Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 11:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявить факторы, влияющие и определяющие качество управленческого решения.
В ходе работы решены следующие задачи:
- рассмотрена сущность управленческого решения и определены его основные характерные особенности;
- рассмотрена классификация управленческих решений;
- описаны основные требования, предъявляемые к качеству управленческого решения;
- рассмотрены факторы, определяющие качество управленческого решения и влияющие на процесс его принятия;
Введение
Глава 1 Сущность управленческих решений
1.1  Сущность, характерные особенности управленческого решения и его роль в системе управления
1.2 Классификация управленческих решений
1.3 Основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений
1.4 Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Уфимский краностроительный завод»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Миссия предприятия, цели
2.3 Организационная структура предприятия
2.4 Система мотивации работников       
2.5 Организационная культура
Глава 3. Условия и факторы качества управленческого решения
3.1 Рекомендации по определению и принятию качественного управленческого решения
3.2 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения менеджера
Заключение и выводы
Список литературы
б) тактические;
в) стратегические.
По причинам возникновения управленческие решения делятся на:
а) ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;
б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
в) программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;
г) инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;
д) эпизодические и периодические, 
вытекающие из периодичности 
Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческого решения. К их числу можно отнести:
а) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
б) математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
в) эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.
По организационному оформлению управленческие решения делятся на:
а) жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
б) ориентирующие, определяющие направление развития системы;
в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
г) нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.[3]
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.[4]
1.3 Основные требования, 
предъявляемые к качеству 
Сбалансированность 
Решение в системе управления 
должно приниматься, как правило, на 
том уровне, где возникла ситуация, 
проблема, и по возможности тем 
лицом (звеном управления), которое 
располагает наибольшей информацией 
по данному вопросу. Это требование 
вытекает из технологии процесса управления, 
где взаимно переплетаются три 
цикла: информационный – выработка 
решения – организаторская 
Нецелесообразно процедуру решения искусственно изымать из единого технологического процесса управления и передавать ее в вышестоящий уровень управляющей системы. Чем дальше от участка, которого касается данное решение, тем выше затраты на его принятие. Каждое звено управления должно заниматься своим делом, с тем, чтобы более высокие инстанции не загромождались массой текущих дел, отвлекающих их от решения крупных проблем, а низовые звенья могли оперативно решать вопросы, входящие в их компетенцию.
Каждый руководитель, которому 
передается ответственность, должен четко 
знать, перед кем и за что он 
ответствен. Подобное требование всегда 
должно увязываться с четким определением 
линий подчинения. Единство распорядительства 
– одно из важнейших принципов 
научного управления. Необходимо, чтобы 
решение, распоряжение исполнителю 
исходило от непосредственного 
Непротиворечивость, строгая 
согласованность – еще одно важное 
требование к качеству управленческих 
решений. Оно должно исходить от непосредственного 
руководителя, должно быть точным, ясным, 
не допускающим разночтений и 
несогласованности с ранее 
Решение будет обоснованным 
и позволит более успешно выполнить 
задачу, если оно принято на основе 
достоверной информации о внутреннем 
состоянии объекта, а также внешней 
среды, в которой он функционирует, 
с учетом тенденций его развития 
и если для его реализации имеются 
реальные возможности. Если решение 
не обосновано и для его осуществления 
еще не созрели необходимые 
Конкретность – еще одно важное требование к качеству решения независимо от того, относится ли оно к учреждению в целом или к отдельным объектам и процессам в его рамках.
И, наконец, управленческое решение должно быть полномочным, т.е. приниматься органом или лицом, имеющим право принять решение. Полномочия, подкрепленные соответствующими правовыми нормами, делают это решение обязательным.[5]
1.4 Факторы, определяющие 
качество и эффективность 
Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам – как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу этих факторов следует отнести:
1) законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией управленческого решения;
2) четкую формулировку цели – для чего принимается управленческое решение, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
3) объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия управленческого решения главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
4) время разработки управленческого решения – как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);
5) организационные структуры управления;
6) формы и методы осуществления управленческой деятельности;
7) методы и методики разработки и реализации управленческого решения (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);
8) субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является управленческое решение, тем субъективнее оценка.
