Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:09, курсовая работа
Целью моей курсовой работы стал алгоритм по разработке способов профилактики
и устранения конфликтных ситуаций в коллективе фирмы ЗАО «Камская торгово-
промышленная компания».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.      Изучить методологические  основы профилактики и устранения  конфликтов
в производственных коллективах;
2.      Провести анализ  действующей системы устранения  конфликтов, а также
определить ее основные недостатки;
3.      Разработать Алгоритм  по профилактике и устранению  конфликтных
ситуаций в фирме ЗАО «Камская торгово-промышленная компания».
Введение                                                                       2
     1.      Природа возникновения конфликта
1.1. Понятие, определение характеристики  конфликта
1.2. Типы конфликтов
1.3. Стадии развития конфликта
1.4. Методы управления конфликтом
     2.      Анализ разработки способов профилактики и устранения конфликтных
     ситуаций  в ЗАО «Камская торгово-промышленная  компания»
2.1. Цели, задачи, механизмы
2.2. Особенности управления персоналом  ЗАО «Камская ТПК»
2.3. Оценка эффективности способов  профилактики и устранения
конфликтных ситуаций
2.4. Факторы, снижающие эффективность  применяемых методов управления
конфликтами
     3.      Проект разработки способов профилактики и устранения конфликтных
     ситуаций  в ЗАО «Камская торгово-промышленная  компания»
     Заключение
тестированием)), каждый работник считает свою кандидатуру самой достойной.
Иногда многие просто не в состоянии ладить друг с другом. Такие конфликты
вне сферы влияния администрации, руководство лишь может предложить, но никак не
приказать сосредоточить внимание на решении проблем, а не на обсуждении личных
качеств друг друга;
Ø В работе менеджеров ЗАО «КТПК» существует индивидуальный план
продаж с нижней планкой. Имеются ежемесячные графики продаж. Выход за нижнюю
планку влечет за собой лишение некоторых привилегий (того же отпуска в нужное
время), неоднократное невыполнение плана – увольнение. Менеджеры, чтобы не быть
уволенными стараются ВСЕМИ методами выполнять план, «переступая через головы»,
поступая некорректно по отношению к своим коллегам (так называемое «воровство
(переманивание) клиентов»). В ЗАО «КТПК» имеются свои традиции и «кодексы
чести», менеджеры, работающие не первый год постепенно внедряют более молодых
коллег в его принципы.
3. Между личностью и группой.
Ø Коллектив устанавливает нормы поведения. Каждый должен их
соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой. В ЗАО «КТПК» существует
неписаный закон: «Мой клиент – это мой клиент». Ни под каким предлогом новый
член коллектива не должен его нарушать. Иначе группа его не примет. В
процессе адаптации каждый работник сам для себя выбирает стиль своего поведения
и способы разрешения и предупреждения конфликта.
Ø Очень часто, на собрании, обсуждая возможности увеличение объема
продаж, большинство считает, что этого можно добиться путем снижения цены на
автомобили, а кто-то один, твердо убежден, что такая тактика приведет к
уменьшению прибыли и создаст мнение, что автомобили, предлагаемые ЗАО «КТПК» по
качеству ниже, чем у конкурентов. Менеджера, мнение которого отличается от
мнения коллектива, можно рассматривать, как источник конфликта, потому, что он
или она идет против мнения группы. Руководство, в основном, прислушивается
к мнению большинства, но предложения меньшинства всегда принимаются к
рассмотрению. Инициативность поощряется морально и материально.
Ø Директор ЗАО «КТПК» (тоже работающий по найму) вынужден принимать
дисциплинарные меры, которые могут 
оказаться непопулярными в 
подчиненных. Тогда группа наносит ответный удар – изменяет отношение к
руководителю. На фоне такого конфликта очень страдает производительность
труда. Руководитель вынужден много времени проводить в объяснениях своих
решений, вместо непосредственного решения производственных вопросов.
4. Между подразделениями организации
Ø ЗАО «КТПК» состоит из нескольких подразделений, два из них
находятся в постоянной конфронтации: производственная база и отдел сбыта.
