Принятие решений, основанное 
на фактах
 
ПРИНЦИП 6
 
Постоянное улучшение
 
ПРИНЦИП 2
 
Лидерство руководителя
 
ПРИНЦИП 3
 
Вовлечение  работников
Принцип 1 –  Ориентация 
на потребителя
 
 
 
 
Применение принципа требует:
  - осознание всех потребностей и ожиданий потребителей, включая качество продукции, режим поставки, цену и т.д.
- обеспечение сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (владельцев, поставщиков, регионов и общества в целом)
- доведение этих потребностей и ожиданий до всего персонала организации
- измерение удовлетворённости потребителей и корректирующие действия
- управление взаимодействием с потребителями
 
 
 
 
 
Организации зависят от своих 
потребителей, и поэтому должны 
понимать их текущие и будущие 
потребности, выполнять их требования 
и стремиться превзойти их 
ожидания.
Принцип 2  – Лидерство 
руководителя
 
 
 
 
Применение принципа требует:
  - демонстрации приверженности качеству собственным примером
- понимания  и реагирования на внешние изменения 
- ориентации  на потребности всех заинтересованных сторон
- четкого определения прогноза развития ОУ 
- обеспечения атмосферы доверия и работы без страха
- обеспечения персонала необходимыми ресурсами и свободы действия в рамках ответственности
- инициирования, признания и поощрения вклада людей
- поддержка открытых и честных взаимоотношений
- обучения и «выращивания» работников
- установления смелых целей и применения стратегии для их достижения
 
 
 
 
 
Руководители обеспечивают единство 
цели и направления деятельности 
организации. Им следует создавать 
и поддерживать внутреннюю среду, 
в которой работники могут 
быть полностью вовлечены в 
решение задач ОУ .
Принцип 3  – Вовлечение 
работников
 
 
Применение принципа требует 
от персонала:
  - принятие инициативы и ответственности в решении проблем
- активного поиска возможностей улучшения
- активного поиска возможностей повышения своих знаний, опыта и компетентности
- передача своего опыта и знаний членам команды
- ориентация на создание дополнительных ценностей для потребителей
- представление своего предприятия потребителям и всем заинтересованным в лучшем свете
От руководства требуется обеспечить 
условия, при которых персонал 
будет:
  - получать удовлетворение от работы
- испытывать чувство гордости, работая в данном ОУ    
 
 
 
 
Работники всех уровней составляют 
основу организации, и их полное 
вовлечение даёт возможность 
а благо организации. 
Принцип 4  – Процессный 
подход
 
 
 
Применение принципа требует:
  - определение процесса для достижение желаемого результата
-  идентификация и измерения входов в процесс и его результатов
- определения взаимодействий процесса с функциями ОУ
- оценки рисков, последствий и влияния процесса на потребителей и другие заинтересованные стороны
- установления чётких прав, полномочий и ответственности за управление процессом (владельцев процесса)
- определения внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон
- уделения внимания внимания при проектировании процесса всем этапам, их ресурсному обеспечению, измерению, потребностей в обучении    
 
 
 
Желаемый результат достигается 
эффективнее, когда деятельностью 
и соответствующими ресурсами 
управляют как процессом. 
Принцип 5  – Системный 
подход
 
 
 
 
Этот принцип тесно связан 
с принципом процессного подхода 
и с представлением о системе 
качества как совокупности взаимосвязанных 
процессов. На основе знания этого, 
проектирование такой системы 
достигается наиболее эффективным 
путем. Системный подход предполагает 
также постоянное улучшение системы 
через измерение и оценку. Одновременно 
требуется механизм для перманентного 
процесса планирования и доведения 
планов до каждого рабочего 
места, тогда планы можно корректировать 
по ходу дела. Системный подход 
ведет к пересмотру наших представлений 
об организации. Этот принцип, как 
и все остальные, ведет к пересмотру 
логики бизнеса
 
 
 
