Теоретические основы понятия финансового лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение лизинга как способа финансирования производства на предприятии.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы лизинговой деятельности;
- дать общую характеристику финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАРЗ»;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы понятия финансового лизинга……………...5
1.1 Сущность, виды и функции лизинга……………………………………....5
1.2 Объекты и субъекты лизинга. Особенности лизинговых операций: преимущества и недостатки……………………………………………………9
1.3 Методики расчета лизинговых платежей…………………………………13
Глава 2. Анализ управления лизинговыми операциями на предприятии на примере ОАО «ЧАРЗ»………………………………………………………….18
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАРЗ»…………………………………………………………………….18
2.2 Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной активности предприятия……………………………………………………….24
2.3 Оценка эффективности лизинговых сделок предприятия………………..27
Глава 3. Мероприятия, направленные на улучшение финансирования предприятия с помощью лизинговых операций………………………………31
3.1 Предложения по расширению лизинговых операций на предприятии на примере опыта зарубежных предприятий……………………………………31
3.2 Рекомендации по повышению эффективности управления финансами предприятия на основе использования лизинга………………………………34
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………39

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2).docx

— 75.59 Кб (Скачать файл)

II - "Вариант родственных отношений", в котором предполагается объединение  интересов предприятия и лизинговой  компании в целях минимизации  затрат, связанных с приобретением  необходимого производственного  имущества. Альтернативой также  является кредитная сделка. В  этом случае экономическая целесообразность  лизинга рассматривается исходя  из оценки совокупных затрат  предприятия и лизинговой компании  при организации сделки. "Родственность  отношений" лизинговой компании  и арендатора предполагает отсутствие  самостоятельного интереса лизинговой  компании (отличного от интересов  производственного предприятия) в  получении прибыли, превышающей  размер прибыли, необходимого для  оплаты обязательных платежей.

Далее, выделяются "преимущества" и "недостатки" лизинга: Экономятся средства по уплате налога на прибыль за счет включения в себестоимость процентных платежей по кредиту и возможности использовать механизм ускоренной амортизации. Недостатком лизинговой схемы по сравнению с прямым кредитом считается "необходимость повторной уплаты налогов с оборота". Последующий анализ заключается в выяснении условий, при которых преимущества лизинга перевешивают его недостатки. Авторы анализа получают следующие результаты сравнения: "механизм лизинга целесообразен для предприятия при условии экономической возможности предприятия применить механизм ускоренной амортизации имущества и / или объективной необходимости использования для приобретения имущества механизма кредитования". Такое заключение получено вследствие не рассмотрения условий сравнения лизинга с альтернативным ему займом. Лизинг становится более дешевым в результате ускорения амортизации актива, при сохранении прежних норм при традиционном кредитном финансировании. Различия в сроках жизни проектов не принимается в расчет. Поэтому последующие авторские построения не соответствуют принципам оценки конкурирующих инвестиций.

Дальнейшие рассуждения касаются расчета лизинговых платежей. В общем случае структура лизинговых платежей представляется в следующем виде:

ЛП = ЗА · tлд + К% + П + НП + НИ + НО, (10)

где ЗА - величина линейной амортизации с коэффициентом 3;

tлд - срок действия лизингового договора;

К% - суммарные затраты по уплате процентов за пользование кредитными средствами на протяжении всего периода возврата кредита;

П - прибыль лизинговой компании, необходимая для выплаты кредита в части превышения над суммой амортизационных отчислений;

НП - налог на прибыль уплачиваемый лизинговой компанией, в связи с необходимостью получение прибыли П;

НИ - налог на имущество;

НО - налоги с оборота.

Несмотря на видимые недостатки и двусмысленность, отечественные авторы этого анализа сделали видимый шаг вперед по сравнению с другими отечественными методиками лизинга: во-первых, сделана попытка применить западный подход к анализу лизинга в российских условиях; во-первых, это единственная известная отечественная работа, в которой ее авторы пробовали соединить воедино анализ эффективности лизинга и расчет лизинговых платежей.

 

 

3.2 Рекомендации по повышению  эффективности управления финансами  предприятия на основе использования  лизинга

В соответствии с Федеральным законом «О лизинге» от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ (в ред. от 23 июля 2006 г.) меры государственной поддержки лизинговых организаций, устанавливаемые по решению Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, следующие:

• предоставление государственных гарантий для реализации лизинговых проектов;

•  предоставление участникам лизинговых операций права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на их деятельность;

•  предоставление инвестиционных кредитов для лизинговых проектов;

•  освобождение от налогов лизинговых платежей в течение первого года после создания лизинговой компании;

•  освобождений хозяйствующих субъектов-лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договора финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет;

•  освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнение лизинговых договоров);

Анализ приведенного перечня мер государственной поддержки деятельности лизинговых организаций показывает, что в основном они носят декларативный, слишком общий характер. Так, например, не были внесены изменения и дополнения в налоговое законодательство в части освобождения лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет. Банки по-прежнему платят налог на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга. Не было введено частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин.

Критическое отношение вызывают намерения законодателей утвердить отраслевые формы государственной поддержки. Прежде всего, это касается поддержки лизинговых операций в авиации и других видах транспорта, а также в агропромышленном комплексе. Аргументов, доказывающих целесообразность государственной поддержки развития лизинга именно в данных отраслях, а не, например, в точном машиностроении, приборостроении и других отраслях, определяющих научно-технический прогресс, не имеется.

