SWOT – анализ как часть стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретической базы для проведения SWOT - анализа компании, определение ключевых компонентов среды и предоставление методик для их изучения и анализа, анализ внешней среды предприятия.
Отсюда из цели вытекают основные задачи написания курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты SWOT-анализа;
изучить методы проведения SWOT-анализа;
представить краткую характеристику деятельности предприятия;
рассмотреть возможности SWOT-анализа на примере унитарного предприятия «Стикс».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы SWOT – анализа и его место в компании 5
1.1. История развития SWOT-анализа, как части стратегического планирования 5
1.2.Понятие и содержание анализа 7
1.2.1. Элементы внутренней среды: сильные и слабые стороны 8
1.2.2. Элементы внешней среды: возможности и угрозы 9
1.3. Методика и этапы проведения SWOT – анализа Появление крупного конкурента 10
Глава 2. SWOT – анализ как часть стратегического планирования..………...13
2.1. Сущность стратегического планирования……..………………………….13
2.2. Роль анализа в процессе стратегического планирования……..……….…15
Глава 3. Проведение SWOT - анализа на примере компании «Стикс».….…..18
3.1. Общая характеристика компании…………………..……………………...18
3.2. SWOT – анализ компании «Стикс»…………….………………………….21
3.3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия…………...23
Заключение…………………………………………………………….………....25
Список используемой литературы…………………………………….…….….27

Приложение 1…………...………………………………………………………..29
Приложение 2………………………………………………………………….…31
Приложение 3.........................................................................................................32

Файлы: 1 файл

Стратегич менеджмент.docx

— 71.54 Кб (Скачать файл)

угрожающие  ей со стороны внешней  среды опасности (угрозы). (См. Приложение 2)

Обладая информацией о  внешней среде  и профиле предприятия (сильных  и слабых сторонах), для оценки взаимозависимости  факторов внутренней и внешней среды  составляется матрица  SWOT (См. Приложение 3)

Из  всего списка сильных  и слабых сторон предприятия  необходимо выбрать  наиболее важные (самые  сильные и самые  слабые стороны) и  записать их в соответствующие  ячейки матрицы SWOT-анализа. Также и из списка возможностей и угроз выбираются наиболее важные, и заносятся в соответствующие ячейки матрицы:

На  каждом из полей нужно  рассмотреть всевозможные парные комбинации, из которых затем  формируется набор  стратегий.

Стратегии SO – «cила – возможности» (maxi-maxi). При разработке стратегии компания должна стремиться использовать сильные стороны для того, чтобы получить максимальную отдачу от возможностей, появившихся во внешней среде.

За  счет существующей отлаженной системы обновления продукции и системы  контроля качества компания «» может расширить  ассортимент выпускаемой  продукции и, используя  возможности, выйти  на новые рынки.

Стратегии WO – «слабость – возможности» (mini-maxi). Стратегии данной группы должна быть построены таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.

Несмотря  на то, что компания имеет хорошую  репутацию, рекомендуется  развить систему  маркетинга в компании, проводить маркетинговые  исследования рынка. Это поможет привлечь ещё большее число  клиентов и создаст  хороший имидж  фирме.

Стратегии ST – «cила - угрозы» (maxi-mini). Данные стратегии предполагают использование силы организации для устранения угрозы.

Используя сильные стороны, компания должна научиться  выполнять заказы в срок, как было сказано ранее, повышать квалификацию работников. Закупить офсетное оборудования для выполнения заказов  больших тиражей. Это поможет сохранить  клиентскую базу и  привлечь новых клиентов. Также должна быть создана единая служба маркетинга.

Стратегии WT – «слабость – угрозы» (mini-mini). Для пар, находящихся на поле WT, компания должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться преодолеть нависшие угрозы.

Стратегия компании должна быть направлена на то, чтобы, несмотря на отставание в области использования  новейших технологий и отсутствие отлаженной системы маркетинга, не позволить в  условиях повышенного  уровня инфляции и  снижения покупательской способности населения  снизиться спросу на свою продукцию.

Таким образом, составленная матрица SWOT-анализа позволяет сформулировать перечень первоочередных мероприятий, которые должна провести компания для совершенствования своей маркетинговой среды. При этом нужно иметь ввиду, что неиспользованные возможности могут превратиться в угрозы, если ими воспользуются конкуренты, и наоборот - предотвращенные угрозы могут создать дополнительные возможности.

Таким образом, задача SWOT-анализа состоит в том, чтобы представить специалисту всю необходимую информацию для определения возможных стратегий и их комбинаций. В процессе последующего стратегического планирования учитываются обстоятельства, связанные с изменениями во внешней маркетинговой среде и степенью адекватности этой среде профиля организации.

3.3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия

    Компания должна накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости, строя стратегию на сильных

сторонах  и предпринимая действия по устранению ситуации со слабостями.  

В то же самое время  рейтинг сильных  сторон соперников показывает, откуда можно ждать  их атак и, наоборот, где они слабее. Если компания имеет  конкурентные сильные  стороны там, где  соперники относительно слабы, то можно предпринять  действия по эксплуатации этого обстоятельства.

    По результатам проведенного анализа УП «Стикс» можно определить следующие пути повышения эффективности деятельности предприятия:

1. Руководству  компании следовало  бы обратить внимание  на текучесть кадров. Потому что в  связи с приходом  новых сотрудников  их нужно снова  обучать, тратить  на это время  и средства. Для  того чтобы снизить  текучесть кадров  можно  предложить  следующие мероприятия:  улучшения условий  труда и его  оплаты, проведения  мотивационных программ.

