Теоретические основы управления рисками в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований в области управления риском на предприятии сферы услуг.
Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач: определение сущности и природы риска; проведение анализа теоретических исследований, посвященных вопросам риска; изучение видов рисков сопровождающих финансовую деятельность изучаемого предприятия; проведение анализа и оценки рисков, влияющих на функционирование данного предприятия. способы снижения рисков хозяйственной деятельности предприятия и т.п.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические основы управления рисками в сфере услуг………….5
1.1 Понятие и характеристика рисков…………………………………………...5
1.2 Характеристика управления рисками………………………………………..6
1.3 Понятие и сущность услуги…………………………………………………..9
1.4 Характеристика сфера обслуживания населения………………………….10
Глава 2. Инструменты риск-менеджемента, как основное средство для снижения степени риска..…………………………….………………...……….16
Глава 3. Анализ системы управления рисками в ООО «Облака» ..……….…23
3.1 Краткая характеристика предприятия ……...………………….…………..23
3.2 Процесс управления рисками на предприятии………………………….…28
3.3 Оценка управленческих рисков на ООО «Облака»………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсовая Управление ргб!!!!.docx

— 88.39 Кб (Скачать файл)

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Например, крупной корпорации нецелесообразно через страховую компанию страховать от пожара свое оборудование, которое установлено в небольшом арендованном ею помещении. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества. Сущность самострахования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

Страхование риска. Страхование риска является наиболее важным методом снижения степени риска.

Сущность   страхования  выражается  в   том,  что  инвестор готов отказаться  от части  своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

В настоящее время  появились новые виды страхования, например, страхование титула, страхование  предпринимательских рисков и др.

Предпринимательский риск – это риск неполучения ожидаемых  доходов от предпринимательской  деятельности. Страховая сумма не должна превышать страховую стоимость  предпринимательского риска, т.е. сумму  убытков от предпринимательской  деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при  наступлении страхового случая.

Страхование валютных рисков. Причиной валютного риска являются краткосрочные и долгосрочные колебания обменных курсов валют, которые предопределяются величиной спроса и предложения. Спрос на покупку или продажу валюты находится под влиянием комбинации кратковременных и долгосрочных факторов. Долгосрочные тенденции изменения курсов валют зависят от состояния экономики. Кратковременные тенденции зависят от рыночных условий и других кратковременных факторов спроса-предложения.

Долгосрочные изменения  курсов валют могут быть достаточно существенными. В целом такие  изменения отражают разницу темпов инфляции двух сторон, однако и другие факторы могут влиять на курс. В  странах с высоким уровнем  инфляции валюта будет “слабой”, и  стоимость ее будет быстро понижаться. “Твердая” валюта ассоциируется  с сильной экономикой. Форвардные операции как метод страхования  от валютных рисков применяются и при проведении процентного арбитража с форвардным покрытием.

Процентный арбитраж - это сделка, сочетающая в себе конверсионную (обменную) и депозитарную операции с валютой, направленные на получение прибыли за счет разницы в процентных ставках по различным валютам.

Процентный арбитраж имеет две формы: без форвардного покрытия и с форвардным покрытием. Процентный арбитраж без форвардного покрытия - это покупка валюты по текущему курсу с последующим размещением ее в депозит и обратной конверсией по текущему курсу по истечении срока депозита. Эта форма процентного арбитража связана с валютным риском. Процентный арбитраж с форвардным покрытием - это покупка валюты по текущему курсу, помещение ее в срочный депозит и одновременная продажа по форвардному курсу. Эта форма процентного арбитража не влечет за собой валютных рисков.

Учет и оценка доли использования  специфических фондов компании в ее   общих фондах.  С переходом к рынку значительно возрастают деловые риски. Вероятность неполучения дохода от предпринимательской деятельности диктует необходимость образования в составе внутренних производственных фондов резервного (рискового) фонда, размер которого устанавливается, на уровне не менее 15% уставного капитала. Формируется резервный капитал за счет ежегодных отчислений, величина которых устанавливается учредительными документами и составляет, не менее 5% суммы чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов. В условиях перехода к рыночной экономике создана принципиально новая система распределения прибыли предприятия. Ее главное отличие заключается в том, что чистая прибыль распределяется не в соответствии с заранее установленными пропорциями (процентами) ее отчислений в фонды экономического стимулирования, состав которых строго регламентирован, а исходя из потребностей, непосредственно по целевому назначению. Поэтому перечень самих фондов экономического стимулирования, конкретные размеры направления в них прибыли формируются под воздействием рыночной конъюнктуры и в связи со специфическими особенностями расходования чистого дохода в различных организационно-правовых формах хозяйствования.

