Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:58, курсовая работа
Актуальность. Управление конфликтами - процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт и приведение поведения участников конфликта в соответствии со сложившимися нормами взаимоотношений в коллективе.
В зависимости от поведения конфликтующих сторон выделяют следую-щие группы управления конфликтами:
1. Внутриличностные методы.
2. Структурные методы.
3. Межличностные методы.
Введение	3
1. Конфликты в организации	5
1.1 Конфликты и их классификация	5
1.2 Внутриличностные и межличностные конфликты в организации	9
2. Управление конфликтами персонала в организации	13
2.1 Некоторые способы разрешения конфликтов	13
2.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами	15
2.3 Тактика ведения переговоров	18
Заключение	24
Список использованных источников	26
| Тип стратегии | Стратегическая цель | Фактор стратегии | 
| Выигрыш-выигрыш | Достижение взаимовыгодных соглашений | Образ конфликтной ситуации адекватен, имеет место наличие благоприятных условий для обоюдного разрешения проблем | 
| Выигрыш-проигрыш | Выигрыш за счет проигрыша оппонента | Образ конфликтной ситуации завышен, имеет место поддержка конфликта в форме подстрекательства со стороны участников | 
| Проигрыш — выигрыш | Уход от конфликта, уступка оппоненту | Образ конфликтной ситуации занижен; имеет место запугивание в форме угроз, блефа и т.п. | 
| Проигрыш -проигрыш | Самопожертвование во имя гибели противника | Образ конфликтной ситуации неадекватен; имеет место природная агрессивность конфликтующих, отсутствие видения других вариантов решения проблем | 
Следует подчеркнуть, что существуют две наиболее распространенные и полярные схемы ведения переговоров: мягкий подход (тактика уступок) и жесткий подход (тактика давления).
Современная концепция переговорного процесса предполагает, что каждый участник переговоров преследует и реализует двойной интерес: относительно существа дела и относительно дальнейших взаимоотношений с партнерами.
В основе принципиальных переговоров или переговоров по существу лежат четыре базисных принципа:
• люди (сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров);
• интересы (сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях);
• варианты (прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей);
• критерии (настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме).
В таблице 3 метод принципиальных переговоров противопоставляется мягкому и жесткому подходам.
Таблица 3
Подходы к переговорам
| Мягкий подход | Жесткий подход | Принципиальный подход | 
| 1 | 2 | 3 | 
| Участники — друзья | Участники — противники | Участники вместе решают проблему | 
| Цель — соглашение | Цель — победа | Цель — разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно | 
| Делать уступки для культивирования отношений | Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений | Отделить людей от проблемы | 
| Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы | Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы | Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, не стоять на жесткой платформе при решении проблемы | 
| Доверять другим | Не доверять другим | Продолжать переговоры независимо от степени доверия | 
 
продолжение таблицы 3
| 1 | 2 | 3 | 
| Легко менять свою позицию | Твердо придерживаться своей позиции | Концентрироваться на интересах, а не на позициях | 
| Делать предложения | Угрожать | Анализировать интересы | 
| Обнаруживать свою подспудную мысль | Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли | Избегать возникновения подспудной линии | 
| Допускать односторонние потери ради достижения соглашения | Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение | Обдумывать взаимовыгодные варианты | 
| Искать единственный ответ: тот, на который пойдут они | Искать единственный ответ, тот, который примете вы | Разработать многоплановые варианты выбора: решать позже | 
| Настаивать на соглашении | Настаивать на своей позиции | Настаивать на применении объективных критериев | 
| Пытаться избежать состязания воли | Пытаться выиграть в состязании воли | Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли | 
| Поддаваться давлению | Применять давление | Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению | 
В заключении приведем некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами.
Надо знать, как развивается конфликт, знать его этапы.
Следует выяснить скрытые и явные причины конфликта, определить, что действительно является главной причиной, главным предметом разногласий и претензий.
Необходимо определить проблему в категориях целей, а не решений, проанализировать не столько различные позиции, сколько стоящие за ними интересы.
Надо сконцентрировать внимание на интересах, а не на позициях. Позиция - это то, о чем заявляется, это модель решения. Интересы - это то, что побуждает принимать конкретное решение. Именно в интересах ключ к решению проблем.
Следует делать разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами, ставить себя на место оппонента.
Следует справедливо и непредвзято относиться к инициатору конфликта, так как подчас за недовольством и претензиями стоит существенная проблема.
Нельзя расширять предмет конфликта, следует стараться сократить число претензий.
Необходимо контролировать свои чувства, а также учитывать эмоциональное состояние и индивидуальные особенности других участников конфликта.
Итак, вывод: если в переговорном процессе возникает ситуация, когда противоположные цели интегрируются вокруг общей совместной цели и конфликтующие стороны начинают сотрудничать и работать как одна команда, то это верный признак достижения успеха. Здесь ключевое слово - команда.
 
Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. В конфликте, как и в любом процессе, есть положительные и отрицательные стороны. Известную поговорку «в споре рождается истина» можно с полным основанием применить и к конфликту. Существуют две позиции. Первая предполагает, что конфликт – это столкновение и борьба различных сил, людей или позиций, происходящие из-за несовместимости или противоположности интересов. Согласно второй конфликт – это процесс развития взаимодействия и система отношений между участвующими в нем сторонами. Оптимальным, на наш взгляд, будет следующее определение. Конфликт – это наличие разногласий между несколькими сторонами. Они могут быть конкретными лицами, работниками или группами работников.
Различают следующие причины возникновения конфликтов в организации: причины, связанные с распределением ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и т. п.), различия в целях, стоящих перед сотрудниками, разногласия в мнениях сотрудников о целях и миссии компании или о своем статусе и уровне заработной платы, неудовлетворительные коммуникации (вертикальные и горизонтальные) между сотрудниками в организации, различия между людьми в манере поведения и в жизненном опыте (конфликт на бытовом уровне), конфликты, связанные с различиями в ценностях работников (принадлежность к различным политическим или общественным объединениям, желание «обратить в свою веру»).
Были предприняты попытки развить существующую классификацию конфликтов. Можно выделить экономические, идеологические, социально-бытовые, семейно-бытовые, социально-психологические, эмоционально-неврогенные конфликты. По способам разрешения конфликтов выделяем антагонистические и компромиссные, по природе возникновения – социально-организационные и эмоциональные, по направленности воздействия – вертикальные, горизонтальные, по степени выраженности – открытые, скрытые, потенциальные, по количеству участников, задействованных в конфликте, – внутриличностные, межличностные, межгрупповые. До последнего времени в системах управления персоналом организаций отсутствовали работники – конфликтологи, а в должностных инструкциях руководителей и специалистов функции управления, предупреждения и разрешения конфликтов не значились. В настоящее время система управления персоналом организаций включает подсистемы, выполняющие функции по управлению конфликтами и стрессами, анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; проведение социально-психологической диагностики; соблюдение этических норм взаимоотношений; управление взаимодействием с профсоюзами.
 
Информация о работе Управление конфликтами персонала в организации