В любой отрасли есть необходимость в государственной поддержке лизинговых операций по приобретению машин и оборудования, имеющих народнохозяйственную значимость. Именно необходимость приобретения имущества в интересах государства должна стать критерием при установлении приоритетов государственной поддержки, а не отраслевая принадлежность лизинговых компаний. К тому же развитие финансового лизинга должно стимулировать спрос на продукцию предприятий базовых отраслей, что в свою очередь должно привести к росту поступлений от их деятельности в бюджет.

Завершая обзор законодательного обеспечения развития финансового лизинга в России, можно сформулировать целесообразные для успешной реализации этой цели направления его дальнейшего совершенствования:

• отказаться от отраслевого принципа при определении приоритета государственной поддержки развития лизинга;

•  пересмотреть льготы для организаций, вступающих в финансовые отношения по лизинговым операциям;

•  предоставить возможность применения субъектами лизинговой сделки ускоренной амортизации оборудования;

•  создать правовые условия для более широкого применения возвратного лизинга, при котором лизингополучатель может закладывать полученную технику под определенную сумму и тем самым пополнять оборотные средства, выпускать свою продукцию, рассчитываться по долговым обязательствам согласно условиям лизингового договора.

Привлекательность лизинга как инструмента для осуществления инвестиционной деятельности, снижающего риски, продолжает интересовать финансовые институты, которые начали искать оптимальные пути и формы его применения.

Сегодня наибольшим потенциалом по объему лизинговых операций обладают лизинговые компании, создаваемые банками, что говорит о рациональности данной структуры организации в сегодняшних экономических условиях.

В заключении можно сказать, что на сегодняшний день развитию лизинга в России препятствует ряд следующих факторов:

- за рубежом термином “лизинг”  называются отношения финансовой  аренды сроком от 3-х лет. В нашей  же стране не создан пока  еще благоприятный климат для  долгосрочных инвестиций. Необходимо  принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные  с долгосрочным кредитованием.

- неразвитость инфраструктуры  лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг  в России должна включать в  себя более широкую сеть лизинговых  компаний, специализированных консалтинговых  фирм и соответствующую систему  информационного обеспечения о  предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т.п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.

- недостаток квалифицированных  кадров для лизинговых компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, лизинг является формой международного экономического и инвестиционного сотрудничества, который в силу присущих ему возможностей может стать импульсом технического перевооружения, создания необходимых мощностей промышленных предприятий и структурной перестройки экономики в целом.  Существенное преимущество лизинга по сравнению с другими формами инвестирования состоит в том, что предпринимателю предоставляются не денежные ресурсы, а непосредственно средства производства, имеющие технико-экономические характеристики, определенные предпринимателем. В современном деловом мире лизинг является одним из важнейших методов финансирования развития технической базы производства. Он доступен малым и средним предприятиям, в то время как получение банковских кредитов на благоприятных условиях для них проблематично, так как они не являются "первоклассными" заемщиками; платежи по лизингу объектов основных производственных фондов включаются в себестоимость продукции и не подлежат налогообложению; имущество по лизинговой сделке обычно не учитывается на балансе арендатора, а его стоимость не включается в остаток кредитной задолженности. В то же время надо иметь в виду и присущие лизингу недостатки. 

Благодаря лизингу финансовые институты, банки могут реструктуризировать свою деятельность, увеличивая объемы кредитования проектов с более высокими гарантиями, т.к. сдаваемое в лизинг оборудование (имущество), как правило, высоко ликвидно; кроме того, оно остается в собственности лизингодателя в течение всего срока договора лизинга. На рынке лизинговых услуг уже функционируют более 800 лизинговых компаний, которые при дефиците финансовых ресурсов способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив техническое обновление их производства, т.е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема. 

Список использованной литературы

Основная литература:

1. Гражданский Кодекс  Российской Федерации. Части 1и 2 -6-е  изд. М.: Изд-во "Ось-89", 2007.

2. Налоговый Кодекс Российской  Федерации Части 1 и 2. – М.: Изд-во "Ось-89", 2008.

3. Акулов В.Б. Финансовый  менеджмент: Учебное пособие. 4-е  изд. – М.: Флинта МПСИ, 2010. – 264 с.

4. Арутюнов Ю.А. Финансовый  менеджмент: Учебное пособие. 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2010. – 312 с.

5. Балабанов И.Т. Основы  финансового менеджмента: Учебное  пособие М.: Финансы и статистика, 2007.

6. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения. Учебник / Под  ред. Бобылевой А.З. –М.: Юрайт, 2011. – 903 с.

7.  Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под  ред. Стояновой Е.С. - М.: Перспектива, 2010. – 656 с.

8. Финансовый менеджмент: Учебник / Ильин В.В., Сердюкова Н.А., Алексеев В.Н., Ермилов В.Г. - М.: Омега-Л, 2011. – 560 с.

Интернет ресурсы:

         9.  http://www.minfin.ru/ru/ - Официальный сайт Министерства финансов РФ

       10.  http://www.consultant.ru/ - Консультант Плюс: Интернет-версия

       11. http://www.aup.ru/ - Административно - управленческий портал. Основой портала является электронная библиотека деловой литературы и документов, а также бизнес-форум по различным аспектам теории и практики организации, планирования и управления деятельностью предприятий.

       12. http://www.charz21.ru/ - Официальный сайт ОАО «ЧАРЗ»

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы понятия финансового лизинга