Японский менеджмент. Современная модель управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Основываясь на этом, следует сказать, что рассмотрение японского стиля управления весьма актуально для российской экономики, обладающей на текущий момент собственной, притом достаточно неэффективной, моделью менеджмента и нуждающейся в новом стиле управления.
Цель данной работы – изучить японскую модель управления и выявить ее «плюсы» и «минусы».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Традиционные корни японского менеджмента……………………5
Теоретические аспекты, общая концепция………………………...7
Управление персоналом
Установление подчинения в рабочей группе……………….10
Культивирование корпоративного духа фирмы.…………...13
Средства мотивации.………………………………................16
Роль менеджера.……………....................................................19
Управленческие решения, стиль и концепция управления.……....21
Современный японский менеджмент………………………...…….23
Заключение………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………....26

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 62.55 Кб (Скачать файл)

На первый взгляд во всей этой процедуре нет ничего необычного по сравнению с тем, что имеет  место в американских и европейских  фирмах. Однако на самом деле процедура  «ринги» отражает специфический  стиль японского менеджмента, заключающийся  в том, что высшая администрация  только намечает проблему, а конкретная ее разработка и выдвижение предложений  по ее решению делегируются «низам». В процедуре «ринги» четко  прослеживаются принципы «управления  снизу», «консенсуса» и «группизма».

Многочисленные визы (печати) на документе свидетельствуют о  том, что заинтересованные лица ознакомились с проблемой и выразили свое мнение. Впоследствии, когда решение будет  принято, не нужно будет прилагать  усилия для его популяризации  и продвижения по каналам исполнения. Эта работа уже сделана в процессе обсуждения и согласования. Решение, таким образом, воспринимается как  плод совместной групповой деятельности. В «ринги» главное заключается  в том, чтобы еще до принятия решения  «пропитать» сознание всех имеющих  к нему отношение работников деталями обсуждаемой проблемы. Каналы, по которым  проходит документ, пронизывают практически  всю организацию как по вертикали, так и по горизонтали. Когда этот документ поступает к руководству, он успевает получить одобрение всех заинтересованных лиц, что минимизирует вероятность разногласий и конфликтов в организации.

Когда высшая инстанция накладывает  на документ вето, это делается в  такой форме, чтобы все те, кто  готовил документ и поставил на нем  визу, «сохранили лицо». Как правило, в подобных случаях представитель  руководства публично превозносит  принятое решение за оригинальность и перспективность выдвинутых предложений, делая при этом оговорку, что в  настоящее время, к сожалению, нет  возможности реализовать столь  смелую инициативу. При этом добавляется, что к ней следует вернуться  сразу же при возникновении необходимых  условий.

Японцы все чаще подвергают критике процедуру «ринги» за ее чрезмерную громоздкость. Тем не менее, они не хотят от нее отказываться и ограничиваются лишь некоторыми усовершенствованиями: сокращают число каналов распространения, стандартизируют порядок визирования  и т. д. При этом «групповой» подход к решению проблемы, в основе которого лежит идея «рассредоточения ответственности», остается незыблемым. За решение отвечают все, т. е. группа.

Процедуру «ринги» часто  именуют философией «предусмотрительности, осторожности, коллективной ответственности». При этом, конечно, все те, кто  стоит у власти, восхваляют «ринги»  как средство поддержания мира и  гармонии в фирменной организации.

5. Современный японский менеджмент.

 

Большинство специалистов выделяют несколько характерных черт японского  менеджмента, которые существуют на протяжении многих десятилетий и  сегодня изменяются под влиянием европейского менеджмента.

Современный менеджмент в  Японии отличается от той системы  управления, которая была принята на протяжении конца ХХ века. И в первую очередь это связано с влиянием западной модели управления.

Японские менеджеры осознали, что без изменений невозможно добиться прогресса в развитии. В  связи с этим меняется система  управления компаниями.

Так, разрабатывая цель компании, менеджеры отдают предпочтение формулированию основной задачи, для чего специально отбираются определенные сферы действия. Выбрав сферу, компания обращает все  свои ресурсы на данное направление. Изменяется и отношение к потребителю. Все большую ценность приобретает  информация, касающаяся потребительских  предпочтений, на основе чего компания сужает свой целевой рынок.

Стабильная иерархичная  система отношений внутри японской организации также сегодня все  больше подвержена изменениям. В частности, достаточно частым явлением стало привлечение  внештатных сотрудников к выполнению той или иной работы.

