Теоретические основы понятия финансового лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение лизинга как способа финансирования производства на предприятии.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы лизинговой деятельности;
- дать общую характеристику финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАРЗ»;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы понятия финансового лизинга……………...5
1.1 Сущность, виды и функции лизинга……………………………………....5
1.2 Объекты и субъекты лизинга. Особенности лизинговых операций: преимущества и недостатки……………………………………………………9
1.3 Методики расчета лизинговых платежей…………………………………13
Глава 2. Анализ управления лизинговыми операциями на предприятии на примере ОАО «ЧАРЗ»………………………………………………………….18
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАРЗ»…………………………………………………………………….18
2.2 Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной активности предприятия……………………………………………………….24
2.3 Оценка эффективности лизинговых сделок предприятия………………..27
Глава 3. Мероприятия, направленные на улучшение финансирования предприятия с помощью лизинговых операций………………………………31
3.1 Предложения по расширению лизинговых операций на предприятии на примере опыта зарубежных предприятий……………………………………31
3.2 Рекомендации по повышению эффективности управления финансами предприятия на основе использования лизинга………………………………34
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………39

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2).docx

— 75.59 Кб (Скачать файл)

Механизм воздействия финансов на эффективность ведения хозяйства зависит от характера распределительных отношений, конкретных форм и методов их организации, их соответствия уровню производительных сил производственных отношений. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должны быть состояния производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе 
самостоятельно определить способ распределения чистой прибыли.

 

2.2 Место лизинга в комплексе  мер по повышению инвестиционной  активности предприятия.

Основной статьей расходов по содержанию и эксплуатации автотехники станут расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Из условий эксплуатации автомобильного транспорта можно сделать следующий вывод, что одна машина за месяц пройдет 8000 тысяч км, тем самым она потратит 2800 литров дизельного топлива, а в год весь автопарк потратит 112000 литров топлива. При средней цене литра дизельного топлива 8 рублей, суммарные затраты на топливо составят 28 тыс. долл. США.

Так как техническое обслуживание служит для выявления поломок и устранения мелких неисправностей, а также замены технических жидкостей, и его стоимость определяется как 1000 долларов США на 100000 км пробега автомобиля, то общие затраты на него составят 3200 долл. США.

Одним из самых важных факторов безопасности движения автопоезда по дороге является хорошее состояние его шин. Поэтому транспортные предприятия меняют шины на каждом автопоезде 2 раза в год. Таким образом, затраты по замене шин, при средней стоимости одной шины в 250 долларов США, составят 24 тыс. долл. США.

Элементом технического обслуживания любого автомобиля является его мойка. В данный момент времени цена на мойку грузового автомобиля с тентованным полуприцепом составляет 20 долл. США. Мойка автотранспорта осуществляется 1 раз на круговой рейс, и. следовательно, затраты составят: 1600 долл. США.

Притом, что техника, преданная ОАО «ЧАРЗ» лизингодателем не является старой, тем не менее, не исключаются серьезные поломки. По нормативам завода изготовителя, на крупный ремонт в среднем затрачивается не более 5000 долларов США в год на одну машину (с учетом оплаты груда на замену сломавшихся узлов и агрегатов), время эксплуатации которой не превышает 5 лет. Следовательно, наша фирма затратит примерно 20 тыс. долл. США на ремонт техники.

Еще одной очень важной составляющей расходов любой фирмы в данном деле является оплата работы водителей механиков. В международной практике водитель-дальнобойщик, не являющийся собственником подвижного состава, получает примерно 10% от стоимости фрахта. В нашем случае, при стоимости фрахта Чебоксары - Острава - Чебоксары 3200 долл., суммарный фонд оплаты работы водителей составит 25600 долл. США (из данной суммы делаются все налоговые вычеты и уплаты в соответствующие фонды).

При этом необходимо учесть выплаты по лизинговым платежам, которые составляют 77313 долл. США ежегодно.

Исходя из выше перечисленных условий эксплуатации и соответствующих затратах на обслуживание и эксплуатацию, предполагаем, что суммарный расход по обслуживанию и эксплуатации 179713 долл. США.

Расчет дохода предприятия от применения лизинга в международных транспортных перевозках.

Транспортное предприятие покрывает свои затраты по содержанию и эксплуатации своего автотранспорта за счет оплаты заказчиком ставки фрахта на перевозку. В настоящее время действующая ставка на перевозку товаров из Чебоксар в Остраву (Чехия) составляет 1700 долл. США. Следовательно, на кругорейс одна машина заработает 3400 долл. США. Но в данное время существует довольно таки серьезная конкуренция на рынке международных транспортных перевозок. Поэтому наша фирма с целью более быстрого проникновения на этот рынок будет устанавливать ставку фрахта в размере 1600 долл. США, а на круговой рейс - 3200 долл. США. Тем самым, исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что суммарный доход от данного вида деятельности составит 256000 долл. США.

