Управление конфликтами персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Управление конфликтами - процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт и приведение поведения участников конфликта в соответствии со сложившимися нормами взаимоотношений в коллективе.
В зависимости от поведения конфликтующих сторон выделяют следую-щие группы управления конфликтами:
1. Внутриличностные методы.
2. Структурные методы.
3. Межличностные методы.

Содержание работы

Введение 3
1. Конфликты в организации 5
1.1 Конфликты и их классификация 5
1.2 Внутриличностные и межличностные конфликты в организации 9
2. Управление конфликтами персонала в организации 13
2.1 Некоторые способы разрешения конфликтов 13
2.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами 15
2.3 Тактика ведения переговоров 18
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Конфликты персонала в организации.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Тип стратегии

Стратегическая цель

Фактор стратегии

Выигрыш-выигрыш

Достижение

взаимовыгодных

соглашений

Образ конфликтной ситуации адекватен, имеет место наличие благоприятных условий для обоюдного  разрешения проблем

Выигрыш-проигрыш

Выигрыш за счет

проигрыша

оппонента

Образ конфликтной ситуации завышен, имеет место поддержка конфликта в форме подстрекательства со стороны участников

Проигрыш — выигрыш

Уход от конфликта, уступка оппоненту

Образ конфликтной ситуации занижен; имеет место запугивание в форме угроз, блефа и т.п.

Проигрыш -проигрыш

Самопожертвование во имя гибели противника

Образ конфликтной ситуации неадекватен; имеет место природная агрессивность конфликтующих, отсутствие видения других вариантов решения проблем


 

Следует подчеркнуть, что существуют две наиболее распространенные и полярные схемы ведения переговоров: мягкий подход (тактика уступок) и жесткий подход (тактика давления).

Современная концепция переговорного процесса предполагает, что каждый участник переговоров преследует и реализует двойной интерес: относительно существа дела и относительно дальнейших взаимоотношений с партнерами.

В основе принципиальных переговоров или переговоров по существу лежат четыре базисных принципа:

• люди (сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров);

• интересы (сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях);

• варианты (прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей);

• критерии (настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме).

В таблице 3 метод принципиальных переговоров противопоставляется мягкому и жесткому подходам.

Таблица 3

Подходы к переговорам

Мягкий подход

Жесткий подход

Принципиальный подход

1

2

3

Участники — друзья

Участники — противники

Участники вместе решают проблему

Цель — соглашение

Цель — победа

Цель — разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно

Делать уступки для культивирования отношений

Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений

Отделить людей от проблемы

Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы

Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы

Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, не стоять на жесткой платформе при решении проблемы

Доверять другим

Не доверять другим

Продолжать переговоры независимо от степени доверия


 

продолжение таблицы 3

1

2

3

Легко менять свою позицию

Твердо придерживаться своей позиции

Концентрироваться на интересах, а не на позициях

Делать предложения

Угрожать

Анализировать интересы

Обнаруживать свою подспудную мысль

Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли

Избегать возникновения подспудной линии

Допускать односторонние потери ради достижения соглашения

Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение

Обдумывать взаимовыгодные варианты

Искать единственный ответ: тот, на который пойдут они

Искать единственный ответ, тот, который примете вы

Разработать многоплановые варианты выбора: решать позже

Настаивать на соглашении

Настаивать на своей позиции

Настаивать на применении объективных критериев

Пытаться избежать состязания воли

Пытаться выиграть в состязании воли

Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли

Поддаваться давлению

Применять давление

Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению


 

В заключении приведем некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами.

Надо знать, как развивается конфликт, знать его этапы.

Следует выяснить скрытые и явные причины конфликта, определить, что действительно является главной причиной, главным предметом разногласий и претензий.

Необходимо определить проблему в категориях целей, а не решений, проанализировать не столько различные позиции, сколько стоящие за ними интересы.

Надо сконцентрировать внимание на интересах, а не на позициях. Позиция - это то, о чем заявляется, это модель решения. Интересы - это то, что побуждает принимать конкретное решение. Именно в интересах ключ к решению проблем.

