Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:58, курсовая работа
Актуальность. Управление конфликтами - процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт и приведение поведения участников конфликта в соответствии со сложившимися нормами взаимоотношений в коллективе.
В зависимости от поведения конфликтующих сторон выделяют следую-щие группы управления конфликтами:
1. Внутриличностные методы.
2. Структурные методы.
3. Межличностные методы.
Введение 3
1. Конфликты в организации 5
1.1 Конфликты и их классификация 5
1.2 Внутриличностные и межличностные конфликты в организации 9
2. Управление конфликтами персонала в организации 13
2.1 Некоторые способы разрешения конфликтов 13
2.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами 15
2.3 Тактика ведения переговоров 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
Тип стратегии |
Стратегическая цель |
Фактор стратегии |
Выигрыш-выигрыш |
Достижение взаимовыгодных соглашений |
Образ конфликтной ситуации адекватен, имеет место наличие благоприятных условий для обоюдного разрешения проблем |
Выигрыш-проигрыш |
Выигрыш за счет проигрыша оппонента |
Образ конфликтной ситуации завышен, имеет место поддержка конфликта в форме подстрекательства со стороны участников |
Проигрыш — выигрыш |
Уход от конфликта, уступка оппоненту |
Образ конфликтной ситуации занижен; имеет место запугивание в форме угроз, блефа и т.п. |
Проигрыш -проигрыш |
Самопожертвование во имя гибели противника |
Образ конфликтной ситуации неадекватен; имеет место природная агрессивность конфликтующих, отсутствие видения других вариантов решения проблем |
Следует подчеркнуть, что существуют две наиболее распространенные и полярные схемы ведения переговоров: мягкий подход (тактика уступок) и жесткий подход (тактика давления).
Современная концепция переговорного процесса предполагает, что каждый участник переговоров преследует и реализует двойной интерес: относительно существа дела и относительно дальнейших взаимоотношений с партнерами.
В основе принципиальных переговоров или переговоров по существу лежат четыре базисных принципа:
• люди (сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров);
• интересы (сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях);
• варианты (прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей);
• критерии (настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме).
В таблице 3 метод принципиальных переговоров противопоставляется мягкому и жесткому подходам.
Таблица 3
Подходы к переговорам
Мягкий подход |
Жесткий подход |
Принципиальный подход |
1 |
2 |
3 |
Участники — друзья |
Участники — противники |
Участники вместе решают проблему |
Цель — соглашение |
Цель — победа |
Цель — разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно |
Делать уступки для культивирования отношений |
Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений |
Отделить людей от проблемы |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы |
Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, не стоять на жесткой платформе при решении проблемы |
Доверять другим |
Не доверять другим |
Продолжать переговоры независимо от степени доверия |
продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
Легко менять свою позицию |
Твердо придерживаться своей позиции |
Концентрироваться на интересах, а не на позициях |
Делать предложения |
Угрожать |
Анализировать интересы |
Обнаруживать свою подспудную мысль |
Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли |
Избегать возникновения подспудной линии |
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения |
Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение |
Обдумывать взаимовыгодные варианты |
Искать единственный ответ: тот, на который пойдут они |
Искать единственный ответ, тот, который примете вы |
Разработать многоплановые варианты выбора: решать позже |
Настаивать на соглашении |
Настаивать на своей позиции |
Настаивать на применении объективных критериев |
Пытаться избежать состязания воли |
Пытаться выиграть в состязании воли |
Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли |
Поддаваться давлению |
Применять давление |
Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению |
В заключении приведем некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами.
Надо знать, как развивается конфликт, знать его этапы.
Следует выяснить скрытые и явные причины конфликта, определить, что действительно является главной причиной, главным предметом разногласий и претензий.
Необходимо определить проблему в категориях целей, а не решений, проанализировать не столько различные позиции, сколько стоящие за ними интересы.
Надо сконцентрировать внимание на интересах, а не на позициях. Позиция - это то, о чем заявляется, это модель решения. Интересы - это то, что побуждает принимать конкретное решение. Именно в интересах ключ к решению проблем.
Следует делать разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами, ставить себя на место оппонента.
Следует справедливо и непредвзято относиться к инициатору конфликта, так как подчас за недовольством и претензиями стоит существенная проблема.
Нельзя расширять предмет конфликта, следует стараться сократить число претензий.
Необходимо контролировать свои чувства, а также учитывать эмоциональное состояние и индивидуальные особенности других участников конфликта.
Итак, вывод: если в переговорном процессе возникает ситуация, когда противоположные цели интегрируются вокруг общей совместной цели и конфликтующие стороны начинают сотрудничать и работать как одна команда, то это верный признак достижения успеха. Здесь ключевое слово - команда.
Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. В конфликте, как и в любом процессе, есть положительные и отрицательные стороны. Известную поговорку «в споре рождается истина» можно с полным основанием применить и к конфликту. Существуют две позиции. Первая предполагает, что конфликт – это столкновение и борьба различных сил, людей или позиций, происходящие из-за несовместимости или противоположности интересов. Согласно второй конфликт – это процесс развития взаимодействия и система отношений между участвующими в нем сторонами. Оптимальным, на наш взгляд, будет следующее определение. Конфликт – это наличие разногласий между несколькими сторонами. Они могут быть конкретными лицами, работниками или группами работников.
Различают следующие причины возникновения конфликтов в организации: причины, связанные с распределением ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и т. п.), различия в целях, стоящих перед сотрудниками, разногласия в мнениях сотрудников о целях и миссии компании или о своем статусе и уровне заработной платы, неудовлетворительные коммуникации (вертикальные и горизонтальные) между сотрудниками в организации, различия между людьми в манере поведения и в жизненном опыте (конфликт на бытовом уровне), конфликты, связанные с различиями в ценностях работников (принадлежность к различным политическим или общественным объединениям, желание «обратить в свою веру»).
Были предприняты попытки развить существующую классификацию конфликтов. Можно выделить экономические, идеологические, социально-бытовые, семейно-бытовые, социально-психологические, эмоционально-неврогенные конфликты. По способам разрешения конфликтов выделяем антагонистические и компромиссные, по природе возникновения – социально-организационные и эмоциональные, по направленности воздействия – вертикальные, горизонтальные, по степени выраженности – открытые, скрытые, потенциальные, по количеству участников, задействованных в конфликте, – внутриличностные, межличностные, межгрупповые. До последнего времени в системах управления персоналом организаций отсутствовали работники – конфликтологи, а в должностных инструкциях руководителей и специалистов функции управления, предупреждения и разрешения конфликтов не значились. В настоящее время система управления персоналом организаций включает подсистемы, выполняющие функции по управлению конфликтами и стрессами, анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; проведение социально-психологической диагностики; соблюдение этических норм взаимоотношений; управление взаимодействием с профсоюзами.
Информация о работе Управление конфликтами персонала в организации