2.Также  следует задуматься  о квалификации  работников, то есть  персонал недостаточно  квалифицирован для  эффективной работы  в компании. Следует  постоянно обучать  их новым технологиям,  проводить аттестацию  персонала. 

3. Регулирование сроков  исполнения заказов.  Не стоит затягивать  сроки выполнения  заказов, тем самым  может произойти,  так что клиент  уйдет к конкуренту, который в свое  время может выполнить  заказ более точно  и в срок.

5. Приобретение в  лизинг, либо в  кредит офсетного  оборудования. Благодаря  этому оборудованию, предприятие может  производить полноцветную  продукцию большими  тиражами.  Офсетное  оборудование может  дать серьезные  конкурентные преимущества.

6. Постоянное введение  новых услуг и  систем продвижения,  чтобы всегда быть  на шаг впереди  конкурентов.

7. Разработка оптимальной  системы поощрения  постоянных и новых  клиентов фирмы,  для укрепления  имиджа фирмы.

Заключение

SWOT – анализ предприятия это очень важный сложный процесс, требующий влиятельного отслеживания в среде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Все факторы внешней  среды находятся  в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение  одного из факторов обязательно приводит к тому, что происходит изменение других факторов. Поэтому  их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а  системно с отслеживанием  не только собственно изменения одного фактора, но и с  условием того, как  эти изменения  скажутся на других факторах. Также степень  воздействия отдельных  факторов на различные  организации различна. В частности, степень  влияния проявляется  по-разному в зависимости  от размера организации  и отраслей принадлежности.

Для того чтобы организация  могла результативно  изучать состояние  факторов, должна быть создана специальная  система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных  наблюдений, связанных  с какими то особыми  событиями, так и  проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для организации  внешних факторов. Очевидно, что, не зная среды, организация  не сможет существовать. Организация изучает  среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение  к своим целям.

   Руководство фирмы  должно учитывать  внешнее окружение  как единое целостное  воздействие в  силу того, что  организация является  открытой системой  и зависит от  используемых ресурсов  и результатов  взаимодействия с  внешней средой.

В результате проведенной  работы, можно сделать  следующие выводы:

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды) для повышения эффективности использования таких инструментов, как SWOT-анализ, следует аккуратнее вникать в суть предлагаемых технологических рекомендаций, пытаясь глубже осмыслить, что стоит за этими рекомендациями.

Отдавая большое внимание SWOT-анализу, следует иметь в виду, что аналитическая работа требует много сил и времени.

Хорошая стратегия требует  опоры на сильные  стороны: уникальные возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные  обстоятельства, создают  конкурентные преимущества на рынке, потенциально могут быть краеугольными  камнями стратегии. С другой стороны, необходимо вмешательство  в слабые стороны  организации.

    В данной работе  были изучены теоретические аспекты SWOT – анализа, методика  и этапы проведения анализа, выявлена роль анализа в стратегическом планировании.

    В качестве примера  анализа предприятия  послужило УП «Стикс».  Был проведен SWOT - анализ предприятия, изучены основные характеристики предприятия, рыночные возможности  угрозы, сильные  слабые стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы
  1. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов.  СПб.: Питер, 2007. 733 с.
  1. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. - М.: Инфра-М, 2008. - 224 с

  1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник  3-е издание, перераб. и доп.  М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. 504 с.
  1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Издательство: Экономистъ, 2006 г. 296 с.

  1. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник для вузов.  М.: Финпресс, 2006. 499 с.
  2. Гражданский кодекс РФ. Части 1,2,3 и 4. Текст с изменениями и дополнениями. М.: Эксмо, 2008. 736 с.
  3. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: Учебник. М.: Кнорус, 2006. 648 с.
  4. Загородников С.В. Шпаргалка по экономике предприятия. СПб.: Изд-во Экзамен, 2006  30 с.
  5. Котлер Ф.А. Маркетинг-менеджмент. СПб.: Питер, 2007. 814 с.
  6. Кныш В.А., Белостоцкая А.А., Башта А.А., Гомельская В.Ю. Маркетинг: учебно-   методический комплекс. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010. 192 с.
  7. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. М.: Проспект, 2009. 224 с.
  8. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е издание, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2008. 384 с.: ил.
  9. Морозова Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие. М.: Издательство «Дашков и К°», 2000. 156 с.
  10. Мхитарян С.В. Отраслевой маркетинг: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2006. 268 с.
  11. Налоговый Кодекс Российской Федерации Часть 1 от 31.07.2008 № 146-ФЗ,  Часть 2 от 05.08.2009 117-ФЗ.
  12. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»; 3- е изд. М.: Омега Л, 2007. 345 с.
  13. Поршнева А.Г., Саломатина Н.А. Управление организацией: Учебник. 2-е издание, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.
  14. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности: Учебник. 2-е издание, испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. 400 с.
  15. Сироткин В.Б. Финансовый менеджмент компаний: Учебное пособие. СПб.: СПб ГУАП, 2007. 226 с., ил.
  16. Смагина И.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. 2-е издание, стер. М.: Омега-Л, 2008. 206 с.
  17. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2008 197-ФЗ.
  18. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010. – 660 с.
  19. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.2007 129-ФЗ.
  20. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2008 г. 161-ФЗ.
  21. Соловьев Б.А., Мешков А. А., Мусатов Б. В. Маркетинг: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. 336 с.

Информация о работе SWOT – анализ как часть стратегического планирования