей связана  с их культурой. Система японского  менеджмента основана на социальных ценностях и культурных традициях, принятых в этой стране. Японские менеджеры  учитывают и развивают традиционные ценности и национальные обычаи. Именно гармоничное сочетание современных  методов, технологий, постоянного внедрения  инноваций, с одной стороны, и  традиционных ценностей и культуры взаимоотношений, с другой стороны,  помогло японцам достигнуть социально - экономического процветания.

Территория Японии бедна  природными ресурсами, особенно такими, как нефть и железная руда. Дефицит  сырья заставляет японцев закупать его за рубежом. Для того, чтобы  получить денежные средства на закупку  сырья, японцы вынуждены развивать  свои производственные мощности, изобретать новые технологии и совершенствовать качество своей продукции. Современная  японская экономика движется по схеме: импорт сырья – переработка –  производство продукции – экспорт  конечного продукта высокого качества. В послевоенной Японии национальным героем стал бизнесмен-экспортер вместо самурая-солдата.

Японские менеджеры создали  собственную модель управления производством  и обществом, заимствовав все  самое ценное из общемировой теории и практики, прежде всего – американской. Однако специфика японского менеджмента  принципиально отличается от американского  и характеризуется доминирующей ориентацией на человеческий фактор. Сегодня японские менеджеры являются лучшими в мире специалистами  по человеческим отношениям. Они учитывают  и активно используют исторически  сложившийся менталитет японского  народа, такие национальные черты, как  исключительное трудолюбие, высочайшая дисциплинированность, практицизм, взаимопомощь. В японском национальном характере  ярко проявляются аккуратность, бережливость, вежливость, приверженность традициям, преданность авторитету, склонность к заимствованию, самообладание, стремление к согласованным действиям в группе, любознательность, сильно развитое эстетическое чувство. К числу наиболее важных ценностей японского общества можно отнести: обязанность (долг), сотрудничество и коллективизм. В сознании каждого японца глубоко заложено понимание своего долга перед всей нацией в целом. И менеджеры, и рабочие считают своим патриотическим долгом экономическое развитие страны. Японская культура основана на первичности интересов группы и вторичности интересов личности, и потому люди должны действовать сообща, сотрудничая друг с другом для преуспевания всего общества. Американский ученый Й. Олстон, проанализировав деятельность различных японских компаний, формулирует пять основных принципов японского менеджмента. 
 Первый принцип: рабочий достаточно разумен, чтобы состоятельно увеличивать производительность и качество своего труда. Иными словами, этот принцип подчеркивает то, что рабочий не глуп. По мнению японских менеджеров, рабочие – это наделенные способностями люди, которые могут вносить предложения по повышению производительности и качества труда. Менеджеры считают, что рабочие обладают определенной профессиональной подготовкой не только для того, чтобы выполнять конкретную работу, но и для того, чтобы усовершенствовать отдельные операции. Любое нововведение на японском заводе начинается с выяснения предложений рабочих по технологическим и организационным новациям. Японцы полагают что любой, даже самый опытный, инженер знает меньше о данном технологическом процессе, чем тот, кто его непосредственно выполняет. Поэтому японские менеджеры не стесняются обращаться к своим подчиненным за советом.

Они разработали три административных метода, которые помогают претворить этот принцип в жизнь.

1. Кружки качества, участвуя в которых рабочие вносят свои новаторские предложения. Эти кружки состоят из восьми человек и одного старшего и собираются раз в месяц с целью разработки программы повышения производительности труда. Членов кружков качества учат теории и практике управления, решению проблемных ситуаций, при которых возникает низкая производительность труда. На многих японских заводах число членов кружков качества достигает 90% всего количества рабочих. Они не только обучаются и повышают свою квалификацию, но и вносят новые предложения и способствуют развитию производства.

2. Практика стимулирования всех работников к совершенствованию профессиональных умений и навыков. Большинство молодых рабочих учатся на специальных вечерних курсах, а также перенимают опыт у своих старших коллег. Трудовые навыки передаются путем наблюдения и копирования. В Японии существует традиция, которая называется «минарай» и означает наблюдение за опытными рабочими с целью освоения их навыков. В историческом прошлом в Японии было принято чтобы ремесленник иногда работал замедленно и подмастерье мог перенять его приемы. В современной Японии к опытному рабочему прикрепляют новичка для обучения и помощи. Квалифицированный рабочий и ученик устанавливают прочную связь на всю жизнь. Ученик оказывается в долгу у наставника за то, что тот обучил его специальности. Учитель же пользуется почетом и уважением в обмен за обучение. Все рабочие обучались друг у друга, и поэтому им легко соблюдать традицию минарай. Многие японцы не доверяют официальному обучению в вузах или средних специальных учебных заведениях, поскольку оно построено по западным образцам. Они считают, что официальное обучение дает только основы специальности и развивает общие способности, но научиться тому, что им действительно нужно, можно только в процессе работы и через индивидуальное обучение.

3. Практика перевода рабочих с одного рабочего места на другое. Ни один работник фирмы не остается на одном и том же рабочем месте до выхода на пенсию. Он повышает квалификацию, меняет специализацию и продвигается по служебной лестнице и получает, соответственно, большую зарплату, так как набирается больше опыта, совершенствует свои способности и приносит фирме больше пользы.

Второй принцип: рабочий стремится сделать свою работу лучше. Любой рабочий, доказавший, что он способен сделать больше и качественнее, получает самостоятельность в работе, премию и большую заработную плату. Таким образом японские менеджеры стимулируют непрерывное повышение квалификации своей рабочей силы. Если рабочий владеет несколькими техническими специальностями, то он способен работать и в других бригадах и подменять своих товарищей. Для реализации второго принципа японские менеджеры разработали два административных метода.

1. Пожизненный найм работников. Получив пожизненный найм, работники имеют возможность не беспокоиться о наличии работы и научиться многому из того, что будет способствовать увеличению прибылей их фирмы. Японские рабочие приветствуют изменения в технологии и не испытывают страха перед безработицей. Они не боятся быть замененными машиной, так как знают, что будут переучены для другой работы.

2. Премирование рабочих в случае повышения прибылей фирмы. В период спада, когда прибыли фирмы уменьшаются, все работники получают меньше. Однако в неблагоприятной экономической ситуации руководящий состав получает более урезанный процент оплаты, чем рабочие. Считается, что рабочие всегда делают со своей стороны максимум возможного и не следует их наказывать при снижении прибыли. За это прежде всего должны отвечать непосредственные руководители и администрация в целом. Именно на них должна возлагаться вина за просчеты и ошибки в экономической политике.

Третий принцип: рабочие образуют «семью». Японцы придерживаются идеи о том, что наниматели и наемные рабочие составляют единое социальное целое. Все члены фирмы имеют взаимные обязательства и выполняют свой общий долг перед обществом. Зарплата – это только один из видов вознаграждения. Другим видом является удовлетворение потребности эмэ, т. е. потребности в поддержке и принадлежности к группе. Японцы разработали три административных метода для реализации этого принципа.

1. Работники фирмы оказывают  новичку помощь, сочувствие, поддержку,  ожидая от него в дальнейшем  проявления такого же поведения  по отношению к ним. Быть  частью корпоративной семьи означает  убеждение, что семья берет  на себя ответственность за  благополучие каждого. Рабочий  предлагает фирме лояльность, аналогичную  отношениям в семье. Система  отношений «человек – корпорация»  ценится выше, чем просто финансовый  договор. В японском языке существует  термин «учи», в который входят  и понятие «семья», и понятие  «фирма». Японцы используют одно  и то же слово для обозначения  семьи и фирмы. Они считают,  что родственники и друзья  должны быть партнерами по  бизнесу.

2.Свободное время работники  фирмы проводят вместе. В Японии  мир мужчин резко отделен от  мира женщин, и время, затрачиваемое  на неформальное общение между  представителями разного пола, невелико. Супруги, например, очень мало  времени проводят вместе, каждый  из них отдыхает преимущественно  отдельно. «Идеальный» японец возвращается  домой к полуночи по причине  служебных дел. Сотрудники фирмы  чаще ужинают не дома, а в  кафе или ресторане с сослуживцами  и продолжают обсуждать свои  рабочие проблемы. Очень часто  именно в это время решаются  самые главные вопросы и достигаются  важные договоренности.

