Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:04, реферат
Цель  реферата – понять смысл основных содержательных и процессуальных теорий мотивации.
      Для достижения данной цели необходимо решить комплекс поставленных задач:
Дать определение понятия мотивация и понять различие мотивации от понятия мотивирование;
Рассмотреть основные задачи мотивации;
Узнать, в чем суть содержательных теорий и рассмотрение их основных теорий;
Определить значение процессуальных теорий мотивации и рассмотреть основные теории.
Введение 3
Глава 1. Содержательные теории 5
1.1 Понятие мотивации и мотивирования 5
1.2 Теория Маслоу 7
1.3 Теория Дэвида Мак-Клелланда 9
1.4 Теория мотивации Фредерика Герцберга . 10
Глава 2. Процессуальные теории 13
2.1 Теория ожиданий Врума 13
2.2 Теория справедливости 15
2.3 Теория постановки целей 17
2.4 Теория мотивации Л. Портера - Э.Лоулера 18
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ИНСТИТУТ 
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 
Кафедра 
Общего Менеджмента и 
 
РЕФЕРАТ по дисциплине «Менеджмент» на тему № 13:
«СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ  
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ И ИХ ОТЛИЧИЕ 
ОТ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ» 
 
| Исполнитель
   Студент группы ДЭБ-302  | 
  ----------------------
   личная подпись «4» ноября 2011г.  | 
  Дубовая Мария Александровна | 
| Научный 
  руководитель
   кандидат экономических наук, доцент  | 
  ---------------------
   личная подпись «4» ноября 2011г.  | 
  Гусева
   Елена Петровна  | 
Москва, 2011
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Содержательные теории 5
1.1 Понятие мотивации и мотивирования 5
1.2 Теория Маслоу 7
1.3 Теория Дэвида Мак-Клелланда 9
1.4 Теория мотивации Фредерика Герцберга . 10
Глава 2. Процессуальные теории 13
2.1 Теория ожиданий Врума 13
2.2 Теория справедливости 15
2.3 Теория постановки целей 17
2.4 Теория мотивации Л. Портера - Э.Лоулера 18
Заключение 20
Список 
использованных источников и литературы 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
На рынке труда появляется все больше работников, обладающих достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т. е. люди с хорошей нравственной основой и пониманием труда, для которых высокая заработная плата не является приоритетным мотивирующим фактором. Компании, для того, чтобы повышать эффективность производства, нацелены на стимулирование таких работников для достижения более высоких результатов.
В настоящее время данная тема актуальна, как никогда, так как материальная мотивация является недостаточным условием для высоких достижений работников на предприятии. Социальные исследования в области менеджмента показывают, что материальное стимулирование имеет очень важное значение для работников низшего и небольшой части работников среднего звена. Для остальной части работников наиболее важным является другие аспекты мотивации – не финансовые, такие как общественное признание, уважение, различные бонусы и др. Чтобы менеджер мог грамотно стимулировать работников, ему необходимы базовые знания многочисленных теорий мотивации, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями.
Цель реферата – понять смысл основных содержательных и процессуальных теорий мотивации.
Для достижения данной цели необходимо решить комплекс поставленных задач:
      В 
качестве информационной базы были использованы 
учебники по менеджменту отечественных 
и зарубежных ученых, а также  
информация, содержащаяся на различных 
сайтах сети Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      При 
планировании и организации работы 
руководитель определяет, что конкретно 
должна выполнить данная организация, 
когда, как и кто, по его мнению, 
должен это сделать. Если выбор этих 
решений сделан эффективно, руководитель 
получает возможность координировать 
усилия многих людей и сообща реализовывать 
потенциальные возможности 
      К 
сожалению, руководители часто ошибочно 
полагают, что если некая организационная 
структура или некий род 
Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации, применяя на практике основные принципы мотивации.
При этом перед менеджерами предприятий встает ряд вопросов:
какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия;
как рационально организовать финансовую деятельность предприятия;
как максимально повысить эффективность управления трудовыми ресурсами и др.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и (или) личных целей.1
      Эти 
задачи не могут быть эффективно реализованы 
без создания действенных стимулов 
к труду и предприимчивости в 
сочетании с высокой 
Основными задачами мотивации являются:
формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
      обучение 
персонала и руководящего состава 
психологическим основам 
формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
      Для 
решения указанных задач 
Мотивирование – это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации в нем определенных мотивов.
Мотивирование считают сердцевиной, основой менеджмента, эффективность которого во многом зависит от верности пробуждения нужных мотивов.
Выделяют два основных типа мотивирования:
      1. 
Внешнего воздействия на 
      2. 
Формирование определенной 
      Первый 
и второй типы мотивирования не следует 
противопоставлять, так как в 
современной практике управления прогрессивно 
управляемые организации 
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех американских психологов: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
Одним из первых психологов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. (Рисунок 1).
Рисунок 1(http://bibl.tikva.ru)
Иерархия потребностей по Маслоу
Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
      Потребности 
в безопасности и уверенности 
в будущем включают потребности 
в защите от физических и психологических 
опасностей со стороны окружающего 
мира и уверенность в том, что 
физиологические потребности 
Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
      Потребности 
самовыражения - потребность в реализации 
своих потенциальных 
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.2
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Информация о работе Содержательные теории мотивации и их отличие от процессуальных