Технопарки: понятие, классификация и перспективы развития в Республике Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 12:00, курсовая работа
Описание работы
В настоящее время стало очевидно, что уровень развития и динамизм инновационной сферы развитых стран определяют границы между бедными и богатыми, создают основу устойчивого экономического роста. Технологический процесс не только изменил масштабы и структуру производства индустриально развитых стран, но и оказал заметное влияние на качество жизни, взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим миром.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 1. Характеристика инновационной инфраструктуры 1.1 Понятие инновационной инфраструктуры 1.2 Понятие и сущность технопарков 1.2.1 Понятие технопарк 1.2.2. Причины создания технопарков 1.2.3 Деятельность технопарков 1.3 Классификация технопарков 2 Функционирование технопарков в РБ 2.1 История появления технопарков 2.2 Технопарки РБ 2.2.1 Национальный инфопарк 2.2.2 Парк высоких технологий 2.2.3 Технологический парк «Метолит» 2.2.4 Технологический парк «Могилев» 3 Перспективы развития технопарков в РБ 3.1 Существующие проблемы в деятельности технопарков Республики Беларусь и пути их решения 3.2 Резервы повышения эффективности белорусских технопарков и увеличения их роли в антикризисном регулировании национальной экономики ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 2005 году Президент Республики
Беларусь Александр Лукашенко подписал
Декрет №12 “О Парке высоких технологий”,
созданном с целью формирования благоприятных
условий для разработки в Республике Беларусь
программного обеспечения, информационно-коммуникационных
технологий, направленных на повышение
конкурентоспособности национальной
экономики. Парк высоких технологий наделен
правом предоставления налоговых льгот
на систематической основе. В отличие
от большинства европейских и азиатских
Парков, ПВТ Беларуси - виртуальный Парк.
Это означает, что правовой режим ПВТ действует
на всей территории Республики Беларусь.
Вы можете зарегистрироваться в качестве
резидента и использовать все преимущества
ПВТ независимо от того, где размещается
офис вашей белорусской компании: от областного
центра до небольшого населенного пункта.
Это позволяет в полной мере использовать
образовательный, научно-исследовательский,
профессиональный и инфраструктурный
потенциал всей страны [18].
2.5.3 Технологический парк «Метолит»
Республиканское инновационное
унитарное предприятие «Научно-технологический
парк БНТУ создан с целью создания благоприятных
условий (включая материально-техническую
и информационную базу) для развития предпринимательства
в научно-технической сфере
На сегодняшний день научно-технологический
парк решает следующие задачи:
· создание конкурентной, импортозамещающей
продукции как научно-технического, так
и производственного назначения;
· создание эффективной системы,
способствующей развитию научно-технического
потенциала, продвижению результатов
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ в реальный сектор экономики;
· создание и поддержка малых
инновационных предприятий, а также привлечение
их к процессу освоения и выпуска наукоемкой
продукции;
· анализ рынка, маркетинговые
исследования и поддержка информационно-маркетинговой
сети ВУЗов Республики Беларусь;
· поддержка центров трансфера
технологий при университетах Республики
Беларусь;
· продвижение научно-технических
разработок путем организации и участия
в выставках и кооперационных биржах;
· организация дополнительных
рабочих мест, в том числе для высококвалифицированных
специалистов, научных работников, студентов,
аспирантов.[19]
2.5.4 Технологический парк «Могилев»
ЗАО «Технологический парк Могилев»
(ЗАО «ТПМ») в настоящее время выполняет
ряд функций и одновременно является:
инкубатором малого инновационного предпринимательства,
бизнес инновационным центром, центром
трансфера технологий, стимулируя различными
способами продвижение в экономику региона
отечественных и зарубежных идей, знаний,
опыта, НИОКР, технологий, оборудования
и инвестиций.[20]
2. Перспективы развития технопарков
в РБ
2.1 Существующие проблемы в деятельности
технопарков Республики Беларусь и пути
их решения
На данном этапе, несмотря на
достаточно большое число инновационных
структур в Республике Беларусь, существует
ряд проблем связанных с их реальной работоспособностью.
1. Несовершенство законодательных
основ деятельности технопарков.
Проведенный анализ действующей
в Республике Беларусь базы законодательства,
регулирующей деятельность субъектов
инновационной инфраструктуры, свидетельствует,
о её несовершенстве, фрагментарности
и несформированности эффективной правовой
системы, стимулирующей успешное становление
и развитие инновационной инфраструктуры
Республики Беларусь. [21] В частности, предприятия,
входящие в состав технопарка не получают
серьёзных льгот.
Цель создания технопарков,
а именно интенсификация инновационной
деятельности малых предприятий и общей
политики инновационной направленности,
в стране труднодостижима, т.к. у малых
предприятий отсутствует стимул для вхождения
в технопарк. Для того чтобы деятельность
технопарка была эффективна, малые предприятия
в его составе должны получать ощутимые
преимущества для ведения инновационной
деятельности. Однако внесение изменений
и дополнений в акты законодательства,
регулирующие порядок создания и условия
функционирования субъектов инновационной
инфраструктуры не обеспечит в полной
мере данные преимущества, так как эти
изменения должны касаться и других законодательных
актов - налогового, таможенного и др. законодательства.
Участники технопарка, а также сам технопарк,
должны стать отдельной категорией налогоплательщиков,
особенности налогообложения которых,
необходимо предусмотреть в законодательстве
Республики Беларусь о налогах и сборах.
[24]
Необходимо отметить, что качественное
законодательство об инновационной деятельности,
эффективное государственное регулирование
инновационной сферы являются необходимыми
условиями для реализации государственной
инновационной политики. [21, c.48]
2. Отсутствие эффективного
механизма финансового обеспечения
деятельности технопарков.
В стране отсутствуют такие
эффективные и признанные в мире формы
инновационного финансирования, как инвестиционные
банки, венчурные фонды и другие. [22] Венчурные
инвестиции должны направляться на финансирование
разработок и внедрение их в производство,
продвижение на рынок новых изделий и
технологий, создание новых и развитие
действующих предприятий, укрепление
производственного и рыночного потенциала
инновационных фирм. Через эффективно
работающие фонды коммерческие банки
смогут кредитовать инновационные компании,
которые на момент кредитования являются
фактически или потенциально ведущими
в своей области.
Необходимо развитие базовой
предпринимательской инфраструктуры
(инвестиционные фонды, страховые компании,
финансово-промышленные группы, фондовый
рынок), которая является основой для перехода
на устойчиво инновационный путь развития.
Правила операций на фондовом
рынке на адаптированы к потребностям
малого и среднего инновационного бизнеса
и инвесторов, заинтересованных во вложениях
в ценные бумаги таких компаний. Для этого
целесообразно рассмотреть вопрос о создании
специализированного инновационного
подразделения на белорусской валютно-фондовой
бирже. Директор администрации Парка высоких
технологий Валерий Цепкало отметил, что
в недалекой перспективе планируется
создать фондовый рынок в области высоких
технологий: «Мы хотим сделать так, чтобы
люди держали деньги не в банках, а пропускали
их через биржи, тем самым поддерживая
Парк высоких технологий». [23]
Для стимулирования банковско-кредитных
учреждений следует предусмотреть освобождение
от налогообложения части прибыли банков,
получаемой ими в результате предоставления
долгосрочных кредитов под конкретные
инновационные проекты. Целесообразно
разрешить коммерческим банкам не производить
отчисления в резерв Национального банка
Республики Беларусь на сумму привлеченных
ресурсов в объеме предоставленных банком
инвестиционных кредитов под освоение
в производстве результатов отечественных
научно-технических разработок. [24]
3. Отсутствие отлаженной
системы взаимодействия между
инновационными структурами и
университетами.
В мировой практике между университетами
и фирмами-резидентами технопарков или
парков высоких технологий, устанавливаются
партнерские взаимоотношения, которые
носят взаимовыгодный характер. Преимуществами
размещения в технопарках для фирм-арендаторов
являются возможность формального и неформального
сотрудничества с научными работниками
и преподавателями вуза, льготный доступ
к научным и технологическим разработкам,
использование информационных и библиотечных
ресурсов университета. Тесное взаимодействие
с арендаторами технопарка - это возможность
для университета приблизить содержание
и цели программ обучения к потребностям
перспективных нанимателей и для повышения
шансов на трудоустройство выпускников,
что в конечном счете способствует укреплению
репутации и престижа вуза.
В Беларуси же отношения между
инновационными структурами и вузами
имеют выраженную учебную окраску, а контакты
в области научных исследований и разработок
носят скорее разовый и очень избирательный
характер.
Кадры являются важнейшей составляющей
эффективного протекания инновационных
процессов. По оценкам специалистов, для
успешного продвижения инновационных
проектов в Беларуси должно быть около
7 тыс. специалистов в области управления
инновациями. Это является одной из причин
низкой инновационной активности предприятий
и организаций. Обучение и переподготовку
кадров целесообразно осуществлять на
базе вузов. [22]
Ситуация усугубляется процессами
так называемой «утечки мозгов». Примечательно
то, что отток кадров наблюдается уже не
в сторону США и стран Запада, а в страны
ближнего зарубежья, и в первую очередь,
в Россию. В сфере информационных технологий
решением данной проблемы стало создание
Парка высоких технологий. Валерий Цепкало
отметил: «Пока еще специалисты у нас не
получают такие зарплаты, как в США, Европе
или в Москве (мы очень конкурентоспособны
по зарплатам с остальной Россией). Но
зарплата уже не является для нас фактором
опасности, поскольку люди начинают смотреть
и на такие факторы, как качество жизни.
В Москве вы тратите по 5-6 часов для передвижения
по городу в автомобильном транспорте,
квартира стоит в 4 раза больше, чем в Минске…
Когда люди начинают взвешивать все эти
факторы, зарплата становится пусть и
важным фактором, но не столь определяющим»,
- уточнил он. [25]
2.2 Резервы повышения эффективности
белорусских технопарков и увеличения
их роли в антикризисном регулировании
национальной экономики
Необходимыми условиями для
успешной реализации проекта «Технопарк»
являются следующие:
Ш ? наличие профессиональной
команды менеджеров;
Ш ? ее тесное взаимодействие
и взаимопонимание с местными властями;
Ш ? наличие источников инвестиций
на стадии становления технопарка;
Ш ? успешное решение вопросов
передачи в (либо строительства с последующей
передачи) в собственность или оперативное
управление на длительный срок достаточного
количества площадей для размещения инновационных
предприятий;
Ш ? правильный выбор площадки
для организации строительства (с учетом
перспектив расширения технопарка);
Ш ? четкое определение специализации
технопарка на стадии его становления;
Ш ? успешное решение вопросов
организации профессиональных сервисов
клиентам технопарка (привлечение профессиональных
бизнес-консультантов);
Ш ? успешное решение вопросов
взаимодействия с исследовательскими
организациями (НИИ, институты НАН Беларуси,
ВУЗы).
Невыполнение хотя бы одного
из этих условий неизбежно приведет к
провалу проекта на стадии становления,
либо в проект быстро исчерпает ресурсы
своего роста.
У действующих технопарков практически
все условия выполнены, за исключением
территориального размещения технопарков
и наличия достаточного количества площадей.
При организации новых технопарков
в Республике Беларусь их команды, для
получения максимальной эффективности,
обязаны изучить накопленный опыт действующих
организаций а также строго следовать
перечисленным требованиям.
В целом, пути повышения эффективности
технопарков в республике могут быть следующие:
1. Объединение в ассоциации
с целью:
Ш ? объединения ресурсов по
продвижению продукции предприятий - резидентов
на внутреннем и внешнем рынках. Ранее
упоминалось, что одним из ресурсов увеличения
количества малых инновационных предприятий
является их ориентация на удовлетворение
производственных и иных потребностей
промышленных гигантов. Вместе с тем понятно,
что малому и молодому предприятию будет
чрезвычайно сложно продвинуть свою продукцию,
так как наши производственные объединения
скорее предпочтут производить продукт
самостоятельно, пусть и по затратной
технологии, чем взаимодействовать с малознакомым
субъектом хозяйствования. Проблему мог
бы решить технопарк, резидентом которого
является малое предприятие, выступив
гарантом выполнения им своих обязательств.
Еще эффективнее смогло бы действовать
объединение технопарков. Аналогичная
схема взаимодействия применима и на зарубежных
рынках
Ш ? отстаивания интересов субъектов
инновационной инфраструктуры, организация
взаимодействия с местными и центральными
властями.
Ш ? проведения PR кампаний с целью
вовлечения в инновационную сферу новых
участников.
В настоящее время подготовлены
документы по организации действующих
технопарков в ассоциацию в виде общественной
организации и направлены в Совет Министров
Республики Беларусь.
2. Организация взаимодействия
с финансовыми институтами.
Примером подобного взаимодействия
может служить «Агентство будущего земли
Бранденбург», или, как его еще называют,
«onestopagency» (агентство «одного окна»). Эта
структура сформирована правительством
земли Бранденбург (ФРГ), территориально
располагающейся вокруг региона г. Берлина.
В его структуру входят структуры поддержки
технологических предприятий и Инвестиционный
банк земли Бранденбург, капитал которого
формируется с участием средств местного
бюджета.