Исходя из расчетов ожидаемых доходов и расходов, связанных с проведением данного мероприятия на предприятии ОАО «ЧАРЗ», полученные результаты окажут сильное влияние на основные техника экономические показатели предприятия.

Все расчеты приведены в валюте США, и, чтобы сопоставить результаты экономической деятельности до и после проведения мероприятия, необходимо последние привести к российскому рублю.

 

 

 

2.3 Оценка эффективности лизинговых  сделок предприятия

Произведя расчет и спрогнозировав расходную и доходную часть данного проекта, как уже говорилось выше, предлагаемые мероприятия могут оказать серьезное влияние на основные технико-экономические показатели по предприятию. Точка безубыточности рассчитывается для определения минимального объема продаж продукции ОАО «ЧАРЗ», для выполнения всех денежных обязательств. Расчет точки безубыточности позволит определить, каким должен быть объем продаж продукции, позволяющий ОАО «ЧАРЗ» без посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Определение минимального объема производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса — есть определение порога рентабельности.

Таблица 2.5.

Расчет точки безубыточности в ОАО «ЧАРЗ» за 2011–2012 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

Отклонение (+;-)

Темп изменения, %

1. Выручка от реализации  продукции, тыс. руб.

64325

47773

-16552

74,2

2. Переменные затраты, тыс. руб.

39888

25560

-14328

99,5

3. Валовая маржа, тыс. руб.

24437

22213

-2224

90,8

4. Коэффициент валовой  маржи

0,379

0,464

+0,085

122,4

5. Постоянные затраты, тыс. руб.

22765

20964

-1801

92,1

6. Прибыль, тыс. руб.

1249

1672

-423

74,7

7. Порог рентабельности, тыс. руб.

60065

45181

-14884

75,2

7. Запас финансовой прочности: - тыс. руб.

4260

2592

-1668

60,8

-%

6,62

5,42

-1,2

-

8. Операционный рычаг

19,56

13,28

-6,28

67,8


 

По данным таблицы  можно сделать вывод о том, что валовая маржа в 2012 году уменьшилась на 2224 тыс. руб. или на 9,2% и составила 22213 тыс. руб. Коэффициент валовой маржи в 2011 году составил 0,379, а в 2012 году 0,464, увеличившись на 0,085 пункта.

Порог рентабельности в 2011 году равен 60065 тыс. руб., а в 2012 году 45181 тыс. руб., уменьшение составило 14884 тыс. руб. Это означает, что если в 2012 году предприятие получит выручку в размере не менее 45181 тыс. руб., переменные издержки будут не более 25560 тыс. руб., то предприятие не получит ни прибылей, ни убытков.

Таким образом, запас финансовой прочности ОАО «ЧАРЗ» в 2011 году составил 4260 тыс. руб. от выручки, а в 2012 году 2592 тыс. руб. от выручки.

Значение же операционного рычага уменьшилось на 6,28 пункта и составило в 2012 году 13,28.

 Теперь можно сформулировать  два правила, полезных для ОАО «ЧАРЗ»:

1. Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог  рентабельности, и производить товаров  в натуре больше их порогового  значения. При этом будет происходить  наращивание прибыли фирмы.

2. Следует помнить, что сила воздействия  производственного рычага тем  больше, чем ближе производство  к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что существует  некоторый предел превышения  порога рентабельности, за которым  неизбежно должен последовать  скачок постоянных затрат (новые  средства труда, новые помещения, увеличение издержек на управление  предприятием).

ОАО «ЧАРЗ» должно обязательно пройти порог рентабельности и учитывать, что за периодом увеличения массы прибыли неизбежно наступит период, когда для продолжения производства (наращивания выпуска продукции), нужно будет резко увеличить постоянные затраты, следствием чего неизбежно станет сокращение получаемой в краткосрочном периоде прибыли.

Принимая конкретное решение об объеме реализации продукции, ОАО «ЧАРЗ» следует считаться с этими выводами.

Так, в связи с расширением предпринимательской деятельности предприятия, при реализации лизингового проекта предприятие обновит свои основные фонды, что говорит о положительной тенденции развития предприятия.

С увеличением количества основных средств, предприятия увеличится количество штатных работников. С увеличение выручки от реализации услуг по международным транспортным перевозкам так же увеличится производительность труда.

Проведя анализ финансового положения предприятия ОАО «ЧАРЗ», было выявлено, что за 2012 год предприятие достигло определенных успехов. Предприятию удалось реализовать свои услуги на сумму 47773 тыс. руб., и прибыль составила 1672 тыс. руб. В основном, все экономические показатели соответствуют нормативным значениям или даже превышают их. Это свидетельствует о крепком финансовом положении предприятия. Об этом же говорит и расчет по определению типа финансовой устойчивости фирмы.