Западное стремление к  самостоятельности и независимости  стало все больше проявляться  и в Японии. Так, если раньше финансирование компании шло из центрального «головного»  банка, то сегодня многие компании самостоятельно управляют собственными финансовыми  активами, что оказывает непосредственное влияние на развитие организации.

Меняется и портрет, и  функции топ-менеджеров. Если раньше практиковался принцип преемственности и руководитель сам назначал своего преемника, то сегодня стать руководителем может любой. Для этого, правда, необходимо обладать харизмой и высоким уровнем знаний и умений.

Интересно отметить, что  чем ближе Япония и западный мир, тем шире круг претендентов на руководящие  должности. И если раньше века присутствие женщины или иностранца на руководящем посту было крайней редкостью, то сегодня это не вызывает ни у кого удивления

В современном японском менеджменте  сочетаются традиционные и инновационные  черты, что позволило японской экономике  включиться в процесс мирового экономического сотрудничества и развития.

Несмотря на активное внедрение  элементов европейского менеджмента использование также и традиционных методов управления позволили Японии выйти из кризиса на современный экономический уровень. Основное отличие японского менеджмента от западного заключается в том, что японцы используют систему гласности и контроля качества продукции. Они не пытаются повысить доход путем увеличения объемов производства. Наоборот, стараются отдавать приоритет отслеживанию качества, нежели сверхпроизводству. Практика открытого обсуждения планов развития компании позволяет внедрять новые методы управления и производства без сопротивления со стороны сотрудников.

В Японии человек с его потребностями и особенностями стоит в центре управленческой концепции. Именно поэтому в Японии приоритет отдается трем элементам производственного процесса: человеку, финансам и технологии.

Последнее десятилетие ознаменовало новый этап развития японской системы  управления, на котором был сделан большой шаг в сторону сближения  с европейским менеджментом, что  определило сегодняшнее положение  Японии на мировом экономическом  рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Японский менеджмент изучил и вобрал в себя современные принципы и методы с энергией, граничащей с жадностью. Он успешно взялся за четыре основные проблемы – технологическую  инновацию, индустриализацию, демократизацию и интернационализацию. Все это  не повредило таким культурным ценностям, как групповое сознание и уважение старших.

Японское общество поделено на отдельные институты не горизонтально, а вертикально. Предприятие является одним из таких институтов. Менеджеры  и работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те и другие смотрят на конкурирующие  фирмы как на своих заклятых врагов. Каждая фирма стремиться быть первой в своей сфере. Престиж значит больше, чем прибыль.

Среди всех называемых исследователями причин феномена ускоренного экономического развития Японии в прошлом и в начале нынешнего веков можно выделить следующие: значительная роль государства (особенно в послевоенном развитии Японии); эффективное использование зарубежной (в первую очередь американской) экономической помощи, полученной прежде всего за счет умелого использования политической конъюнктуры; целенаправленное воспитание и рациональное использование высококачественной рабочей силы; щедрое приобретение и эффективное использование зарубежных технологий.

Модернизацию Японии за последние  века можно рассматривать как  итог целенаправленного движения всей нации во главе с национальным менеджментом к достойному месту в мире. Энергия, мудрость и ум вложенные в достижение этой цели, произвели на свет современный японский социум. В новом тысячелетии менеджмент Японии намерен растить и поощрять таланты, поддерживать социальную справедливость и прозрачность, стимулировать устойчивый рост экономики и культуры, содействовать развитию мировой экономики в целом.

Возникает вопрос: что можно  перенять из опыта Японии? Скорее всего, Японию нельзя воспринимать как модель, которую можно копировать. Ее следует  использовать как зеркало, в котором  нужно рассматривать собственные  сильные и слабые стороны.

На мой взгляд, положительный  результат от внедрения любых  зарубежных методов управления, в  том числе и японского, возможен лишь в том случае, если они могут  быть полноценно адаптированы к российской хозяйственной культуре.

Вероятно, для наиболее эффективного управления российскими предприятиями  целесообразно и доступно интегрировать  лучшие достижения как западного, так  и японского менеджмента, оптимально их сочетая.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Пронников  В.А., Ладанов И.Д. «Японцы», М., изд. «Наука», 2001 г.
  2. Пшенников В.В., «Японский менеджмент. 27 уроков для нас», М.:, изд. «Япония сегодня», 2003 г.
  3. Куликов Г.В. «Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности»,  М., изд. «Экономика», 2000 г.
  4. Матрусова Т.Н. «Япония: материальное стимулирование в фирмах», М, изд. «Наука», 2001 г.
  5. Имаи М. «Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний», М., изд. «Альпина Бизнес Букс», 2004 г.

 


Информация о работе Японский менеджмент. Современная модель управления