Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:54, дипломная работа
Цель исследования – исследовать теоретические и практические особенности управления персоналом в туристическом агентстве и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы управления персоналом на основе отечественного и западного опыта;
произвести анализ состояния управления персоналом Туристического Агентства ООО «Гринэкс»;
разработать рекомендации для совершенствования управления персоналом в Туристическом Агентстве ООО «Гринэкс».
Введение	3
1. Теоретические основы управления персоналом предприятия	5
1.1. История развития основных принципов и подходов	5
управления персоналом	5
1.2. Сущность, цели, задачи и функции управления персоналом	10
1.3. Методы управления персоналом	12
2. Анализ состояния управления персоналом в	19
туристическом агентстве ООО «Гринэкс»	19
2.1. Маркетинг и реклама	19
2.2. Подбор, отбор и адаптация персонала	25
2.3. Организация системы обучения персонала	36
2.4. Оценка персонала	39
2.5. Управление кадровым резервом	42
3. Пути совершенствования управления персоналом в туристическом агентстве ООО «Гринэкс»	51
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию	51
управления персоналом в ООО «Гринэкс»	51
3.2. Расчет экономического эффекта от предложенных рекомендаций	53
Заключение	57
Список литературы	59
Программа обучения в Туристическом Агентстве ООО «Гринэкс» включает в себя четыре этапа:
Рассмотрим динамику прохождения обучения персоналом (как один из элементов развития) за период 2004-2008 гг. Состав работников, прошедших обучение, повысивших квалификацию, и затраты одного из подразделений Туристического Агентства ООО «Гринэкс» на эти цели, представленные в таблицах 2-3.
Таблица 2.
Динамика прохождения обучения персоналом в период 2004-2008 гг.
| Категория персонала | Количество программ за год | ||||
| 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
| Руководители | 3 | 4 | 6 | 4 | 5 | 
| Менеджер по туризму | 5 | 4 | 2 | 6 | 10 | 
| Гид-экскурсовод | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 
| Специалист по бронированию билетов и гостиниц | 5 | 5 | 2 | 3 | 3 | 
| Итого | 18 | 17 | 13 | 16 | 22 | 
Таблица 3.
Затраты на обучение персонала в период 2004-2008 гг.
| Показатель | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 
| Общая сумма затрат на обучение за год, руб. | 33 066 | 29 495 | 18525 | 29440 | 43 054 | 
| Средний размер затрат на 1 программу обучения работников, руб. | 1837 | 1735 | 1425 | 1840 | 1957 | 
По данным таблиц 2 и 3, можно отметить, что средние затраты на обучение работников по 1 программе в подразделении Туристического Агентства ООО «Гринэкс» в 2008 году значительно увеличились по сравнению с 2007 годом – это положительный момент, т.е. подразделение Агентства изменило отношение к развитию персонала, повысило размер инвестиций в обучение. Однако необходимо увеличить количество обучающих программ для гидов-экскурсоводов, специалистов по бронированию билетов и гостиниц в связи с появлением новых направлений развития туризма и отдыха, внедрением новых туристических услуг на рынке, требующего специальной подготовки.
Вкладывая средства на обучение работников сейчас, Агентство экономит на будущих расходах, поскольку у него уже будут работники нужной квалификации и не придется затрачивать средства на подбор и адаптацию новых работников с необходимым перечнем знаний и навыков.
2.4. Оценка персонала
Оценка персонала в каждом из подразделений Туристического Агентства ООО «Гринэкс» производится:
Для решения этих задач в первом случае оценку производит руководитель или специалист Отдела кадров, руководитель структурного подразделения; во втором - аттестационная комиссия.
Из части системы развития персонала в подразделении Агентства ООО «Гринэкс» регламентирована только аттестация.
Аттестация, а также присвоение, повышение квалификационных категорий специалистов проводятся согласно «Положению о порядке проведения аттестации руководителей и специалистов ООО «Гринэкс».
Присвоение, повышение квалификационных категорий специалистов в настоящее время проводится по мере обращения в комиссию.
