Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение инновационного менеджмента на предприятиях туристской индустрии, в том числе на примере предприятия ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС».
Задачами исследования являются:
- определить понятие и сущность инноваций на предприятиях туристской индустрии;
- проанализировать основные направления инновационной деятельности на туристическом предприятии ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС»;
- предложить пути совершенствования инновационного менеджмента на туристическом предприятии ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС» и в Белоруссии в целом.
ВВЕДЕНИЕ
Многочисленные турфирмы предлагают клиентам туры на любой вкус и доход, и при желании турист может попасть в любую точку планеты. Остается только выбрать, с помощью кого осуществить заветную мечту, а выбирать есть из чего: улицы пестрят от ярких вывесок с названиями турфирм, приглашающих потенциальных туристов провести отпуск в сказочных заморских странах. В условиях жесткой конкуренции первостепенной задачей любой турфирмы является, безусловно, завоевание лидирующего места на туристском рынке, получение и увеличение прибыли. Одним из способов обратить внимание потребителей на свой товар является предложение рынку нового товара, отличного от товара конкурентов. Именно инновация способна привлечь новых покупателей, увеличить доход предприятия.
К сожалению, в нашей стране туристический бизнес по многим причинам не достиг такого размаха, как за рубежом. Причин тому довольно много — нестабильность экономики, отсутствие крупных инвестиций со стороны как государства, так и частного капитала, неразвитая инфраструктура, недостаток высокопрофессиональных специалистов и т. д. Одной из главных причин является слабое внедрение новых форм, методов и технологий работы на туристских предприятиях. В этих условиях все более актуальным представляется освоение зарубежного опыта, а также исследование отечественной практики использования мировых тенденций развития индустрии туризма.
Предметом исследования выступает изучение инновационного менеджмента в области туризма на примере туристического предприятия ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС».
Объект исследования – инновационная деятельность в области социально-культурного сервиса и туризма.
При выполнении работы использованы метод анализа, наблюдения, индукции, сравнительный метод.
Целью курсовой работы является изучение инновационного менеджмента на предприятиях туристской индустрии, в том числе на примере предприятия ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС».
Задачами исследования являются:
- определить понятие и сущность инноваций на предприятиях туристской индустрии;
- проанализировать основные направления инновационной деятельности на туристическом предприятии ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС»;
- предложить пути 
Инновации в сфере туризма иногда возникают совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в обществе. Поэтому изучение инновационных процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения представляет значительный практический и научный интерес.
При подготовке курсовой работы использовались следующие материалы: учебные пособия, энциклопедии, материалы из прессы, сайты интернета.
ГЛАВА 1
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
1.1 Понятие иосновные принципы инноваций в туризме
Менеджмент сегодня – 
это прежде всего управление на основе 
постоянных нововведений. Важнейшей 
составной частью менеджмента становятся 
инновации – процесс 
Термин «инновация» как новая экономическая категория впервые ввел в научный оборот австрийский ученый Й. Шумпетер в первом десятилетии XX в. Под инновацией он подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [27, c. 45].
В оксфордском толковом словаре 
понятие «инновация» 
Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Яркое доказательство тому - успех города Гродно, который сегодня позиционирует себя как город храмов и переживает настоящий туристский бум [12].
Причиной и следствием возникновения и развития инноваций являются потребности в развлечении и образовании, знакомство с другими культурами и толерантность, налаживание и поддержание социокультурных связей, сохранение исторических ценностей на уровне как отдельного индивида, так и общества в целом.
Инновации в индустрии 
туризма больше не рассматриваются 
как просто желательные. Своевременное 
реагирование туристских компаний на 
новые технологические 
К основным принципам инноваций в туризме относят:
1. Принцип научности, 
2. Принцип системности. 
Разрабатываемая стратегия 
3. Принцип соответствия 
инновации потребностям 
4. Принцип позитивности 
результатов, состоящий в 
5. Принцип имманентности 
инвестиционным процессам. Для 
проведения необходимых 
6. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов (новшеств) уровню развития общества.
7. Принцип связности. Процесс 
нововведения заканчивается 
8. Принцип безопасности. 
Любое нововведение должно 
Таким образом, развитие современного туризма во многом зависит от разработки и внедрения инноваций, направленных на совершенствование обслуживания клиентов и расширения сервисных туристических возможностей. Необходимо чувствовать «дух времени», идти в ногу с прогрессом, чтобы обеспечить эффективность и прибыльность данной сферы услуг.
1.2 Классификация и основные функции инноваций в туризме
Туризм является одной из важнейших отраслей сервиса, и это требует современных форм и механизмов обслуживания клиентов. Главная цель турфирмы – выжить в условиях конкуренции, заинтересовать и привлечь максимальное количество потребителей. Именно с помощью инноваций в текущей деятельности фирмы есть возможность обеспечить своему турпродукту вполне стабильное существование на рынке.
Существует два вида инновации: 
кризисная инновация и 
Инновация развития – несколько отличный от предыдущего вид. Она внедряется медленно и продуманно, выводится на рынок не спонтанно, а постепенно, является поддерживающей инновацией, способной предупредить старение существующего товара.
Для туристского бизнеса необходимо использование двух этих видов инновации, так как туристский рынок – рынок нестабильный, поддающийся влиянию различных событий в окружающих и смежных областях. В данных условиях турфирмы должны не только создавать новый продукт, но уметь своевременно реагировать на новые изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, обладать способностью к созданию новых методов работы и улучшению результатов деятельности [24, c. 230].
В настоящее время инновации в туристской индустрии классифицируются:
1. Инновация продукта – внедрение на туристский рынок нового продукта (тура, услуги, товара). Его новизна должна быть очевидна для производителей, поставщиков, потребителей и конкурентов.
 Например, предложение 
рынку нового события (event) – 
фестиваля, форума, показа мод 
или костюмированного 
2. Инновация процесса 
– внедрение новых или 
 Например, роботы для 
уборки, компьютерные системы слежения, 
интегрированные системы 
3. Инновация в управлении 
– внедрение более эффективных 
структур и порядка 
4. Инновация бизнес-модели 
– новые способы ведения 
 Например, создание клиентских 
баз и банков данных в отелях, 
что дает возможность 
5. Маркетинговая инновация 
– развитие новых 
6. Ресурсные инновации 
– использование нового вида 
ресурсов для организации 
Например, раскопки останков 
динозавров легли в основу туристского 
парка Дайносор в США, с палеонтологическим 
музеем и маршрутами, позволяющими 
увидеть археологические 
7. Концептуальные инновации 
– создание новых концепций 
туризма, туристских услуг, и 
реализация их в новых 
К концептуальным инновациям можно отнести, например, строительство отелей и ресторанов изо льда в северных странах (самый знаменитый – Ice Hotel в Швеции), концепции тематических отелей-казино в Лас-Вегасе (например, «Экскалибур» – средневековый замок, в котором проводят рыцарские турниры).
Эти виды инноваций удовлетворяют потребности в новом знании, новом опыте, что характерно для современных туристов, стремящихся к саморазвитию через путешествия и туризм [19, c. 305].
Основные функции инноваций:
Информация о работе Управление инновациями на предприятиях туристской индустрии