Главное требование, которое  предъявляется сегодня к системе  распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами  потребности расширенного воспроизводства  на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми  на потребление и накопление.    Важное место в системе распределения  прибыли занимают сегодня те направления  ее использования, которые связаны  с формированием поощрительных  фондов, предназначенных для стимулирования лучших результатов работы трудовых коллективов. Использование прибыли  на формирование поощрительных фондов непосредственно заинтересовывает работников предприятий в достижении более высоких финансовых результатов, поскольку рост прибыли впрямую  отражается на размере вознаграждений, выплачиваемых за счет прибыли. Последняя используется на премирование рабочих и служащих по установленным премиальным системам, единовременное поощрение отличившихся работников за выполнение особо важных производственных заданий, выплату вознаграждений за общие результаты работы предприятия по итогам года, оказание единовременной помощи и т.д..

К прочим методам минимизации степени риска могут быть отнесены следующие: обеспечение востребования с контрагента по финансовой операции дополнительного уровня премии за риск; получение от контрагентов определенных гарантий; сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами; обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций.

В приложениях 9 и 5 представлены способы уменьшения негативных последствий от различных видов риска, с которыми может столкнуться предприниматель.

При выборе конкретного  средства разрешения риска предприятие  должно исходить из следующих принципов:

- нельзя рисковать  больше, чем это может позволить  собственный капитал;

- нельзя рисковать  многим ради малого;

- следует предугадывать  последствия риска. 

Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально  возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.

Вопрос о выборе оптимальной  политики, направленной на снижение риска, решается в рамках микроэкономической теории. Соответствующий результат гласит: оптимальная политика управления риском должна быть такой, чтобы предельные затраты на реализацию этой политики соответствовали предельной полезности, доставляемой ее применением .

Однако, ввиду значительных информационных требований это условие трудно выполнимо на практике. Фактически применяются более простые критерии, например, критерий минимума затрат на мероприятия по снижению риска до приемлемого уровня.

В конкретных случаях  выбор средств снижения риска  зависит от возможностей его предсказания. Так, известные, часто встречающиеся риски могут быть снижены с помощью специально разрабатываемых превентивных мер. Например, риск потери части активов предприятия вследствие хищений может быть снижен за счет установления сигнализации на складах, улучшения действующей системы учета и контроля за хранением и использованием материальных ценностей.

Предвидимые, но плохо  контролируемые риски могут быть снижены за счет диверсификации производства и использования резервной системы поставки ресурсов.

Каждый из перечисленных  инструментов снижения риска имеет  как определенные преимущества, так  и недостатки. Поэтому обычно используют определенные комбинации этих инструментов «подавления» рисков. В качестве ориентира при выборе средств снижения риска используют специальные схемы, подобные  нижеприведенной.

Финансовая деятельность предприятия во всех ее формах сопряжена  с многочисленными рисками, степень  влияния которых на результаты этой деятельности существенно возрастает с переходом к рыночной экономике.

Риски, сопровождающие эту  деятельность, выделяются в особую группу финансовых рисков, играющих наиболее значимую роль в общем «портфеле рисков» предприятия. Возрастание степени влияния финансовых рисков на результаты финансовой деятельности предприятия связано с быстрой изменчивостью экономической ситуации в стране и конъюнктуры финансового рынка, расширением сферы финансовых отношений, появлением новых для нашей хозяйственной практики финансовых технологий и инструментов и рядом других факторов.

В системе методов  управления финансовыми рисками  предприятия основная роль принадлежит  внешним и внутренним механизмам нейтрализации рисков.

Внутренние     механизмы    нейтрализации    финансовых    рисков представляют собой систему методов минимизации их негативных последствий, избираемых и осуществляемых в рамках самого предприятия.

Основным объектом использования  внутренних механизмов нейтрализации  являются, как правило, все виды допустимых финансовых рисков, значительная часть  рисков критической группы, а также  нестрахуемые катастрофические риски, если они принимаются предприятием в силу объективной необходимости. В современных условиях внутренние механизмы нейтрализации охватывают преимущественную часть финансовых рисков предприятия.

Преимуществом использования  внутренних механизмов минимизации  финансовых рисков является высокая  степень альтернативности принимаемых  управленческих решений, не зависящих, как правило, от других субъектов  хозяйствования. Они исходят из конкретных условий осуществления финансовой деятельности предприятия и его  финансовых возможностей, позволяют  в наибольшей степени учесть влияние  внутренних факторов на уровень финансовых рисков в процессе минимизации их негативных последствий.

Инструменты применяемые при управлении рисками на предприятии очень многообразны. Возможность эффективного использования либо оптимального выбора инструментов в управлении предприятием зависит от сферы деятельности хозяйствующего субъекта.

 

 

3. Анализ системы управления рисками в ООО "Облака”

3.1 Краткая характеристика предприятия

 

Кафе "Облака" - предприятие общественного питания, предназначенное для организации  отдыха потребителей. Ассортимент реализуемой  продукции по сравнению с рестораном ограниченный. Реализует фирменные, заказные блюда, мучные кондитерские изделия, напитки, покупные товары. Блюда в  основном горячие несложного приготовления, расширенный ассортимент горячих  напитков (чай, кофе, молоко, шоколад). Кафе "Облака" находится на ул.Б. Богаткова, 221, то есть является "проходимым" местом, с высокой посещаемостью.

Кафе "Облака" с обслуживанием официантами  в своём меню имеют фирменные, заказные блюда, но в основном быстрого приготовления. Составление меню и  соответственно запись начинается с  горячих напитков (не менее 10 наименований), затем пишут холодные напитки, мучные кондитерские изделия (8-10 наименований), горячие блюда, холодные блюда. Кафе предназначено для отдыха посетителей, поэтому большое значение имеет  оформление торгового зала декоративными  элементами, под освещение, цветовое решение. Микроклимат поддерживается системой приточно-вытяжной вентиляции. Мебель применяется стандартная  облегчённых конструкций, столы  имеют полиэфирное покрытие. Из столовой посуды применяется: металлическая  из нержавеющей стали, полуфарфоровая фаянсовая, сортовая стеклянная. В кафе кроме торговых залов имеется  вестибюль, гардероб, туалетные комнаты  для посетителей норма площади  на одно посадочное место в кафе 1,6 кв. метра.

На предприятии  используется современное оборудование фирмы Rolsen, ЗАО "Туалаторгтехника", ОАО "Астраханьторгтехника", ATESY, Abat, а именно: электроплита 4-х комфорочная  без жарочного шкафа, шкаф жарочный ШЖ - 150 2-х секционный, электросковорода СЭСМ - 0,3 Н, раздаточная линия, ПМЭС - 70К, прилавок холодильный ПВВ (Н) - 70; электрогриль ЭГРЗ - 6М, микроволновая печь, ларь морозильный МЛП - 250, электроплита 4-х комфорочная с жарочным шкафом ПЭ - 0,48М, машина тестомесильная МТМ - 65, холодильник, весы РН6Ц13УМ 6 кг, блинный аппарат БА - 2/5, прилавок.

Номенклатура  продуктов по каждому типу составляет от 5 до 15 наименований. В кафе традиционно  осуществляется торговля элитными сортами  товаров.

В предприятии  работает 25 человек. Удельный вес официантов в общей численности работников предприятия составляет - 75%. По сравнению  с 2001 годом соотношение между  численностью официантов и административных работников изменилось в пользу официантов - 74%. Растет производительность труда  официантов. В 2012 году на одного официанта  приходилось 142,0 тыс. руб. товарооборота, а в 2011 году - 131,0 тыс. руб. За счет роста  производительности труда получено 73,3% прироста общей суммы товарооборота, а за счет увеличения численности  официантов (экстенсивный фактор) - 26,7%.

 

Организационная структура организации.

 

Сотрудники  ООО "Облака" выполняют следующие  функциональные обязанности:

 

Должность (специальность, профессия)

Полномочия

Директор

Подписывает приказы о назначении на ту или иную должность или освобождении от нее. Осуществляет организационное  руководство всем предприятием в  целом.

Заместитель директора

В отсутствии директора выполняет  все его обязательства.

Управляющий

Разрабатывает стратегию предприятия, контролирует работу персонала, качество обслуживания. Обеспечивает взаимодействие подразделений. Занимается маркетингом  предприятия.

Бухгалтер

Свою деятельность осуществляет на основании  требований нормативных документов правительства России. В пределах утвержденных должностных обязанностей взаимодействует с государственными предприятиями, учреждениями и общественными  организациями.

Менеджер 

Следит за работой персонала, производит кассовые операции.

Бармен 

Готовит заказы, направленные на бар, непосредственно  обслуживает посетителей, находящихся  за барной стойкой.

Официант 

Принимает заказы, обслуживает гостей, следит за чистотой зала.

Шеф - повар

Контролирует работу персонала на кухни, делает заявки поставщикам, разрабатывает  рецептуры блюд, составляет технологические  карты, делает отработки блюд.

Повар

Занимается непосредственным приготовлением блюд.

Кондитер 

Изготавливает кондитерские изделия.

Посудница

Занимается мытьем посуды.

Уборщица 

Следит за чистотой в заведении. Убирает  подсобные помещения, зал.

Информация о работе Теоретические основы управления рисками в сфере услуг