На данный момент в Агентстве проходит аттестация и поэтому ее результаты оценить пока невозможно. До настоящего момента аттестация проводилась в подразделении в 2007 году.
В состав аттестационной комиссий включены: руководитель Отдела продаж, в котором проводят аттестацию, руководитель Отдела кадров, руководитель Отдела маркетинга и рекламы, специалист Отдела кадров, секретарь комиссии. Состав комиссии утверждается приказом генерального директора.
Сроки и графики проведения аттестации подготавливаются Отделом кадров, и утверждаются Генеральным директором. Сроки проведения аттестации доводятся до аттестуемых работников за 1 месяц до начала аттестации. Для претендентов на присвоение, повышение или понижение квалификационных категорий месячный срок и график не предусматривается.
Оценка руководителей и 
Оценка деловых качеств и характеристика на аттестуемых работников и претендентов на присвоение, повышение или понижение квалификационных категорий передается в Отдел кадров за 2 недели до начала заседания аттестационной комиссии. При этом работник должен быть обязательно ознакомлен с обоими документами.
На втором этапе оценка производится комиссией с учетом представления непосредственного руководителя работника и ответов на вопросы самого аттестуемого в виде открытого голосования:
Также аттестационная комиссия имеет право рекомендовать руководителю подразделения:
С учетом рекомендаций аттестационной комиссии, руководитель подразделения принимает решение по кадровым вопросам.
Рассмотрим итоги аттестации, которая проводилась в подразделении Агентства в 2007 году. Всего аттестации подлежало 35 работников (10 руководителей и 25 специалистов). Из них прошли аттестацию 28 работников. Не были включены в аттестацию- 3 человека (лица, проработавшие в должности менее 1 года; беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет; молодые специалисты в течение 3 лет после окончания учебного заведения). Не прошли аттестацию 4 человека. Комиссия приняла решение о соответствии занимаемой должности по 25 работникам; о несоответствии занимаемой должности – по 3 человекам. Остальные 7 человек по решению аттестационных комиссий признаны соответствующими занимаемой должности при условии улучшения работы, с повторной аттестацией черед 1 год.
Руководство приняло по окончании аттестации следующие решения:
Нужно заметить, что аттестация приносит плоды, но редкость ее проведения и официальность результатов психологически травмирует работников.
Таким образом, следует отметить, что 
в подразделении Агентства 
2.5. Управление кадровым резервом
Кадровый резерв – это резервом руководящих кадров, а именно группа работников, отобранных для выдвижения на руководящие должности по результатам оценки их профессиональных знаний, умений и навыков, деловых и личных качеств.
Основные задачи формирования кадрового резерва состоят в обеспечении:
Выполнение этих задач возможно, если продвижение базируется на научном подходе к подбору руководителей, основными элементам которого можно назвать плановость, объективность оценки деловых и личных качеств, соответствие этих качеств новой должности, увязка обучения и повышения квалификации с характером работ на новой, более высокой должности и др.4
Определение численного и должностного состава резерва основывается на расчете потребности в руководящих кадрах и кадрах специалистов на планируемый период с учетом их движения, необходимости обеспечения работниками вновь вводимых должностей.
При этом учитываются схема управления предприятием, проводится анализ расстановки кадров, прогнозируется возможность смены руководителей (например, в связи с выбытием на пенсию, появлением вакантных рабочих мест в связи с продвижением конкретных работников и т.д.).
Процесс формирования кадрового резерва производится по мере появления вакантных должностей и необходимости их заполнения и включает в себя следующие этапы:
Этап 1. Анализ потребности в резерве.
Прежде чем начать процедуры формирования резерва, следует:
В результате становится возможным 
определить текущую и перспективную 
потребность в резерве. Для определения 
оптимальной численности 
Эти вопросы решаются до формирования 
кадрового резерва и 
Для дальнейшего совершенствования работы по формированию резерва при составлении списков резерва необходимо учитывать следующие важнейшие моменты: