Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 12:05, курсовая работа
Цель исследования - на основе анализа теоретических и методологических подходов к разработке стратегий предприятий, существующих в зарубежной и отечественной литературе, осуществить разработку стратегии развития на примере ООО «ИЛЬ ГУСТО». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историческое развитие подходов к стратегии, стратегическому планированию и стратегическому развитию в России и за рубежом;
- изучить современные теоретические подходы к разработке стратегий;
- на основании изучения методологических основ стратегической функции осуществить анализ внутренней и внешней среды на примере ООО «ИЛЬ ГУСТО»;
Выявление степени проявления признаков, характеризующих подготовленность предприятия к использованию принципов и методов стратегического планирования и управления, производилось экспертным путем по методу Дельфи. В качестве экспертов выступали менеджеры и учредители компании, что обеспечивает конфиденциальность мероприятия и не требует привлечения больших ресурсов.
Для оценки готовности компании к работе по принципам стратегического управления, определяется степень проявления того или иного признака:
«5» – если данный признак на предприятии полностью проявляется;
«4» – если данный признак проявляется не полностью;
«3» – если данный признак проявляется слабо;
«2» – если данный признак не проявляется.
Общая оценка степени готовности компании представляет собой средневзвешенный бал.
На основании полученной оценки степени готовности предприятия можно сделать следующий вывод: компания в целом готова к формированию и реализации стратегии.
Рассчитаем, как скажется проведение мероприятий на экономических показателях предприятия. Эти мероприятия требуют вложений, но приведут к увеличению прибыли предприятия и повышению его рентабельности.
Таблица 7 - Готовность ООО «ИЛЬ ГУСТО» к реализации стратегии
№ п/п |
Проявляющиеся признаки |
Оценка степени проявления признака |
1 |
Определенность миссии |
проявляется не полностью |
2 |
Определенность целей и стратегии предприятия |
проявляется слабо |
3 |
Наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки маркетинговой информации |
проявляется слабо |
4 |
Работа по повышению конкурентоспособности предприятия |
проявляется не полностью |
5 |
Адаптируемость предприятия к открывающимся возможностям |
проявляется слабо |
6 |
Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач предприятия |
не проявляется |
7 |
Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления |
проявляется слабо |
8 |
Наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития |
не проявляется |
9 |
Приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач |
проявляется не полностью |
10 |
Постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах предприятия |
проявляется слабо |
11 |
Высокий уровень корпоративной культуры |
проявляется не полностью |
12 |
Наличие на предприятии эффективно работающего маркетингового подразделения |
проявляется слабо |
Итоговый рейтинг |
0,3154 |
После внедрения мероприятий получаем:
1). суммарный прирост выручки
за счет роста объема реализаци
2). сумма затрат на оказание
услуг в результате роста
Предполагаемые экономические результаты от стратегических преобразований представлены в таблице 8.
Таблица 8 -Экономические результаты стратегических преобразований
Показатель |
сумма средств, млн.руб. | ||
До начала реализации стратегии |
В результате реализации стратегии |
Рост в % | |
Выручка от продаж |
13,207220 |
21,19622 |
160 |
Себестоимость продукции |
4,84467 |
6,27852 |
129 |
Валовая прибыль |
8,36255 |
14,968368 |
178 |
Чистая прибыль |
2,0590 |
3,192 |
152 |
Рентабельность по чистой прибыли % |
173 |
230 |
132 |
Как видно из табл.8, реализация стратегии приведёт к существенному увеличению рентабельности продаж и активов. Размер чистой прибыли увеличится почти в 1,5 раза. Таким образом, реализация предложенной стратегии приведет к существенному повышению прибыльности и рентабельности деятельности компании. Укрепление конкурентных позиций и упрочение финансового положения предприятия в результате реализации предложенной стратегии, характеризует её как эффективный инструмент управления предприятием.
На первый взгляд может показаться, что выполнение стратегии - это полностью или почти тоже, что и «обычная» деятельность по реализации плана. Может показаться, что раз стратегия фирмы определена, то дальше должна начинаться рутинная работа по ее выполнению, которая очень далека от стратегического управления. И, следовательно, на стадии выполнения стратегии нет места чему-то особому, что можно охарактеризовать как составляющую стратегического управления. На самом деле в таком рассуждении содержится большое заблуждение. Стратегическому управлению отводится очень важное место в процессе функционирования организации при осуществлении выбранной ею стратегии, так как именно на этой стадии формируются условия для осуществления стратегии. Именно это в первую очередь является содержанием того, что принято называть в стратегическом управлении стадией выполнения стратегии.
В главе 1 уже говорилось о том, сколь важную роль играет стадия выполнения стратегии в процессе осуществления стратегического управления организацией. В развитие этого положения следует обратить внимание на то, что выполнение стратегии не играет роль пассивного по отношению к принятой стратегии средства ее проведения в жизнь. Важной особенностью стадии выполнения стратегии является то, что на ней не только могут быть созданы трудности в силу плохого выполнения даже очень хорошей стратегии: при условии хорошего осуществления организация может получить шанс на успех, даже если и были допущены ошибки при выработке стратегии. Естественно, выполнение стратегии должно быть полностью ориентировано на содержание стратегии организации. Однако хорошее выполнение стратегии обладает способностью компенсации негативных последствий, которые могут возникать при осуществлении стратегии по причине имеющихся у нее недостатков либо же в силу появления в среде непредвиденных изменений.24
Анализ деятельности фирм, успешно реализовавших свои стратегии, показывает, что они в своей деятельности следовали следующим правилам.
Во-первых, цели, стратегии и планы были хорошо доведены до работников, с тем чтобы добиться с их стороны не только понимания того, что делает фирма, но и неформального вовлечения в процесс выполнения стратегий, в частности выработки у сотрудников обязательств перед фирмой по реализации стратегии.
Во-вторых, руководство не только своевременно обеспечивало поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и имело план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировало достижение каждой цели.
В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.
Первый этап - углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:окончательное уяснение сущности определенных целей, выработанных стратегий, их корректности и соответствия друг другу, а также состоянию среды. При этом возможны корректировки, если произошли изменения в среде, а также в том случае, если обнаружены недостатки в ранее проведенном анализе и выработке целей и стратегий; более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы с целью подготовки почвы для углубленного вовлечения сотрудников в процесс реализации стратегий.
Второй этап состоит в том, что высшее руководство должно принять решения по эффективному использованию имеющихся у фирмы ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, принимаются решения по их распределению, а также по созданию условий для заинтересованного вовлечения сотрудников в процесс реализации стратегий. Важной задачей, решаемой на данном этапе, является приведение ресурсов в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов. Например, это могут быть программы повышения квалификации сотрудников.
На третьем этапе высшее руководство принимает решения по поводу организационной структуры. Выясняется соответствие имеющейся организационной структуры принятым к реализации стратегиям и, если это необходимо, вносятся соответствующие изменения в организационную структуру фирмы.
Четвертый этап состоит в проведении необходимых изменений в организации, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Проблема изменений исключительно тонкая, сложная и болезненная. Изменения не могут быть проведены без учета объективных факторов, задающих условия и возможности проведения таких изменений. Часто требуется несколько лет для того, чтобы провести серьезное изменение на фирме.
Пятый этап участия высшего руководства в реализации стратегии состоит в том, что оно проводит пересмотр плана осуществления стратегии в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникающие обстоятельства. Стратегический план не догма, и, естественно, он может и должен при определенных обстоятельствах подвергаться модификации. Однако важно также избегать изменений плана всякий раз, когда появляются новые обстоятельства. Новый план может быть принят тогда, когда он сулит заметно большие возможности получения выгод, чем существующий план.
Система стратегического контроля включает в себя четыре основных элемента. Первое - это установление тех показателей, по которым будет проводиться оценка реализации стратегии. Обычно эти показатели напрямую связаны с той стратегией, которую реализует организация. Считается, что существует несколько вполне определенных групп показателей, по которым фиксируется состояние организации. Такими группами показателей являются:
- показатели эффективности;
- показатели использования человеческих ресурсов;
- показатели, характеризующие состояние внешней среды;
- показатели, характеризующие внутриорганизационные процессы.
Выбор показателей для стратегического контроля является сам по себе задачей стратегического значения, так как от этого будет зависеть оценка успешности выполнения стратегии. При выборе показателей для стратегического контроля руководство должно расставить их приоритеты, для того чтобы суметь сделать однозначный вывод в том случае, если одни показатели говорят о том, что есть проблемы при реализации выбранной стратегии, а другие говорят, что все идет отлично.
Кроме того, при установлении показателей стратегического контроля руководство должно установить субординацию временных предпочтений. Субординация должна отражать общее стратегическое отношение организации к долгосрочному и краткосрочному взглядам на эффективность.
Также при установлении показателей стратегического контроля важно отразить в структуре этих показателей структуру интересов отдельных групп влияния.
Вторым элементом системы стратегического контроля является создание системы измерения и отслеживания состояния параметров контроля. Это очень трудная задача, так как во многих случаях измерить их не так уж просто. Например, серьезные трудности возникают при измерении интегрального, синергического эффекта. Часто бывает так, что результат отдельных видов деятельности можно измерить довольно легко, а сложение этих результатов уже не поддается измерению.
Третий элемент системы контроля - сравнение реального состояния параметров контроля с их желаемым состоянием. При проведении данного сравнения менеджеры могут столкнуться с тремя ситуациями: реальное состояние выше (лучше) желаемого, реальное состояние соответствует желаемому и, наконец, реальное состояние хуже желаемого.
Четвертый, заключительный элемент - оценка результата сравнения и принятие решения по корректировке. Если реальное состояние соответствует желаемому, обычно принимается решение о том, что ничего менять не надо. В случае, когда реальное состояние параметра контроля лучше желаемого, можно увеличить желаемое значение параметра контроля, но только при условии, что это не будет противоречить целям организации. Когда же реальное состояние параметра контроля ниже его желаемого состояния, необходимо выявить причину этого отклонения и, если надо, провести корректировку в поведении организации. Эта корректировка может касаться как средств достижения целей, так и самих целей.
Проведение корректировки проходит по следующей схеме. Прежде всего проводится пересмотр параметров контроля. Для этого уясняется то, насколько выбранные параметры контроля и определенное для них желаемое состояние соответствуют установленным целям организации и выбранной стратегии. Если обнаруживается противоречие, то происходит корректировка параметров. Если же параметры контроля не противоречат целям и стратегиям, то начинается пересмотр целей. Для этого руководство сравнивает выбранные цели с текущим состоянием среды, в которой приходится функционировать организации. Может случиться так, что изменение условий делает невозможным достижение поставленных целей. В таком случае они должны быть скорректированы. Но если среда позволяет организации и далее идти к поставленным целям, то следует процесс корректировки перевести на уровень стратегии фирмы.
Проведение стратегического контроля имеет очень большое значение для организации, более того, неправильно организованная работа по контролю может создавать трудности в работе организации и даже наносить ей вред. К числу возможных негативных проявлений функционирования системы контроля относятся следующие: