Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:56, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть различные системы стимулирования труда в организациях и сравнить их.
В соответствии с поставленной целью  решить следующие основные задачи:
1)     выяснить сущность и содержание понятия стимулирования труда;
2)     разобраться в эффективности системы стимулирования труда персонала;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ  ТРУДА РАБОТНИКОВ…………………………………………………………………………7
1.1 Сущность и содержание понятия  стимулирование труда………….....................7
1.2 Эффективность системы стимулирования труда работников.….......................16
1.3 Проблемы стимулирования труда работников на предприятиях.......................19
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ  ТРУДА…………………24
2.1 Анализ стимулирования труда управляющих работников, на          примере предприятия «Орджоникидзе, 21»………….…...………….………..........................24
2.2 Анализ стимулирования труда управляющих работников, на примере предприятия «ООО Городская сеть маркет»……………….....................................30
2.3 Сравнительный анализ систем стимулирования на предприятиях……………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- системы материального 
стимулирования должны быть 
- системы должны быть гибкими, дающими возможность сразу же поощрять каждый положительный результат работы;
- поощрение персонала 
важно организовывать по таким 
показателям, которые 
- системы поощрений должны формировать у работников чувство справедливости материальных вознаграждений;
- системы поощрений 
должны способствовать 
- работники должны 
видеть взаимосвязь между 
Как уже отмечалось, способы экономического стимулирования должны зависеть не только от специфики фирмы в целом, но и варьироваться в зависимости от специализации работников:
 
Таблица 1.2 - Способы экономического стимулирования различных групп персонала [15]
Персонал  | 
  Вознаграждения  | 
Торговая группа  | 
  - Индивидуальные комиссионные с объемов продаж - Индивидуальная премия за вклад в общую прибыль - Групповые комиссионные с увеличения объемов -продаж за прошлый год - Групповая система долевого участия в прибыли  | 
Производственные рабочие  | 
  - Групповая сдельная система оплаты труда - Премии за досрочное завершение работы - Премии за сверхурочную работу - Общая схема долевого участия в прибыли  | 
Секретарь  | 
  - Вознаграждение за сверхурочную работу - Общая схема долевого участия в прибыли - Повышение до управляющего офисом  | 
Управляющий производством  | 
  - Вознаграждение за сверхурочную работу - Часть групповой  - Общая схема долевого участия в прибыли - Предложение о долевом участии в бизнесе  | 
Данная таблица демонстрирует принципиальную разницу подхода к разработке систем экономического стимулирования по группам персонала. Из него видно, что, например, система вознаграждения за сверхурочную работу обладает значительно большей универсальностью, чем схема долевого участия в бизнесе.
Но не только материальные стимулы важны персоналу. Не следует забывать и о нематериальных формах стимулирования, которые в некоторых случаях даже больше могут мотивировать. Например, благодарность за проделанную работу — одна из важнейших внутренних мотиваций. Позитивная оценка труда необходима каждому сотруднику даже при хорошем денежном вознаграждении — человеку нужно знать, для чего и кого он тратил время и прилагал усилия.
Так же одним из самых эффективных бонусов считается готовность руководства всегда прийти на помощь своим сотрудникам. Это может выражаться: в психологических консультациях, помощи в решении сложных рабочих моментов и даже в быстром реагировании на внезапный негатив из внешнего мира. Доверительные отношения в коллективе и благоприятный климат в организации так же может сказаться. Чем приятнее обстановка и окружение, тем больше и эффективнее хочется работать [16].
Как вариант – система бонусов 
в организации. Она не является подвидом 
материального стимулирования, но может 
создать определенного рода 
подспорье и может быть интересна определенному 
контингенту работников. У большинства 
компаний набор бонусов такого рода примерно 
одинаковый: 
- обеды в офисе 
- призы по итогам работы 
- корпоративные турпоездки со скидкой 
- корпоративные развлечения 
- оплата мобильной связи 
- оплата проезда 
- абонементы в фитнес – залы и бассейны 
- медстраховка [17].
Необходимо найти то идеальное соотношение материальных и нематериальных стимулов, которые были бы эффективны и приемлемы для конкретной организации. У каждой организации это отношение свое [18].
Между материальными и нематериальными стимулами существует тесная взаимосвязь. Так, заработная плата (материальный стимул) влияет на оценку и самооценку работника, удовлетворяя тем самым его потребности в признании, уважении окружающих, самоуважении, самоутверждении, т.е. материальный стимул выступает одновременно и как социальный, моральный, психологический. Но если использовать лишь материальный стимул, не задействовав социальных, творческих, моральных стимулов, то вся система стимулирования перестанет выполнять присущие ей функции в полной мере, что приведет к преобладанию экономических стимулов в ущерб социальным, моральным, психологическим и нравственным.Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга [19].
Однако, если система вознаграждения 
построена неэффективно, она может 
стать дестабилизирующим 
Выводы 1.1: Стимулы – внешние побуждения человека к деятельности. Специалисты делят систему стимулирования на материальную и не материальную. Материальная в свою очередь подразделяется на денежную и не денежную. Применять тот или иной вид стимулирования следует в зависимости от имеющихся средств, цели и конечно же внутренних мотивов работника, а так же от специфики фирмы в целом и конкретной специализации работника. Комбинировать виды стимулирования надо с умом. Важно понимать, что система стимулирования должна быть эффективной.
 
1.2 Эффективность системы стимулирования труда работников
Результативность трудовой деятельности персонала характеризуется многими экономическими показателями: продуктивностью труда, трудоемкостью работ, занятостью персонала, издержками производства, затратами энергии человека, условиями труда, доходами и рентабельностью труда и др. Эффективность стимулирования работников и системы управления производством на конкретном предприятии определяется степенью достижения основных экономических и социальных целей. Именно поэтому в динамичных рыночных отношениях предприятий следует так же использовать систему экономических нормативов и стандартов или ряд экономических целей, которые кратко можно сформулировать следующим образом:
- экономический рост, означающий 
желание обеспечить 
- полная занятость, 
- экономическая эффективность, 
характеризующая максимальную 
- стабильный уровень цен, не 
допускающий значительного 
- экономическая свобода, 
- справедливое распределение 
Представленный перечень широко признанных в рыночных условиях экономических целей может быть успешно использован на отечественных предприятиях для оценки действенности мотивации и стимулирования персонала и результативности трудовой деятельности. Цели определяют направление деятельности [22, с. 255 – 256]. Именно по этому важно процесс стимулирования соответствовал целям, чтобы он не шел в разрез с общими экономическими целями и стратегией организации и имел свои определенные цели. В числе которых можно выделить:
- удержание (привлечение) сотрудников в организацию
- повышение результативности и эффективности сотрудников
- обеспечение преданности (приверженности) сотрудников
- повышение степени удовлетворенности сотрудников работой [23].
К слову об удовлетворенности сотрудниками своей работой, она, как известно, может быть различна у многих работников в зависимости от их личных целей, а так же от уровня организации производственной, экономической, социальной и мотивационной деятельности. Различная степень удовлетворенности персонала отражает различный уровень достижения социальных целей организации. Сказанное означает, что критерием качества принятия решения, который соизмерял бы экономическую и социальную эффективность мотивации персонала, можно считать степень достижения поставленных целей.
А на повышение результативности труда мотивирующее воздействие оказывают такие факторы, как стиль руководства, четкое осознание цели работы, благоприятные условия труда, комфортная атмосфера и т.д. Влияние этих факторов в целом отражается на результатах труда, его продуктивности и эффективности.
Вообще, высокой результативности труда работников можно добиться двумя способами стимулирования: либо подбором персонала с соответствующей внутренней мотивацией, для которого важное значение имеет свое внутреннее удовлетворение достигаемыми результатами, либо путем внешнего стимулирования, при котором происходит удовлетворение желаний и потребностей человека через систему его стимулирования – как материального, так и морального [24, с. 258].
Баланс между материальными и нематериальными методами стимулирования может реализоваться путем предоставления организациями своим работникам и членам их семей дополнительных льгот, относящихся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития предприятия. А также предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера сверх обязательных выплат. Либо путем предоставления льгот и гарантий в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.)
Заинтересованность работников в работе на предприятии и его успешного экономического функционирования тем выше, чем больше количество предоставляемых льгот и услуг. Также, она зависит от того, насколько сумма выплат превышает установленный законом размер. При этом сокращается текучесть кадров, так как работник вряд ли захочет терять многочисленные льготы при увольнении [25, с. 152].
Надо отдать должное процессу стимулирования. Ведь помимо поставленных экономических целей процесса, при грамотном его применении в организации, можно получить ряд благоприятных сопутствующих эффектов, таких как:
- отождествление работника со своим предприятием
- личные цели и желания 
- рост производительности труда и желание работников трудиться
- социальная защищенность 
- улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного социально – психологического климата
- рост имиджа предприятия в глазах работников и общества [26].
Стимулирование работников для 
обеспечения высокой 
В настоящее время можно с 
высокой точностью оценить 
Вывод 1.2: В целом, на повышение результативности труда воздействие оказывает стиль руководства, благоприятные условия труда, благоприятная психологическая атмосфера, взаимоотношения с коллегами, осознание целей работы и т.д. Влияние этих факторов в целом отражается на результатах труда, его эффективности. Эффективность стимулирования работников на конкретном предприятии определяется степенью достижения основных экономических и социальных целей. Важно чтобы цели системы стимулирования были конгурэнтны общим задачам организации.