Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:09, контрольная работа
Особое место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления.
Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объеме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчиненным. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры.
I. Введение………………………………………………………………… 3
II. Сущность управленческих решений…………………………………… 5
2.1. Классификация управленческих решений …………………………... 7
III. Природа процесса принятия решений…………………………………. 9
3.1. Принятие решений, как основной вид деятельности руководителя… 11
3.2. Виды решений: запрограммированные и незапрограммированные… 14
3.3. Многообразие управленческих решений, их совместная классификация 17
IV. Заключение………………………………………………………….…… 20
V. Список литературы………………………………………………………… 21
В принятии решений руководитель выполняет основную роль. Он принимает решения на основе своих предпочтений и несет за них ответственность.
В процессе принятия решения можно выделить следующие основные функции руководителя.
Во-первых, руководитель должен управлять процессом выработки решения, организуя данный процесс, привлекая нужных специалистов, обеспечивая их работу требуемыми ресурсами, определяя сроки принятия решения, контролируя их работу.
Во-вторых, руководитель выдвигает задачу для решения, участвует в ее конкретизации и выборе оценочных критериев. Умение правильно определить и поставить задачу в чрезвычайно сложной и противоречивой ситуации является существенной обязанностью руководителя, главной творческой частью его работы.
В-третьих, он выполняет сложную работу по самому принятию решения.
В-четвертых, руководитель организует выполнение решения, управляя работами на этапе реализации принятого решения.
В-пятых, руководитель должен принимать участие в процессе принятия решения по отдельным вопросам выработки решения как специалист, эксперт.
Действительно,
квалифицированный руководитель может
разбираться в отдельных
Выработка решения осуществляется совместно руководителем и системными аналитиками. Одна из важнейших задач системных аналитиков состоит в оказании помощи руководителю, при выявлении целей его деятельности по принятию решения – каковы они есть или какими должны быть. Обмен мнениями помогает уточнить старые и выявить новые цели.
Системные аналитики помогают правильно наметить подходы к определению целей, более качественно провести процесс их выявления, применяя определенные логические принципы, вводя, где это возможно, количественные методы оценки.
Вовлечение руководителей в аналитическое исследование проблем является важным фактором успеха. Участие руководителя в формировании критериев, определении и ранжировании целей решающим образом сказывается на внедрении результатов. В 80% случаев разработки, выполненные с привлечением руководителей, находят практическое применение. Это в 2 раза превышает значение показателя внедрения разработок без их участия.
Руководитель
должен принимать решения, опираясь
на точные, проверенные данные, на детально
проработанные системными аналитиками
варианты, в многообразии которых
оптимальный вариант редко
Руководитель выбирает единственный вариант решения из предлагаемых системными аналитиками. Он должен вовремя потребовать от системных аналитиков данные анализа, пусть даже неполные. Не принятое вовремя решение – более грубая, чреватая более тяжкими последствиями ошибка, чем решение, принятое, но содержащее какие-либо погрешности.
3.2. Виды решений: запрограммированные и незапрограммированные
Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.
Запрограммированное решение – это выбор, путь к которому ведет через конкретную последовательность этапов или действий. Число возможных альтернатив в этом случае, как правило, ограничено в пределах направлений, заданных организацией. Нобелевский лауреат Герберт Саймон использовал термин «запрограммированные», заимствованный из языка компьютерной технологии, для описания в высокой мере структурированных задач.
Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения.
Программирование
можно считать важным вспомогательным
средством в принятии эффективных
организационных решений. Определив,
каким должно быть решение, руководство
снижает вероятность ошибки. Этим
также экономится время, поскольку
подчиненным не приходится разрабатывать
новую правильную процедуру всякий
раз, когда возникает
Неудивительно,
что руководство часто
Руководителю
очень важно иметь уверенность
в том, что процедура принятия
решений, в самом деле, правильна
и желательна. Очевидно, если запрограммированная
процедура становится неверной и
нежелательной, решения, принятые с
ее помощью, будут неэффективными, а
руководство утратит уважение своих
работников и тех людей вне
организации, на которых принимаемые
решения сказываются. Более того,
в высшей степени желательно сообщить
об обосновании методологии
Неспособность ответить на вопросы, начинающиеся с «почему», в связи с процедурой принятия решений зачастую порождает напряжение и обижает людей, которые должны применять эту процедуру.
Незапрограммированное решение – это выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации с неизвестными факторами воздействия, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных.
В каждой из подобных ситуаций (как чаще всего бывает с незапрограммированными решениями) истинной причиной проблемы может быль любой из факторов. В то же время, руководитель располагает множеством вариантов выбора.
На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Скорее всего, они суть крайние отображения некоторого спектра в случае и с повседневными, и с принципиальными решениями. Почти все решения оказываются где-нибудь между крайними вариантами. Немногие запрограммированные решения настолько структурированы, что личная инициатива лица, принимающего их, целиком исключается. И даже в ситуации самого сложного выбора методология принятия запрограммированных решений может быть полезна.
Более того, на всем протяжении изучения процесса принятия организационных решений следует всегда помнить, что он так тесно связан с процессом управления в целом, что при условии реалистичности подхода их нельзя рассматривать отдельно. Как показано выше, все функции планирования, организации деятельности, мотивации и контроля требуют от руководителя принятия решений.
Данную тему следует, по сути дела, рассматривать как введение к широкому обсуждению процесса принятия организационных решений. Главная цель здесь – представить некоторые основы, которые дадут вам возможность принимать такие решения с большей эффективностью. Важнейшим сущностным элементом указанной основы будут личные решения, как руководителей, так и людей, которыми они руководят.
3.3. Многообразие управленческих решений, их совместная классификация
Управленческие
решения принимаются в
По продолжительности осуществления управленческие решения разделяются на:
- стратегические (долгосрочные);
- плановые (текущие);
- тактические (краткосрочные, оперативные).
По объекту воздействия решения делятся, на внешние, затрагивающие отношения организации с внешней средой; внутренние, затрагивающие только саму организацию; смешанные, затрагивающие и организацию, и внешнюю среду.
По функциям
управления решения подразделяются
на общие, затрагивающие все стороны
производственно-хозяйственной
По форме выражения решения бывают письменные и устные.
По степени информированности руководителя (полноте информационного обеспечения) управленческие решения делятся на решения, принимаемые в условиях: определенности; неполной определенности (риска); полной неопределенности.
Индивидуальные
и групповые решения. Приведенная
выше классификация основывается на
очевидных, «внешних» отличительных
признаках и не является исчерпывающей.
Она рассматривает
Анализ проблемы и выработка решения могут осуществляться руководителем единолично (индивидуальное решение). В зависимости от характера проблемы и исповедуемого стиля работы могут вырабатываться групповые решения (коллегиальные, коллективные). В этом случае руководитель привлекает коллег, специалистов из своей и других организаций.
Применяются особые методы выработки групповых решений, такие как «мозговая атака», синтез, привлекаются специалисты совсем из других областей знаний.
Бинарные и многоальтернативные ситуации и решения. Анализ проблемы позволяет выявить возможные альтернативы ее решения. Естественно, если анализ проблемы сделан поверхностно, то он приведет всего к двум конкурирующим, диаметрально противоположным альтернативам. Это альтернативы, вынуждающие к выбору типа «ДА/НЕТ», «ИЛИ/ИЛИ», «ДЕЛАТЬ/НЕ ДЕЛАТЬ». Это так называемые бинарные решения, отражающие неестественное, нежелательное положение вещей, поскольку при решении большинства проблем выбор альтернатив богаче. Причинами возникновения бинарных ситуаций, наряду с поверхностным анализом проблемы, могут быть:
1. переадресовывание решения вышестоящим руководителям (причем лица, которые представляют решение на рассмотрение, могут намеренно подавать его в бинарном виде, чтобы повлиять на это решение);
2. нехватка времени на выработку большего числа альтернативных решений.
Другая крайность – излишне подробный анализ проблемы. Такой анализ опасен тем, что может приводить к многоальтернативным решениям, с «необозримым» числом альтернатив. Искусство управляющего в том и состоит, чтобы предпринятый им анализ решаемой проблемы соответствовал по глубине и широте ее сложности.
Такой анализ позволит, во-первых, получить разумное число альтернатив решения. Во-вторых, установить, какого типа решение требуется для рассматриваемой проблемы. В-третьих, определить механизм принятия решения.
Обобщающая классификация управленческих решений. В различных источниках управленческие решения классифицируются по типам и механизму их принятия по-разному. При этом используется различная терминология для определения близких, по существу, понятий.
Заключение
Решение
– это выбор альтернативы. Необходимость
принятия решений объясняется
Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.
На характер
принимаемых решений огромное влияние
оказывает степень полноты и
достоверной информации, которой
располагает менеджер. В зависимости
от этого решения могут
Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.
Принятие
решения не одномоментный акт, а
результат процесса, имеющего определенную
продолжительность и структуру.
Процесс принятия решений циклическая
последовательность действий субъекта
управления, направленных на разрешение
проблем организации и
Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.