«Сущность новой управленческой парадигмы в мире и в России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 15:46, реферат

Описание работы

Важнейшим направлением развития в России, позволяющим резко повысить производительность труда, являются инновационные процессы, основывающиеся на современной научно-технической политике обновления производства. Главная сфера действия менеджмента в инновационных процессах - инновационное предпринимательство, а также государственные предприятия наукоемкого сектора промышленности России.Таким образом, целью данной работы является изучение современной парадигмы управления.

Содержание работы

Введение 2
1.Эволюция управленческих парадигм 3
1.1Парадигма, сформировавшаяся в дореформенный период 3
1.2 Парадигма, сформировавшаяся в период перехода на рыночные условия хозяйствования 4
1.3 Основные положения старой и новой парадигмы управления 7
2.Особенности новой парадигмы управления 7
3.Классификация парадигм управления 9
4.Подходы в теории управления 10
4.1 Кибернетический подход 10
4.1.1 Детерминированный метод управления 11
4.1.2. Программно-целевой метод управления 11
4.1.3. Ценностно-ориентированный метод управления 13
4.2 Синергетический подход 14
5. Новая управленческая парадигма за рубежом 15
6.1 Американская парадигма управления 15
6.2 Японская парадигма управления 15
6.3 Европейская парадигма управления 16
Заключение 17
Библиографический список используемых источников 18

Файлы: 1 файл

реферат менеджмент.docx

— 143.69 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

 

Институт  менеджмента

 

Кафедра Общего Менеджмента и Предпринимательства

 

Реферат

по дисциплине «Теория менеджмента» на тему №8:

«Сущность новой управленческой парадигмы  в мире и в России»

   Васьковская Екатерина Дмитриевна

 

 

 

Гусева Елена  Петровна

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 2

1.Эволюция управленческих парадигм 3

1.1Парадигма, сформировавшаяся в дореформенный период 3

1.2 Парадигма, сформировавшаяся в период перехода на рыночные условия хозяйствования 4

1.3 Основные положения старой и новой парадигмы управления 7

2.Особенности новой парадигмы управления 7

3.Классификация парадигм управления 9

4.Подходы в теории управления 10

4.1 Кибернетический подход 10

4.1.1 Детерминированный метод управления 11

4.1.2. Программно-целевой метод управления 11

4.1.3. Ценностно-ориентированный метод управления 13

4.2 Синергетический подход 14

5. Новая управленческая парадигма за рубежом 15

6.1 Американская парадигма  управления 15

6.2 Японская парадигма  управления 15

6.3 Европейская парадигма  управления 16

Заключение 17

Библиографический список используемых источников 18

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «менеджмент» в фундаментальных  трудах российских и зарубежных специалистов чаще всего идентично понятию  «управление организацией».1

Период  с 1950 г. по настоящее время характеризуется  наиболее интенсивным развитием  кибернетических и других теорий и практики менеджмента. Он связан с разработками более поздних научных школ и концепций управления, опирающихся на использование количественного (математического), системного и ситуационного подходов с применением современных компьютерных технологий и информационных систем. Этот период развития менеджмента совпал со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену традиционному направлению в менеджменте, нашедшему отражение в американской модели управления, и относительно новому (поведенческому) направлению, воплощенному в японской модели, приходит научное направление, которое, по мнению многих исследователей, нужно характеризовать как обновленческое (культурно-информационное), построенное на новой парадигме управления.

Основная задача новой парадигмы  менеджмента конца ХХ - начала ХХI века состоит в том, чтобы сделать знания производительными. В этой связи ведущие исследователи в сфере менеджмента считают, что новая парадигма управления требует существенных изменений систем управления: простоты, гибкости, эффективности и конкурентоспособности. 2

Важнейшим направлением развития в  России, позволяющим резко повысить производительность труда, являются инновационные  процессы, основывающиеся на современной  научно-технической политике обновления производства. Главная сфера действия менеджмента в инновационных  процессах - инновационное предпринимательство, а также государственные предприятия  наукоемкого сектора промышленности России.Таким образом, целью данной работы является изучение современной парадигмы управления.

При этом решаются следующие задачи:

  • какой предстает перед нами система управления в настоящее время
  • каковы проблемы и перспективы развития менеджмента.
  1. Эволюция управленческих парадигм

 

Парадигма –  это «система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов крупных  учёных, определяющих стержень мышления основной массы исследователей, практиков и экономистов». 3

Впервые термин «парадигма» ввел в  научный оборот американский философ  историк науки Т. Кун. Он утверждал: «Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». 4

С точки зрения Куна парадигму следует  рассматривать не просто в качестве текущей теории, но в качестве целого мировоззрения, в котором она существует вместе со всеми выводами, совершаемыми благодаря ей.

Центральным признаком парадигмы  следует считать общепризнанность, в том числе концепций и  методов в определённых областях деятельности конкретного социального  института. В развитии общего концепта парадигмы появились концепции  парадигм различных институциональных  направлений, в том числе управленческой парадигмы. 5

 

 

    1.  Парадигма, сформировавшаяся в дореформенный период

За последние годы ситуация в  России значительно изменилась. Административную систему управления заменила рыночная система; процессы демократизации принесли гражданам права и свободы; приобщение к научно-технической, электронной  и информационной революциям полностью  видоизменило российский образ жизни.

Основные изменения в России включают переход к рынку и  демократии, распад СССР. В результате перехода к рынку российские предприятия  получили свободные цены, право выбора поставщиков и потребителей, перспективу  выхода на международные рынки. Но вместе с этим ужесточилась конкуренция, на отечественном рынке появились  зарубежные производители.

Прежняя парадигма управления в России была основана на марксистской трактовке экономического развития. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, план выступал как регулятор производства.6

Экономическая теория социализма обосновала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны.

Научно-технический прогресс привел к реструктуризации мировой экономики. Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям внешней среды. 7

Во второй половине XX века в связи с развитием рыночно-предпринимательских  отношений произошла радикальная смена парадигмы управления.

2.2 Парадигма, сформировавшаяся в период перехода на рыночные условия хозяйствования

Новая парадигма управления соответствует быстрым и порой непредсказуемым изменениям внешней среды, позволяет быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Она основана на инновациях, на использовании знания.

Проведение рыночных реформ в России оказало влияние на формирование новой управленческой парадигмы. Система взглядов на управление экономикой в переходный

период, составляющая новую парадигму  управления, базируется на следующих положениях:8

    • Децентрализация системы управления на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономическими процессами.

Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов на уровне организаций и предприятий.

Государство должно устанавливать  и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы  вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных  ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.  

На государство возлагается  регулирование внерыночных зон  хозяйствования, таких как экологическая  безопасность, социально-экономические  права человека, перераспределение  доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных  международных экономических отношений.

Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и  предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма  саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен.

 

 

  • Переход к полицентрической системе хозяйствования (многосекторной экономике).

Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых возрастает. Это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, существенно упрощая систему управления народным хозяйством в целом, снижая энтропию – элемент случайности и способствуя повышению управляемости экономики России.10

  • Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями  разных секторов экономики.

Важным положением новой  парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями  государственного сектора. Государственный  сектор экономики сокращается за счет расширения сферы рыночного  предпринимательства. На его долю приходится существенная часть внутреннего  валового продукта страны, однако значение крупных и сверхкрупных предприятий  для экономики вряд ли уменьшится. 

Преобладание той или  иной группы методов зависит от статуса  предприятий в экономической  системе страны.

  • Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем.

Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально  ориентированными системами означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы внутренней организации, устанавливая рациональные связи с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций являются важнейшими вопросами для организаций.[7,с. 9]

Социальная ориентация организации  означает, что наряду с экономической  функцией она выполняет и социальную роль, рассматриваемую с точки  зрения ориентации на потребителя и  его запросы, т.е. удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием, а также  с позиций решения важнейших  социальных проблем трудовых коллективов  организации.

Таблица «Сравнительный анализ старой и новой парадигмы управления в России»11


 

 

 

 

 

2.3 Основные положения старой и новой парадигмы управления

В таблице приведены главные  положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального развития (старая парадигма) и сформировавшихся' в связи с  переходом к экономике рыночно  предпринимательской ориентации (новая  парадигма).

12

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Особенности новой  парадигмы управления

 

Основная задача новой  парадигмы менеджмента состоит в том, чтобы «делать знания производительными» 13

Ее основные положения характеризуют следующие элементы :

♦   ставка делается на человека интегративного и самореализующегося

♦   организация рассматривается не как механизм, а как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;

♦   организации должно быть присуще постоянное обновление, нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель

Суть новой управленческой парадигмы  состоит в отходе от изначального убеждения, что предприятие является «закрытой» системой, а его цели и задачи остаются достаточно стабильными  в течение длительного периода  времени.

При новой парадигме организация  рассматривается прежде всего как "открытая система", которая характеризуется взаимодействием с внешней средой. Взаимосвязанные факторы внешней среды, как ранее указывалось, влияют на все происходящее внутри организации. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Открытая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Главные предпосылки успеха организации отыскиваются здесь не внутри, а вне ее, т.е. успех организации связывается с тем, насколько успешно предприятие приспосабливается к своему окружению - экономическому, научно-техническому, социально-политическому и т.п.14 Важным при этом становится то, сумеет ли организация вовремя распознать угрозы для своего существования под влиянием изменения факторов внешней среды, не упустит ли свои возможности, сможет ли извлечь из них максимум выгоды

 

 

 

15

 

 

 

 

Современная парадигма - логически  обусловливаемый системный и  ситуационный подход к управлению. Согласно этим подходам все внутриорганизационное  построение системы управления есть не что иное, как ответ на различные  по своей природе воздействия  внешней среды. 16

Информация о работе «Сущность новой управленческой парадигмы в мире и в России»