STEP-анализа предприятия пансионата с лечением ООО «Бригантина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды организации, ее элементы и их взаимодействие;
Изучить методику STEP-анализа внешней среды организации;
Исследовать внешнюю среду рассматриваемой организации с помощью STEP-метода.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Теоретический раздел……………………………………………..4
Материалы анализа, балльная оценка……………………………8
Выводы……………………………………………………………17
Заключение………………………………………….…………….18
Перечень использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 62.06 Кб (Скачать файл)

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В г. ТАГАНРОГЕ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ И  СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По  курсу: «МЕНЕДЖМЕНТ»

На тему: «STEP-анализа предприятия пансионата с лечением ООО «Бригантина»

 

 

 

 

Выполнила: 

студентка гр.З-10

Енгалычева Гульнара

Проверил: 

Баканов Г.Б.

 

Таганрог 2013г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Введение……………………………………………………………3
  2. Теоретический раздел……………………………………………..4
  3. Материалы анализа, балльная оценка……………………………8
  4. Выводы……………………………………………………………17
  5. Заключение………………………………………….…………….18
  6. Перечень использованной литературы………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на необходимом  уровне. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом  выживания в долгосрочной перспективе. Фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию  внешней среды, поэтому наблюдение и анализ состояния среды требуют  постоянного внимания. Учитывая актуальность поставленной проблемы, целью данной работы является комплексное изучение внешнего окружения организации  для более эффективного принятия управленческих решений и разработки стратегий, необходимых для успешной деятельности компании.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды организации, ее элементы и их взаимодействие;
  2. Изучить методику STEP-анализа внешней среды организации;
  3. Исследовать внешнюю среду рассматриваемой организации с помощью STEP-метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический раздел

Под внешней средой организации  понимаются условия и факторы, возникающие  в окружающей среде в ходе деятельности фирмы и оказывающие или могущие  оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Набор этих факторов и оценка их воздействия  на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных  публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Фирма в процессе управления определяет, какие факторы, и в какой степени могут  воздействовать на результаты деятельности в настоящее время и в перспективе, что сопровождается разработкой  конкретных средств и методов  для принятия соответствующих управленческих решений.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего  потенциала на необходимом уровне. Для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее  окружение.

Факторы внешней среды взаимосвязаны. Под  взаимосвязанностью факторов внешней  среды понимается уровень силы, с  которой изменение одного фактора  воздействует на другие факторы. Так  же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора  окружения может обусловливать  изменение других.

Учитывая  сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация  или ее подразделения должны опираться  на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные  решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений  более трудным процессом.

Для оптимального изучения компонентов внешней среды, в современных исследованиях  стратегического менеджмента выделяют общую и конкурентную среду.

Среду прямого  воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это  окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно  влияют на деятельность конкретной организации.

К основным факторам среды прямого воздействия  на организацию относятся: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзные  органы, законодательство и государственные  органы.

Факторы среды косвенного воздействия или  общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого  воздействия. Среда косвенного воздействия  сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании опираются на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические (научно-технический прогресс), экономические (состояние экономики), социокультурные, политические, и международная среда.

STEP-анализ позволяет  изучить "поведение" внешней  среды, если адекватно оценить  воздействие на организацию как  минимум четырех типов факторов:

  • социальных (С),
  • технологических (Т),
  • экономических (Э),
  • политических (П).

Анализ внешней среды предприятия (PEST-анализ, STEP-анализ, GETS-анализ) включает в себя рассмотрение четырех составляющих окружения организации: экономику (Economy), политику или правительство (Government, Policy), общество (Society) и технологии (Technology).

Начальные буквы  названий этих факторов и составили  аббревиатуру данного метода анализа  внешнего окружения организации: СТЭП-анализ (STEP-factors analyzing).

Рассмотрим  их подробнее.

1. Технологические факторы (научно-технический  прогресс). Чтобы сохранить конкурентоспособность,  организация вынуждена использовать  достижения научно-технического  прогресса, от которых зависит  эффективность ее деятельности. Анализ технологии позволяет  своевременно обнаружить те возможности,  которые развитие науки и техники  открывает для производства новой  продукции, для усовершенствования  производимой продукции и для  модернизации технологии изготовления  и сбыта продукции.

2. Экономические  факторы. Состояние национальной  экономики влияет на стоимость  вводимых ресурсов и способность  потребителей покупать определенные  товары и услуги. Состояние экономики  влияет на возможности получения  организацией капитала для своих  нужд. Это, в основном, обусловлено  тем, что правительство сглаживает  последствия ухудшения экономической  обстановки, регулируя налоги, денежную  массу и ставку ссудного процента. Из числа наиболее важных экономических  факторов можно отметить следующие:  цены на энергию, процентные  ставки, обменный курс валюты, ставки  налогов, уровень инфляции, экономический  рост или спад.

3. Социокультурные  факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, трудовые отношения, уровень заработной платы и условия труда. К этим факторам относят: среднедушевые доходы, прожиточный минимум, среднюю заработную плату, культурные и жизненные ценности и нормы поведения, традиции. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения — независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.

4. Политические  факторы. Изучение политической  компоненты основывается на выяснении  программ партийных структур, групп  лоббирования в органах государственной  власти, отношения правительства  к различным отраслям экономики  и регионам страны, изменений  в законодательстве и правовом  регулировании. При этом важно  уяснить базовые характеристики  политической системы: какая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.

Анализ СТЭП-факторов обеспечивает ряд преимуществ:

1. Когда руководитель  со своими ближайшими сотрудниками  работают со СТЭП-факторами, они  начинают думать о внешнем  окружении, а не только говорить  о нем.

2. У сотрудников  появляется "видение" внешнего  окружения. Воспитывается культура  учета факторов внешнего окружения.

3. Свободно передвигаясь  от фактора к фактору, аналитик  выстраивает целостную картину  внешнего окружения.

4. Вырабатывается  общая методика анализа внешнего  окружения.

5. Возникает устойчивая  привычка размышлять над внешним  окружением и не сосредотачиваться  на внутренних проблемах.

Для сканирования внешней среды компании могут  использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с  помощью рыночных исследований (surveys) и фокус-групп (focus groups). Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов (competitor intelligence). Отслеживание внешней среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов.

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, выделяют в  несколько компонент. Этими компонентами являются: экономика, политика, технология, социальное поведение.

Таким образом, чтобы определить стратегию поведения  организации, руководство должно иметь  углубленное представление о  внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о  внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается  стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы выявить  угрозы и возможности, которые необходимо учитывать при определении своих  целей при их достижении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы анализа, балльная оценка

1. Характеристика предприятия

1. Миссия

Пансионат видит  себя одним из лучших учреждений на Российском туристическом рынке  по уровню качества обслуживания, обеспечения  доступным, разнообразным отдыхом  и лечением

2. Задачи предприятия

Повышение качества предлагаемых лечебных и рекреационно-туристических услуг, рост среднегодовой загрузки мест и ежегодный рост прибыли на 3-5%.

Долгосрочные  цели

- инвестиции  на внедрение новых технологий  в процессе предоставления услуг  и расширение туристического  пакета услуг, в подготовку  высококлассного персонала и  развитие общественных отношений  как внутри пансионата, так и  на внешнем уровне

2. Организационно-экономическая характеристика

Организационно-правовая форма – ООО.

Средняя численность  предприятия 120 человек

Средняя годовая  загрузка мест – 56%

Экономические показатели

2010г.  Объем продаж – 30 174 тыс.руб.

2011г. Объем продаж – 45 609 тыс.руб.

Уровень конкуренции Высокий

Уровень мед.-технического оснащения  Современное

Уровень оплаты труда  Средний для Краснодарского края

2. Пансионат - это вид гостиниц, который соединяет отдых и лечение. Пансионаты располагаются преимущественно за городом, в живописных местах у берегов озер, в горах или на морском побережье. Анализ внешней среды позволяет выявить факторы,  оказывающие позитивное/негативное влияние на развитие туристической отрасли в целом и индустрии конгресс-туризма в частности. В качестве модели, наиболее полно отражающей воздействие внешней среды на отрасль,  был выбран метод PEST-анализа,  который структурирует воздействие факторов внешней среды на индустрию туризма по четырем основным направлениям. Анализ представлен в таблице 1.    

 

 

 

Таблица 1  

Группа

факторов

Фактор

Проявление

Возможные ответные меры предприятия

1. Экономи-ческие

Несоответствие цены и качества средств  размещения

Неразвитая инфраструктура рынка туризма обуславливает завышение цен на проживание в гостиницах,  что отталкивает многих потенциальных туристов и формирует негативный имидж курорта.

Введение финансовых операций, сохраняющих покупательную способность средств

Рост курса доллара

Трудности с  получением долгосрочных кредитов

Сокращение темпов развития инфраструктуры предприятия

Непрозрачность рынка туризм

Отсутствие достоверных статистических данных о въездных потоках, размещениях в гостиницах и ценах на проживание затрудняют оценку реальной потребности в гостиницах и не дают возможности точно рассчитать объем инвестиций и срок окупаемости проектов.

Сокращение количества инвестиций, реализация проектов с наименьшим сроком окупаемости

Рост безработицы

Удешевление рабочей силы. Высвобождение  работников

Формирование рациональной кадровой структуры

Изменение системы налогообложения

Сокращение платежеспособного спроса, дополнительные перечисления в бюджет

Переход на другую систему налогообложения, поиск способов уменьшения налогов, ужесточение налогового контроля, консультации у аудиторов

2. Полити-ческие 

 

 

 

 

 

 

Визовые барьеры для иностранных  туристов

Сложная и дорогостоящая процедура  оформления виз является серьезным  препятствием, сдерживающим рост потока туристов в пансионат

 

Привлечение отечественных туристов, а также туристов из стран СНГ

Опасность террористических угроз

 

 

нестабильное положение на Юге России, террористические акты в регионах создают крайне неблагоприятный образ России в глазах мировой общественности.

Создание условий для безопасного  отдыха и лечения, усиление охраны, введение контрольно-пропускного режима

Проявление в органах государственной власти лобби от различных политических групп

Влияние лобби на выработку политического курса и законотворчество

Косвенное стимулирование участия в  политике лиц, представляющих интересы предприятия. Активная политическая позиция  руководства предприятия

3. Социальные 

 

 

Уровень доходов населения

Низкий уровень потребления,  бедность,  социальная диспропорция формируют  отрицательный имидж России и  Краснодарского края в глазах туристов.

Создание выгодных условий отдыха и лечения для туристов, привлечение  иностранных туристов

Российский менталитет

Россияне плохо говорят на иностранных  языках,  малообщительны и замкнуты. Это создает негативное впечатление  у иностранных туристов. 

Создание понятного, двуязычного, доступного интернет сайта с возможностью бронирования номеров пансионата

Краснодарский край – всероссийская  здравница

Курорт богат природными богатствами, уникальными лечебными процедурами, что привлекает многих туристов

Пропаганда имиджа Краснодарского края и имиджа одного из лучших пансионатов  на Российском туристическом рынке  по уровню качества обслуживания, обеспечения  доступным, разнообразным отдыхом  и лечением

4. НТП

(научно-технический прогресс  

 

 

 

 

Неразвитая туристская инфраструктура:

Отсутствие необходимого количества комфорта, а также нехватка средств  размещения сильно тормозят развитие туризма в регионе

Создание комфортных номеров, привлечение  квалифицированных сотрудников

Низкий уровень подготовки профессиональных кадров

Отсутствие профессионального менеджмента  в гостиничном бизнесе,  низкий уровень профессиональной подготовки кадров обуславливают низкое качество обслуживание клиентов,  что,  в  свою очередь, негативно сказывается  на восприятии гостиничного бизнеса  в целом.

Изменение кадровой политики пансионата, подбор более подготовленного персонала

 

Новая система классификации гостиниц

 С одной стороны дает возможность  привести весь гостиничный фонд  России к единым стандартам,  что,  несомненно,  является положительным  моментом.  С другой стороны,  быстрая классификация всех гостиниц  невозможна из-за более жестких  критериев оценки гостиниц и  больших затрат на необходимую  реконструкцию

Стремление к соответствию к международной  классификации гостиничных комплексов, реконструкция гостиницы, выделение  средств на модернизацию пансионата

Информация о работе STEP-анализа предприятия пансионата с лечением ООО «Бригантина»