Производственная база выполняет заказы по установке на а/м «КамАЗ» двигателей
ЯМЗ-238, переоборудованию, доработке автомобилей. Заказы собраны менеджерами
отдела сбыта. Заработная плата производственных рабочих на несколько порядков
ниже, чем у менеджеров. Производственники считают это большой
несправедливостью, так как уверены, что без их работы, не было бы зарплаты у
менеджеров. Менеджеры же, наоборот, уверены, что без их работы по нахождению
клиентов и привлечению 
Отсюда уверенность менеджеров, что на них держится работа всей фирмы, в том
числе и производственной базы. Эта конфликтная ситуация существует со
времени основания фирмы, очень мешает нормальной работе фирмы, но директор
старается никогда не вмешиваться в нее. На фоне этого конфликта происходит
текучесть кадров на производственной базе.
2.1. Сильные и слабые стороны 
действующей системы 
конфликтных ситуаций
Управление конфликтными ситуациями ЗАО «КТПК» осуществляют следующие
структурные подразделения:
- руководство фирмы (генеральный директор, финансовый директор,
зам.директора по работе с персоналом)
В силу того, что они осуществляют управляющее воздействие на персонал, они
являются субъектом управления конфликтами.
Их управляющее воздействие направлено на работников, входящих в различные
социальные группы, являющиеся объектом управления конфликтами.
По количественным и качественным параметрам персонал ЗАО «КТПК» соответствует
производственным задачам 
Наименование  | 
  Списочная числ-ть на 01.03.03г.  | 
  Нормативная численность на 2004г.  | ||
человек  | 
  %  | 
  человек  | 
  %  | |
Всего  | 
  43  | 
  100  | 
  50  | 
  100  | 
в т.ч.  | 
  ||||
§ Производственные рабочие  | 
  22  | 
  51,1  | 
  30  | 
  60,0  | 
§ Руководящий состав  | 
  6  | 
  14,0  | 
  5  | 
  10,0  | 
§ Специалисты  | 
  15  | 
  34,9  | 
  15  | 
  30,0  | 
Качественный состав рабочих остается практически неизменным за последние 5 лет:
- средний уровень образования 12,5 усл.класса;
- средний возраст работающих 36,4 усл.лет;
- средний стаж работы в фирме 6,1 усл.лет.
Обучение и повышение 
профподготовки.
В ЗАО «КТПК» управленческий персонал на 100% имеет высшее образование:
- высшее техническое 66,67%
- высшее юридическое 16,67%
- высшее экономическое 16,67%
Качество подготовки специалистов ЗАО «КТПК»:
- высшее образование 86,67%
- среднее специальное 13,33%
Эти данные позволяют сделать вывод о достаточном уровне профессиональной
подготовки рабочих, специалистов и руководящего состава для решения
производственных задач.
Персонал ЗАО «КТПК», обладающий необходимыми навыками и выполняющий
производственный процесс, является необходимым человеческим ресурсом
производства и управления, в том числе управления конфликтами.
К физическим ресурсам, необходимым человеку для работы можно отнести
информационные ресурсы.
Информационные ресурсы изложены в методических и нормативных материалах
по организации труда всех категорий работников ЗАО «КТПК». В них отражены
особенности организации труда работников с учетом требований научной
организации коллективного труда, психофизиологических факторов и условий труда,
а также передового отечественного 
и зарубежного опыта 
Определение и обеспечение ресурсами – постоянная задача руководства организации,
которая решается путем планирования ресурсов, выделения, анализа их
адекватности, введения их в повседневную практику. Анализируя применяемые в ЗАО
«КТПК» методы административного воздействия с точки зрения их
влияния на стратегию и тактику развития системы мотивации труда, я пришла к
следующим выводам:
Организационное воздействие, оказываемое на персонал,
способствует высокому уровню регламентации управления конфликтными ситуациями
. В этом меня убедило наличие на данном предприятии внутренних нормативных
документов, регламентирующих деятельность персонала ЗАО «КТПК»
· хорошо проработанного устава закрытого акционерного общества
«Камская торгово-промышленная компания» (ЗАО «КТПК»), утвержденный годовым
Решения общего собрания акционеров;
· коллективного договора ЗАО «КТПК», подписанного генеральным
директором ЗАО «КТПК» и коллектива работников ЗАО «КТПК», способствующего
развитию партнерских 
· правил внутреннего трудового распорядка, разработанных в
соответствии с ГК и КЗоТ РФ;
·        наличие четкой 
организационной структуры 
структур предприятия и их ежегодная корректировка;
· наличие четких должностных инструкций сотрудников с определением
функциональных обязанностей работника и нормированием труда.
· используются экономические методы воздействия на персонал, такие,
как мотивация и стимулирования труда
В ЗАО «КТПК» применяются эффективные виды распорядительных воздействий.
Основанием для такого вывода послужило наличие:
· четких приказов директора ЗАО «КТПК», с указанием состояния вопроса,
мероприятий, ресурсов и ответственных;
Однако, в процессе анализа воздействия административных методов выявилось
слабое применение системы контроля за исполнением документов на предприятии,
что приводит к неэффективности некоторых распорядительных воздействий.
На мой взгляд, в ЗАО «КТПК» недостаточно развита кадровая политика.
Основные инструментарии в работе с персоналом – социально-психологические
методы. В ЗАО «КТПК» используются не в полной мере:
-         полученные 
методом анкетирования и 
используются при приеме на работу персонала;
- поддерживается дух соревновательности сотрудников (ежемесячное,
ежеквартальное, ежегодное проведение конкурса среди менеджеров на звание
«Лидер-менеджер месяца (квартала, года)».
Совершенно не используются такие 
социально-психологические 
-         организация 
индивидуальной работы с 
личности, темперамента (мероприятия по аттестации специалистов);
- проведение тренингов и семинаров для руководителей;
Необходимо отметить, что в настоящее время на фирме имеет место нервозность и
психологический дискомфорт в коллективе, несмотря на привыкание к некоторым
конфликтным ситуациям. Прежде всего, это обусловлено тем, что на предприятии
очень мало значения придается социально-
больше значения придается экономическим методам.
Для того, чтобы выяснить степень конфликтности работников предприятия,
стратегию поведения в конфликте, 
я применила такой метод 
тестирование [Приложение 1, 2, 3]. Взята группа работников ЗАО «КТПК» из
разных отделов, но имеющих постоянные производственные отношения.
Должность  | 
  Возраст  | 
  Стаж работы на занимаемой должности  | 
  Оклад  | 
Директор  | 
  39  | 
  13  | 
  10 000 + 20% от суммы прибыли всех менеджеров  | 
Гл.бухгалтер  | 
  47  | 
  9  | 
  15 000  | 
Менеджер по сбыту  | 
  27  | 
  3  | 
  10% от инд. прибыли  | 
Начальник базы  | 
  38  | 
  4  | 
  6 000  | 
Менеджер (ученик)  | 
  22  | 
  1  | 
  5% от инд. прибыли  | 
Результаты тестирования показали, 
что в среднем коллектив 
стиль поведения в конфликтных ситуациях предпочитают такой, как
сотрудничество.
Мною были использованы тесты с 
Интернет-сайта www.
2.3. Основные причины 
профилактики и разрешения конфликтных ситуаций персонала ЗАО «КТПК»
Результаты анализа основных элементов системы профилактики и разрешения
конфликтных ситуаций ЗАО «КТПК» позволили сделать вывод о недостаточной
реализации производственного и творческого потенциала рабочих фирмы. Это
привело к большой текучести 
высококвалифицированных 
3. АЛГОРИТМ СПОСОБОВ 
ЗАО «КАМСКАЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ»
1.1. Завоевание авторитета у сторон. Стороны должны
стремиться к позитивному 
образом с помощью консультанта. Поэтому для консультанта очень важно установить
хорошие взаимоотношения с обеими сторонами, не отдавая предпочтения ни одной из
них, поскольку в таком случае его деятельность не будет эффективной. Если одна
из сторон не видит никакого смысла в урегулировании конфликта, то
целесообразность дальнейшей деятельности консультанта вызывает сомнение.
1.2. Определение взаимоотношений сторон. Консультант
должен ясно представлять себе структуру сторон - участников конфликта. Неясное
лидерство, внутренняя силовая борьба, острое соперничество между фракциями и
другие факторы могут стать значительным препятствием к разрешению конфликта.
Очень важно познакомиться с формальными и неформальными лидерами и знать не
только их мнение, но и степень их готовности к активному соучастию в процессе
урегулирования конфликта. Широко распространенным методом при этом является
интервью с представителями обеих сторон как способ получения необходимой
Информация о работе Способы профилактики и устранения конфликтных ситуаций