9)  состояние управляющей и управляемой 
систем (психологический климат, авторитет 
руководителя, профессионально-
10) систему экспертных оценок уровня качества и эффективности управленческих решений.
Управленческие решения 
должны опираться на объективные 
законы и закономерности общественного 
развития. С другой стороны, управленческое 
решение существенным образом зависят 
от множества субъективных факторов 
– логики разработки решений, качества 
оценки ситуации, структуризации задач 
и проблем, определённого уровня 
культуры управления, механизма реализации 
решений, исполнительской дисциплины 
и т. п. При этом необходимо всегда 
помнить, что даже тщательно продуманные 
решения могут оказаться 
 
ГЛАВА 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Уфимский краностроительный завод»
2.1 Общая характеристика предприятия
Уфимский краностроительный 
завод (организационно-правовая форма 
- Общество с ограниченной ответственностью) 
является одним из крупнейших специализированных 
предприятий Урало-Сибирского региона 
России в области конструирования, 
строительства и монтажа 
Только за последние 10 лет 
на заводе совместно с ВНИИПТМАШ 
разработано и запущено в серийное 
производство более 10 новых конструкций 
козловых и мостовых кранов.[7] На протяжении 
15 лет завод возглавляет 
2.2 Миссия и цели предприятия
Миссия организации – это основная общая цель организации, ясно выраженная причина ее существования. Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, очень велико. Выработанные на ее основе цели являются критериями оценки всех управленческих решений. Миссия детализирует статус организации и направления для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Миссия ООО «Уфимский 
краностроительный завод» заключается 
в предоставлении предприятиям на уровне 
страны высококачественного и 
По уставу организации ключевой целью её деятельности является создание конкурентноспособной продукции. Виды деятельности:
| 1) | Оптовая торговля подъемно-транспортными машинами и оборудованием, эксплуатационными материалами и принадлежностями машин и оборудования | 
| 2) | Производство общестроительных работ в части возведения зданий | 
| 3) | Производство общестроительных 
  работ при строительстве  | 
| 4) | Производство общестроительных 
  работ при прокладке  | 
| 5) | Производство общестроительных работ при монтаже зданий и сооружений из сборных конструкций (осуществляемых неспециализированными строительными организациями) | 
| 6) | Монтаж металлических строительных конструкций (осуществляемых неспециализированными строительными организациями) | 
| 7) | Производство прочих строительных 
  работ, требующих специальной  | 
| 8) | Производство земляных работ при строительстве зданий, сооружений и других объектов | 
| 9) | Добыча нерудных полезных ископаемых. | 
| 10) | Разборка и снос зданий, расчистка строительных участков | 
| 11) | Производство работ нулевого цикла – строительство сборных фундаментов и бурение водяных скважин, включая производство свайных работ | 
| 12) | Монтаж внутреннего санитарно- | 
| 13) | Производство общестроительных работ при ремонте зданий и сооружений непроизводственного назначения | 
| 14) | Услуги по обработке металлических 
  изделий с использованием основных 
  технологических процессов  | 
| 15) | Производство санитарно- | 
| 16) | Производство сварных конструкций и легких металлических конструкций | 
| 17) | Производство кранов (кроме строительных и кранов на железнодорожном ходу) | 
| 18) | Производство кранов для строительства | 
| 19) | Производство оборудования непрерывного транспорта | 
| 20) | Производство прочего 
  подъемно-транспортного  | 
| 21) | Производство  | 
| 22) | Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах | 
| 23) | Контроль оборудования и материалов неразрушающими методами контроля | 
| 24) | Ремонт, установка и наладка приборов безопасности подъемных сооружений | 
| 25) | Ремонт подъемно-транспортного оборудования, в том числе лифтового хозяйства, сервисное обслуживание, обследование и техническое диагностирование | 
| 26) | Пуск и наладка подъемно- | 
| 27) | Деятельность автомобильного грузового транспорта | 
| 28) | Организация перевозок грузов автомобильным транспортом[8] Дерево целей предприятия представленно в приложении 1 |