Японская модель управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы заключается в раскрытии одного из основных типов менеджмента – японской стратегии управления на предприятии, описаны принципы, отличительные особенности и признаки японского менеджмента, факторы, влияющие на развитие предприятия, а так же сравнительный анализ американского и японского методов управления.

Содержание работы

Введение……………………………………….…………………….…….….3
1. Принципы японского метода управления…….………………………….4
2. Отличительные особенности «японского» менеджмента………….…...6
3. Признаки «японского» менеджмента…………………………….……....7
4. Сравнительный анализ американской и японской стратегии управления………………………………………………….......................…9
5. Возможность использования «японского» менеджмента в России…..13
Заключение……………………………….……………………....................14
Список использованной литературы……………………………………...15

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………….…………………….…….….3

1. Принципы японского метода управления…….………………………….4

2. Отличительные особенности «японского» менеджмента………….…...6

3. Признаки «японского» менеджмента…………………………….……....7

4. Сравнительный анализ американской и японской стратегии управления………………………………………………….......................…9

5. Возможность использования «японского»  менеджмента в России…..13

Заключение……………………………….……………………....................14

Список использованной литературы……………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день управление внутренней жизнью организации в условиях рыночной экономики – главный аспект изучения и руководителя, и рядовых работников предприятий.

Изучение, а затем и внедрение разных способов управления организацией – необходимая составляющая успеха.

Эти вопросы рассматривает наука, называемая «менеджмент». В век высоких технологий и жесткой конкуренции  менеджмент на предприятии играет важнейшую роль, выражающуюся в изыскании все новых способов продвижения товаров и услуг на рынках сбыта.

Цель данной контрольной работы заключается в раскрытии одного из основных типов менеджмента – японской стратегии управления на предприятии, описаны принципы, отличительные особенности и признаки японского менеджмента, факторы, влияющие на развитие предприятия, а так же сравнительный анализ американского и японского методов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Принципы японского метода управления

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Японский менеджмент, развитие которого основывалось на национальном менталитете, использовал принцип коллективизма, а так же все морально-психологические рычаги воздействия на личность, прежде всего, чувство долга перед коллективом. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.1

В настоящее время широко распространена международная конкуренция, что в свою очередь отразилась на «японском» методе управления. Эта «борьба за клиента» вылилась в формирование трех весьма важных принципов стратегии производства.

Первый принцип-производство по формуле «точно в срок». В соответствии с ним фирма стремится получить все комплектующие точно в то время, когда они нужны для производства конечного изделия, и нельзя сказать, что японцы в этой сфере не преуспели. Ими проделана огромная работа по слиянию систем управления материально-техническими запасами со своей философией бизнеса, своим подходом к управлении производством и внедрением автоматизированных систем управления.

Второй принцип-идея комплексного контроля качества. В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путем включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего. Новый рабочий изучает принципы управления качеством одновременно с обучением работе на производственном оборудовании. Роль выделенной специальной функции контроля качества при этом уменьшается, а роль контроля качества на каждом рабочем месте возрастает.

Третий, стратегический принцип - комплексное профилактическое обслуживание. На производственных рабочих возлагается обязанность тщательно проводить профилактику и обслуживание оборудования, чтобы исключить его поломки и отказы.

Таким образом, современное японское управление позволило подчинить технологическое развитие решению выдвигаемых самой жизнью проблем. Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, что понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо коснуться некоторых черт традиционной культуры этой страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отличительные особенности «японского» менеджмента

Японские менеджеры понимают управление как деятельность, тесно связанную с упорядочением поведения людей. Для менеджера это непрерывный процесс работы среди своих подчиненных, который, в сущности, не имеет временных рамок, ибо, по японским нормам, нет предела для совершенствования.

Доля на рынке для японских компаний важнее, чем немедленная прибыль. Если приобретение нового дорогостоящего оборудования приведет к сокращению прибылей в ближайшем будущем, но, возможно, позволит увеличить долю компании на рынке, решение почти всегда будет принято в пользу капиталовложений в отдаленное будущее этой компании.

Главная цель японских компаний - это качество. Японцы заботятся о подготовке обслуживающего персонала для устранения проблем, которые могут возникнуть, и назначают достаточно высокую цену, чтобы финансировать работу. Японские компании имеют гарантированные рынки в США и Европе, в этом прежде всего заслуга системы управления и качество товаров и услуг. Руководители компаний  постоянно твердят своим менеджерам: «Мы не должны довольствоваться достигнутым, потому что все меняется очень быстро, причем не только в области техники, меняются также восприятие, мышление, моды, вкусы и интересы. Компания, которая не может своевременно понять значение этих изменений, не сможет удержаться в мире опекаемым, а также способным реализовать свои жизненные намерения бизнеса, особенно в области новейшей электроники».