Однако в 2012 году наблюдается некоторое снижение экономических показателей по предприятию. В частности, за анализируемый период наблюдается снижение удельной доли основных средств в активах предприятия. В основном это связано с устареванием используемой техники, притом, что за 2012 год предприятие не приобрело новых основных средств. В целом же показатели финансового состояния предприятия имеют положительную тенденцию, то есть предприятию из года в год все легче покрывать свои обязательства своими собственными оборотными средствами.

Для того чтобы улучшить подобное положение, предприятие ОАО «ЧАРЗ» намеревается реализовать проект, в котором будут использованы лизинговые отношения. Тем самым данная фирма сможет увеличить количество услуг, предоставляемых своим контрагентам. По сути, данный проект представляет собой сочетание стратегического развития предприятия и мероприятия по улучшению своею финансового и материального положения.

Основой данного проекта является договор долгосрочного финансового лизинга, в соответствии с которым предприятию ОАО «ЧАРЗ» передается грузовой автотранспорт для международных перевозок грузов.

По ходу проведения расчета затрат и определения экономического эффекта от реализации данного проекта, еще раз убедились в том, что лизинг является одним из наиболее выгодных мероприятий по развитию любого предприятия, в том числе и данного. Основными факторами, послужившими основой для данного рода утверждения, стали следующие:

-  во-первых, это объясняется тем, что в большинстве случаев предприятия не могут своевременно обновлять свои 
основные средства. Главной причиной является отсутствие 
достаточного количества денежных средств;

-  во-вторых, происходит снижение налогового бремени. Оно выражается в том, что непосредственным балансодержателем имущества в случае лизингового договора будет выступать лизинговая компания, а лизингополучатель как бы освобождаемся от уплаты налога на имущества;

-  в-третьих, при помощи лизинговых операций фирма имеет доступ к новым, высокопроизводительным технологиям, которая подчас стоит очень дорого. В нашем случае, ОАО «ЧАРЗ» получает доступ к относительно новой автомобильной технике;

Также из таблицы 2.5. видно, какой эффект получает предприятие при выполнении данного проекта, то есть все основные технико-экономические показатели вырастают, что говорит о неоспоримом положительном результате от реализации проекта.

 

 

 

Глава 3. Мероприятия, направленные на улучшение финансирования предприятия с помощью лизинговых операций.

3.1 Предложения по расширению  лизинговых операций на предприятии  на примере опыта зарубежных  предприятий

Опыт зарубежных стран рассматривает лизинг в качестве альтернативной возможности создания (приобретения) имущества (основных фондов) предприятием по отношению к схеме прямого кредитования. С организационной точки зрения, как правило, формирование лизинговых отношений означает возникновение промежуточного звена между кредитором и потребителем инвестиций. Поэтому преимущества и недостатки включения лизинговой компании в сделку должны и могут рассматриваться: а) с точки зрения интересов кредитора; б) с точки зрения интересов получателя основных фондов - предмета лизинговой сделки. Рассматривается три основных участника лизинговой операции: производственное предприятие, лизинговая компания и кредитор.

Предлагается оригинальная интерпретация и компоновка затрат предприятия - заемщика (арендатора) при двух сравниваемых схемах сделки. Далее изучается "трансформация затрат" при организации лизинговой сделки. Лизинговая сделка в самом общем случае является альтернативой операции по привлечению кредита, необходимого для приобретения основных производственных фондов. С позиции производственного предприятия возникновение дополнительного экономического звена между ним и кредитором означает перекомпоновку элементов его затрат, связанных с возвратом предоставленных инвестиций.

Потом исследуется характер взаимоотношений предприятия с лизинговой компанией. Авторы анализа считают, что экономическая целесообразность лизинга для производственного предприятия (арендатора) может рассматриваться в двух вариантах взаимоотношений с лизинговой компанией:

I - "Вариант отношений равного  партнерства", в котором лизинговая  компания предлагает предприятию  свои услуги исходя из своих  собственных возможностей по  привлечению заемных средств  и оценки целесообразного уровня  вознаграждения. А производственное  предприятие принимает решение  исходя из экономической целесообразности  предлагаемых условий. При этом  предполагается, что альтернативой  предлагаемой лизинговой сделке  является реальная возможность  предприятия самостоятельного привлечения  заемных средств на аналогичный  период времени. Анализ "Варианта  отношений равного партнерства" предполагает рассмотрение сделки  и принятие решения о лизинге, только с точки зрения потенциального  арендатора - "предприятия". Решение  принимается на основе сопоставления  затрат потенциального арендатора, связанных с арендным и кредитным  финансированием.

Информация о работе Теоретические основы понятия финансового лизинга