Выявление, понимание и менеджмент 
взаимосвязанных процессов как 
системы содействуют результативности 
и эффективности организации 
при достижении ее целей. 
  Принцип 6  – Постоянное 
улучшение
 
 
 
Применение принципа требует:
  - формирование потребности у каждого работника ОУ в постоянном улучшении продукции, процессов и системы
- применения основных концепций постоянного улучшения с помощью постепенных действий и нетрадиционных решений
- периодической оценки соответствия установленным критериям совершенства для определения области потенциального улучшения
- постоянного повышения эффективности всех процессов
- обучения каждого работника методам и средствам постоянного улучшения, таким как:
                
- цикл Деминга-Шухарта;
                
- анализ и решение проблемы и др.
  - определения измерителей и целей для организации улучшения
- Признания улучшений
 
 
Постоянное улучшение деятельности 
организации в целом следует 
рассматривать как её неизменную 
цель.
Принцип  7 –  Принятия 
решений, основанных на фактах
 
 
 
 
Применение принципа требует:
  - измерения и сбора данных и информации, относящихся к задаче
- обеспечения уверенности в достоверности и точности данных и информации 
- использования апробированных методов для анализа данных и информации
- понимания ценности соответствующих статистических методов
- принятия решений и выполнения действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции
 
 
 
 
Эффективные решения основываются 
на анализе данных и информации.
Принцип  8 – Взаимовыгодные 
отношения с поставщиками 
 
 
 
Применение принципа требует:
  - идентификация основных поставщиков
- установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества
- организация чётких и открытых связей
- инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов
- совместной работы по чёткому пониманию запросов потребителя
- обмена информацией и планами на будущее
- признания достижений и улучшений поставщика
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Организация и её поставщики 
взаимозависимы, и отношения взаимной 
выгоды повышают способность 
обеих сторон создавать ценности.
Что такое  МС ИСО серии 9000 (ISO 9000 )
 
        Стандарты серии ISO 
9000 – это добровольный международный эталон для разработки системы управления производством продукции и предоставления услуг
 
        Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization) утвердила первую версию универсальных стандартов сертификации систем качества — ISO 9000/87 в 1987г.
 
        В России сертификация по ISO 9000 началась с 1991 года
ИСО 9000
 
  - ИСО 9000 – пакет Международных стандартов, принятых Международной организацией по стандартизации в марте 1987 г.
- В 1994 г. вышла вторая редакция основных стандартов (24 стандарта ИСО 9000:10000)
- 15 декабря 2000 новая версия стандартов (ИСО 9000:2000)
 
описывает основные положения 
и 
определяет терминологию для 
систем менеджмента качества (СМК)
 
определяет требования к СМК
 
содержит рекомендации, рассматривающие 
как результативность, так и 
эффективность СМК
 
содержит руководящие указания
о проведении аудита СМК 
и экологического менеджмента
 
ISO 9000 
 
ISO 9001 
 
ISO 9004 
 
ISO 19011 
 
Обзор стандартов серии 
ИСО-9000
«Сердце» стандарта МС ИСО 9001:2001
  - описывает основные положения СМК и устанавливает соответствующую терминологию;
- излагает основные положения СМК;
- предназначен для общего понимания и не содержит никаких требований к СМК;
- состоит из четырех разделов
 
ISO 9000 : 2008 
 
Системы менеджмента качества.
Основные положения и словарь. 
  - устанавливает требования к СМК, которые могут использоваться 1) для внутреннего применения в организации; 
 2) в целях сертификации; 3) в целях заключения контрактов
- направлен на результативность СМК при выполнении требований потребителей; 
- требования предназначены для всех организаций, независимо от вида, размера и поставляемой продукции;
- единственный стандарт, устанавливающий требования к СМК 
 в императивной форме;
- состоит из 8 разделов
 
 
Системы менеджмента качества.
Требования. 
 
ISO 9001 : 2008 
ISO 9001 : 2000 
 
Структура стандарта 
 
Обязательства
руководства