3. Взаимные обязательства фирмы и рабочих. Рабочие платят фирме своей лояльностью, а руководство должно заботиться о рабочих, их благосостоянии и удовлетворении личных потребностей. Если менеджер фирмы вступает в брак, то он получает денежную прибавку, поскольку его финансовые расходы, как женатого человека, возросли. Он также получит прибавку к зарплате после рождения каждого ребенка, хотя объем его работы не меняется.

Японцы считают, что взаимоотношения  в процессе работы должны быть согреты  эмоциональным теплом, все члены  трудовой «семьи» должны чувствовать  общее единство и любовь. Руководство, прежде чем издать приказ, стремится  получить доброе согласие от всех членов фирмы. Рабочие имеют право очень  вежливо указать руководству  на его ошибку. Все члены большой  семьи стараются заботиться друг о друге, проявлять эмоциональную  поддержку и оказывать материальную помощь.

Четвертый принцип: группа важнее отдельной личности. Этот принцип основан на традиционной японской ценности: никто не должен быть эгоистичным и думать только о себе. Этот принцип сформировался под влиянием идеи китайского философа Конфуция о том, что человек всегда в долгу перед старшими и должен быть им благодарен; свой долг он никогда не сможет полностью возвратить. За счет фирмы человек обучился ценной специальности, ему дали работу, оказали уважение, обеспечили средствами к существованию. Перейти в другую фирму, предложившую более высокую зарплату, – это признак неблагодарности. Японцы изобрели два административных метода для реализации данного принципа.

1. Продвижение по службе и начисление зарплаты зависят от стажа работы, а не от способностей, успехов и индивидуальной производительности работника. Каждый японец твердо знает, что с годами его заработная плата будет неуклонно возрастать. Такая практика снижает вероятность личной зависти и соперничества.

2. Успех фирмы рассматривается как результат усилия группы, а не отдельного человека. По японским понятиям каждый человек выигрывает, если стремится сделать свою группу более успешной и производительной. Для этого он должен трудиться на благо всей группы в целом. В понимании японца группа не подавляет отдельную личность. Верен обратный постулат: группа помогает и поддерживает личность.

Пятый принцип: партнерство и сотрудничество в производственных отношениях. Японские менеджеры считают рабочих своими активными партнерами в стремлении к экономическому успеху, достижению высокого качества и росту производительности. Они уверены, что каждый рабочий лоялен к фирме и ее целям. Необходимость партнерства между рабочими и руководством объясняется тем, что производство, особенно направленное на экспорт, приносит успех не только фирме, но и нации в целом.

Направленность на сотрудничество японцы обозначают термином «учива». Этот термин предполагает, что люди стремятся  к совместным действиям и групповому успеху в большей степени, чем  к индивидуальным действиям и  личному успеху. По мнению японцев, прежде всего должна процветать нация, только тогда отдельные люди могут  стать состоятельными. Сотрудничество рассматривается как традиционная ценность японского народа и необходимая  предпосылка благосостояния нации. Японская культура, сформировавшаяся под влиянием буддизма и конфуцианства, отдает приоритет сотрудничеству над  конкуренцией. В японском языке нет  слова, соответствующего западному  термину «конкуренция» или «соревнование». Для японцев более естественно  пойти на компромисс и сотрудничество, чем конкурировать друг с другом. 
 Сплочению японской нации и развитию сотрудничества в обществе сопутствуют три субъективных фактора. Во-первых, японцы чувствуют себя на островах изолированными от других наций, обделенными по площади, сырьевым ресурсам. Во-вторых, после второй мировой войны у них сложился определенный «комплекс неполноценности», они считали себя слабее других в техническом, военном, экономическом и прочих отношениях. В-третьих, у японцев возникло ощущение, что существованию страны угрожают внешние экономические и политические силы. Поэтому они пытаются принять целенаправленные меры для выживания своей культуры и нации. Рост патриотизма в японском обществе способствует его объединению и экономическим успехам. 

Информация о работе Японский менеджмент в XXI веке