Но главная особенность японского менеджмента заключается в том, что японские управленцы обращают главное внимание на формирование нужного настроя у работников. Японская фирма стремится создать для работников специфическую атмосферу, в которой он ощущал бы себя защищенным и опекаемым, а также способным реализовать свои жизненные намерения.

 

3.Признаки «японского»  менеджмента

Признаки японской философии управления предприятием мы рассмотрим на примере мнения японского специалиста по менеджменту Хидери Йосихара. Он выделяет шесть характерных признаков японского управления:

1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их на цели более значимые, чем поддержание дисциплины, с другой. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма — явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры, работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается создать также общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких как приоритет качественного обслуживания, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства, качественных характеристик производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

4. Управление, ориентированное на качество. Президенты компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота — получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством, и в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы справиться с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управленческий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров является чистота и порядок на производстве. Руководители устанавливают такой порядок, который бы содействовал повышению производительности и качеству труда. В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, коллективизм, высокие моральные качества рабочих и служащих, стабильность занятости и гармонизация отношений в корпорации между рабочими и управляющими.2

4.Сравнительный анализ  американской и японской стратегии  управления

В настоящее время существуют два глобальных направления в области управления производством: американская и японская стратегия менеджмента, которые существенно отличаются друг от друга направленностью взглядов  и, соответственно, самим подходом решения проблем в сфере менеджмента.

Рассмотрим ключевые отличия японской стратегии от американской.

Японский менеджмент имеет важное преимущество перед многими аспектами американской стратегии: подход японских руководителей к вопросам управления  гораздо более широк. В отличие от своих американских коллег японские менеджеры не ищут быстрых путей повышения прибылей. Они хорошо поняли, что одно увеличение производства не обеспечивает роста производительности и что качество имеет не менее важное значение. К тому же японские менеджеры не разрабатывали мероприятия по повышению производительности за закрытыми дверями кабинетов и не «вываливали» их на головы ничего не подозревающих рабочих. Они осторожно проводили тщательно спланированные изменения.

Причина ведущей роли Японии в области производительности  – хорошее управление.  Человек с его слабостями и возможностями был помещен в самый центр управленческой концепции. Еще в 30-годах японцы осознали необходимость глубокого, всестороннего изучения всех тонкостей обращения с человеком как с ключевым элементом экономического механизма, но элементом хрупким, относительно ненадежным, требующим безупречно отлаженного управленческого контроля. Благодаря его идеям в японской системе управления сложилась строго иерархическая триада приоритетов – человек, финансы, технология.3

Настоящий руководитель видит организацию как систему зависящих друг от друга элементов, само выживание или успех которой зависят от непрерывного взаимодействия с динамичной внешней средой. Хороший руководитель знает, что степень взаимозависимости элементов организации, а также организация в целом и внешняя среда проблемы редко имеют простое и быстрое решение. Как и все другие важные организационные проблемы, перспективное повышение производительности нуждается в комплексном подходе.

В американской школе менеджмента подготовка управленческих кадров может проводиться путем организации лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от одного месяца до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате молодой менеджер познает проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимые для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны руководителям низших уровней управленческой иерархии.4

Японские организации прибегают к ротации гораздо чаще, чем американские. Профессор Оучи, автор бестселлера «Теория Z», говорит: «В Японии фактически каждый отдел располагает кадрами, которые знают людей, проблемы и практику работы любой части организации. Когда требуется что-то скоординировать, обе стороны могут понять друг друга и прийти к сотрудничеству. Может быть, наиболее важным является тот факт, что каждый работник знает, что в течение всей своей карьеры он будет переходить из одних подразделений фирмы в другие, даже расположенные в разных географических местах. Кроме того,  во многих японских фирмах ротация в течение всей трудовой жизни распространяется на всех ее служащих. Инженер-электрик с проектирования схем может быть направлен на производство или сборку, техника каждый год могут переводить на новые станки или в другие подразделения, руководителей перемещать по всем отраслям бизнеса. Когда люди работают все время по одной специальности, у них возникает тенденция по формированию локальных целей, связанных только с этой специальностью, а не с будущим всей фирмы, у них нет того знания людей и проблем, которое позволило бы им оказывать эффективную помощь другим специалистам внутри своей организации».5

Информация о работе Японская модель управления