Следует делать разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами, ставить себя на место оппонента.

Следует справедливо и непредвзято относиться к инициатору конфликта, так как подчас за недовольством и претензиями стоит существенная проблема.

Нельзя расширять предмет конфликта, следует стараться сократить число претензий.

Необходимо контролировать свои чувства, а также учитывать эмоциональное состояние и индивидуальные особенности других участников конфликта.

Итак, вывод: если в переговорном процессе возникает ситуация, когда противоположные цели интегрируются вокруг общей совместной цели и конфликтующие стороны начинают сотрудничать и работать как одна команда, то это верный признак достижения успеха. Здесь ключевое слово - команда.

 

Заключение

 

Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. В конфликте, как и в любом процессе, есть положительные и отрицательные стороны. Известную поговорку «в споре рождается истина» можно с полным основанием применить и к конфликту. Существуют две позиции. Первая предполагает, что конфликт – это столкновение и борьба различных сил, людей или позиций, происходящие из-за несовместимости или противоположности интересов. Согласно второй конфликт – это процесс развития взаимодействия и система отношений между участвующими в нем сторонами. Оптимальным, на наш взгляд, будет следующее определение. Конфликт – это наличие разногласий между несколькими сторонами. Они могут быть конкретными лицами, работниками или группами работников.

Различают следующие причины возникновения конфликтов в организации: причины, связанные с распределением ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и т. п.), различия в целях, стоящих перед сотрудниками, разногласия в мнениях сотрудников о целях и миссии компании или о своем статусе и уровне заработной платы, неудовлетворительные коммуникации (вертикальные и горизонтальные) между сотрудниками в организации, различия между людьми в манере поведения и в жизненном опыте (конфликт на бытовом уровне), конфликты, связанные с различиями в ценностях работников (принадлежность к различным политическим или общественным объединениям, желание «обратить в свою веру»).

Были предприняты попытки развить существующую классификацию конфликтов. Можно выделить экономические, идеологические, социально-бытовые, семейно-бытовые, социально-психологические, эмоционально-неврогенные конфликты. По способам разрешения конфликтов выделяем антагонистические и компромиссные, по природе возникновения – социально-организационные и эмоциональные, по направленности воздействия – вертикальные, горизонтальные, по степени выраженности – открытые, скрытые, потенциальные, по количеству участников, задействованных в конфликте, – внутриличностные, межличностные, межгрупповые. До последнего времени в системах управления персоналом организаций отсутствовали работники – конфликтологи, а в должностных инструкциях руководителей и специалистов функции управления, предупреждения и разрешения конфликтов не значились. В настоящее время система управления персоналом организаций включает подсистемы, выполняющие функции по управлению конфликтами и стрессами, анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; проведение социально-психологической диагностики; соблюдение этических норм взаимоотношений; управление взаимодействием с профсоюзами.

 

Список использованных источников

 

    1. Джонсон Д. Корпоративная стратегия. Теория и практика. – М.: Вильямс, 2007.
    2. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. – М.: Авалонъ, Азбука-классика, 2006.
    3. Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Конфликты в организации. Виды, назначение, способы управления. – М.: Альфа-Пресс, 2007.
    4. Лукин Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами. – М.: Академический проект, Трикста, 2007.
    5. Менеджмент организации. Учебные и производственные практики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.
    6. Овчинникова Н.В., Шишкова Г.А. Введение в специальность. Менеджмент организации: Учебное пособие. – М.: РГГУ, 2006.
    7. Пономаренко В. Управление конфликтами. – М.: АСТ, Олимп, 2008.
    8. Прикладная конфликтология: Учебник. – М.: Харвест, АСТ, 2007.
    9. Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009.
    10. Романова О.С., Романова А.И. Менеджмент организации. – М.: Энергия, 2008.
    11. Шварц Г. Управление конфликтными ситуациями. Диагностика, анализ и разрешение конфликтов. – М.: Издательство Вернера Регена, 2007.

 


Информация о работе Управление конфликтами персонала в организации