Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 21:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе изучения теоретических основ мотивации труда разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала на предприятии.
В соответствии с целью работы в ней решаются следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы  мотивации труда на предприятии;
2) изучить характеристику ОАО  «Борисовский завод медицинских препаратов» и провести анализ системы мотивации персонала на предприятии;
Источник: собственная разработка
Пример расчета размера премии при различных вариантах выполнения или невыполнения показателей представлен в таблице 7.
Таблица 7 – Пример расчета размера премии
| Показатели премирования | Характеристика выполнения показателя | Размер премии, % | 
| 1 вариант | ||
| 1. Выполнение установленного  | Выполнено на уровне 100% | 5 | 
| 2. Выполнение показателя по  | Выполнено | 5 | 
| 3. Выполнение установленного  | Выполнено на уровне 100% | 5 | 
| 4. Выполнение заданного объема производства | Выполнено | 5 | 
| 5. Получение заданного размера прибыли от реализации | Выполнено на уровне 100% | 10 | 
| Общий размер премии | 30% | |
| 2 вариант | ||
| 1. Выполнение установленного  | Не выполнено | 0 | 
| 2. Выполнение показателя по  | Выполнено | 5 | 
| 3. Выполнение установленного  | Не выполнено | 0 | 
| 4. Выполнение заданного объема производства | Выполнено | 5 | 
| 5. Получение заданного размера прибыли от реализации | Не выполнено | 0 | 
| Общий размер премии | 10% | |
| 3 вариант | ||
| 1. Выполнение установленного  | Выполнено на уровне 105% | 5+5*2=15 | 
| 2. Выполнение показателя по  | Выполнено | 5 | 
| 3. Выполнение установленного  | Выполнено, уровень рентабельности на 2% выше установленного | 5+3*2=11 | 
| 4. Выполнение заданного объема производства | Выполнено | 5 | 
| 5. Получение заданного размера прибыли от реализации | Выполнено на уровне 110% | 10+5=15 | 
| Общий размер премии | 51% | |
Источник: собственная разработка
Как показывают расчеты премии, приведенные в таблице 7, новые условия премирования будут стимулировать руководителей, специалистов и других служащих предприятия к выполнению и перевыполнению доведенных показателей.
Также я предлагаю пересмотреть систему премирования рабочих организации. В настоящее время премирование рабочих подразделений осуществляется по показателям, приведенным в таблице 8.
Таблица 8 – Действующие показатели премирования рабочих ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов»
| Основные показатели премирования | Дополнительный показатель премирования | ||
| Наименование | Размер премии, % | Наименование | Размер снижения премии, % | 
| Выполнение заданного объема работ | 20 | Обеспечение состояния культуры производства с оценкой не ниже «хорошо» | 5 % за каждый балл ниже «хорошо» | 
| Отсутствие брака в работе (претензий от потребителей) | 10% | ||
Источник: собственная разработка на основе данных ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов»
Учет выполнения показателей премирования носит чисто формальный характер. Однако стоит иметь в виду, что премирование рабочих за выполнение и перевыполнение норм труда является одной из основных форм поощрения за высококачественный труд, стимулом к росту производительности труда.
Для поощрения роста производительности труда сегодня можно использовать в качестве исходного интервала премирования уровень выполнения нормы труда в пределах 100 %, а также вводить акцентированное премирование в интервале 100-120 % выполнения нормы труда. На работах, где достигнуто существенное перевыполнение норм труда, в целях поощрения дальнейшего роста выработки исходный размер премирования устанавливают с учетом достигнутого уровня производительности труда.
Предлагаемая система премирования представлена в таблице 9.
Таблица 9 – Предлагаемые показатели премирования рабочих
| Основные показатели премирования | Дополнительный показатель премирования | ||
| Наименование | Размер премии, % | Наименование | Размер снижения премии, % | 
| Выполнение заданного объема работ на уровне 100% | 10 | Обеспечение состояния культуры производства с оценкой не ниже «хорошо» | 5 % за каждый балл ниже «хорошо» | 
| Выполнение заданного объема работ на уровне 110% | 10 | ||
| Выполнение заданного объема работ на уровне 120% и выше | 10 | ||
| Отсутствие брака в работе (претензий от потребителей) | 10 | ||
Источник: собственная разработка
Рассчитаем размер премии в существующих и новых условиях премирования для укладчика-упаковщика 3 разряда.
Месячная тарифная ставка укладчика-упаковщика 3 разряда равна 1985 000 руб. Выполнение норм труда за отчетный месяц - 120 %. Оценка по культуре производства – «хорошо», брак в работе отсутствует. По действующим условиям размер премирования за выполнение показателей составил бы 30% (20 % - за выполнение нормы труда, 10 % - за отсутствие брака в работе). Рассчитанная сумма премии была бы равна 595500 руб. (1985 000 х 30 % / 100).
Размер премирования по предлагаемой шкале составит 40 %, а сумма премии будет равна 794000 руб. (1985 000 х 40 % / 100).
Рассмотрим другой пример. Выполнение норм труда рабочим за отчетный месяц - 100 %. Оценка по культуре производства – «хорошо», брак в работе отсутствует. По ранее действовавшим условиям размер премирования за выполнение показателей составил бы 30% (20 % - за выполнение нормы труда, 10 % - за отсутствие брака в работе). Рассчитанная сумма премии была бы равна 595500 руб. (1985 000 х 30 % / 100).
Размер премирования по новой шкале составит 20 %, а сумма премии будет равна 397000 руб. (1985 000 х 20 % / 100).
Как видно из данного примера, новый подход в премировании позволяет увеличить заработную плату рабочим, а также стимулирует рост производительности труда.
При всей привлекательности экономических форм воздействия на мотивацию работников, особое внимание следует уделить и системе нематериального стимулирования.
Для улучшения мотивационной среды рекомендуется:
1. Доработать сайт ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» с общим доступом (в сети интернет есть сайт ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов», но вся выложенная информация касается только всей компании целиком, отсутствует информация о подразделениях). На данном сайте предлагается размещать разного рода объявления. Например, объявления о различных конкурсах и соревнованиях внутри предприятия, по итогам которых отличившиеся сотрудники получают единовременное вознаграждение. Там же необходимо рассказывать о достижениях предприятия, о передовиках производства, их личных достижениях на рабочем месте. Это своеобразная «доска почета», только уже с применением современных технологий. В настоящее время передовиками «могут гордиться» только в пределах завода, а сейчас это можно вынести на всеобщее обозрение в сеть Интернет.
2. Руководству ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» следует особое внимание уделить психологическому состоянию своих работников. Ведь каждый из них ежедневно испытывает на работе стресс, связанный с условиями труда, самой профессией, с организацией рабочего места. Следствием длительного стресса может явиться синдром профессионального «выгорания» и хронической усталости. Чтобы избежать эмоционального «выгорания» работников, предлагается в качестве эксперимента организовать на территории организации работу Кабинета восстановительной психологии. Сотрудник в перерывах между работой или в свое свободное время сможет бесплатно получать в грамотном сочетании массаж (один раз в 2 месяца), релаксацию, восстановление трудоспособности и обучение приемам саморегуляции и защиты от стресса (один раз в 2 месяца).
Характеристика мероприятия, улучшающие нематериальную мотивацию, представлены в таблице 10.
Таблица 10 – Мероприятия нематериального стимулирования
| Мероприятие | Ожидаемый эффект | Необходимые действия | Ответственный | Затраты, млн. руб. в год | 
| 1.Доработка собственного сайта | Налаживание обратной связи с руководителями разного уровня | Доработка сайта | Начальник ОАСУ | 0 | 
| 2.Внутрифир-менные соревнования | Сплочение коллектива и приобщение к корпоративной культуре | 1. Разработка программ. 2. Размещение на сайте. 3. Проведение соревнования. 4. Выявление и награждение победителей (1 баз. величина) | Заместитель генерального директора по идеологии, кадрам и социальным вопросам, начальник ОАСУ | 0,150х12 мес.* 10 подр. = 18 | 
| 3.«Доска почета» в Интернет | Позволит работнику почувствовать свою значимость | 1. Составление списка достойных работников 2. Размещение на сайте | 
 -//- | 0 | 
| 4.Кабинет восстанови-тельной психологии | Повышение концентрации внимания; уменьшение количества ошибок, брака и снижение травматизма; сокращение текучести кадров; снижение заболеваемости работников | 1. Оборудование кабинета 2. Поиск и составление договора об оказании услуг профессионального массажиста (тайский массаж) 3. Поиск и составление договора об оказании услуг психолога | Заместитель генерального директора по идеологии, кадрам и социальным вопросам, юрист | 1. 10 
 2. 5,5*12 мес. = 66 (з/пл массажиста). 
 3. 6*12 мес. = 72 (з/пл психолога). | 
| Итого | 166 | |||
Источник: собственная разработка
Для расчета экономического эффекта от предложенных мероприятий предположим, что в результате их внедрения произойдет повышение производительности труда на 5%.
Годовая выработка на 1 работающего в 2013 году составила 371,5 млн. руб. Прирост выручки от реализации составит:
DВ=371,5х0,05х2513 = 46679 млн. руб.
Увеличение прибыли рассчитаем по формуле
∆П = ∆В×Уро/100,                   
где ∆П – прирост прибыли от реализации;
DВ – прирост выручки от реализации;
Уро – уровень рентабельности продаж, %.
∆П = 46679×23,9/100=11156,3 млн. руб.
Экономический эффект рассчитаем как разницу между увеличением прибыли и затратами:
Э = 11156,3 – 166,0 = 10990,3 млн. руб.
Кроме вышеперечисленных мероприятий по совершенствованию системы мотивации в исследуемой организации я предлагаю руководителям воспользоваться опытом руководителей успешных зарубежных компаний.
Константин Мельников, руководитель службы персонала компании «1С:ВДГБ», Москва: «Самой эффективной нематериальной мотивацией считаю внимание к личности своих работников, признание их успехов на профессиональной нише. В частности, следует проявлять индивидуальный подход к сотрудникам, лично поздравлять с днем рождения – к примеру, открытка, подписанная гендиректором. Можно подчеркнуть индивидуальность сотрудника – например, благодаря именному фотоаппарату, ручке или другим аксессуарам.
Также особое внимание уделяем публичному признанию успехов своих сотрудников. Сегодня не утрачивают свою актуальность такие способы признания как почетные грамоты либо благодарность в приказе. Могу рекомендовать и мастер-классы лучших специалистов – интересны самим выступающим и очень полезны слушателям…»
Алексей Герасименко, генеральный директор компании ООО CargoSoft, Москва: «Главной составляющей нематериального стимулирования сотрудников я считаю человеческое отношение к ним – только в такой ситуации можно рассчитывать на эффективную работу и признательность коллектива, а это дорогого стоит. Человеческое отношение – это обязательное признание заслуг, похвала за выполненную работу, понимание трудностей и проблем, возникающих при ее выполнении и, по возможности, помощь в нейтрализации этих трудностей. Еще один важный момент: я обязательно хвалю сотрудников за выполненную работу как лично, так и при всем коллективе, а также всегда в беседах привожу примеры успешной реализации какого-то проекта, называя имя отличившегося сотрудника…»
Валерий Порубов, генеральный директор ОАО «Шадринский домостроительный комбинат», заместитель Генерального Директора по производству ООО «Технокерамика», Шадринск (Курганская область): «На мой взгляд, забота о работниках – одна из первостепенных обязанностей руководителя производства. Этого принципа я и придерживаюсь…».
Таким образом, основа мотивации – личное внимание руководителя к каждому сотруднику.
Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. В то же время на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.